Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.
Целью программы является сопровождение процесса социализации ребенка, включенного в образовательную среду на основе выявления, поддержки и развития познавательных интересов, помощь в освоении навыков коммуникации в новых для ребенка ролях, освоения навыков командного взаимодействия и эффективного сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
к приказу от 30.08.2019 г. № 24-ВД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
693007, г. Южно-Сахалинск, ул. им. Антона Буюклы, 14,
Тел.: (4242) 22-54-75, (4242) 22-54-76, факс: (4242) 22-54-76 Email: school7@yuzhno-sakh.ru
Программа
тьюторского сопровождения курса
«Школа познания и созидания своего Я»
2019-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Для обучающихся начальной школы основными образовательными результатами педагогической деятельности становятся формирование учебных навыков и принятие роли ученика, поэтому деятельность тьютора фокусируется на построении процессов коммуникации детей друг с другом, с педагогами, и иными участниками образовательного процесса; помощи в создании команды для решения учебных задач, организаций внутрикомандного взаимодействия, помощи в выработке критериев оценки результатов своих действий и их рефлексии. Деятельность тьютора позволяет более эффективно строить линию социализации и обеспечивать процесс постепенного вхождения человека в разные формы взаимодействия с другими людьми, социокультурные сообщества и получения необходимого опыта принятия условий общежития и совместной деятельности.
Целью программы является сопровождение процесса социализации ребенка, включенного в образовательную среду на основе выявления, поддержки и развития познавательных интересов, помощь в освоении навыков коммуникации в новых для ребенка ролях, освоения навыков командного взаимодействия и эффективного сотрудничества.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- Наблюдение за действиями и поведением ребенка в коммуникативных ситуациях, требующих усилий для достижения значимого результата (в учебном пространстве, при групповой работе, неформальном взаимодействии, играх)
- Помощь в выстраивании продуктивной коммуникации (взаимодействии) через обучение правилам и алгоритмам
- Организация взаимодействия с родительским сообществом для совместного проектирования событийных коммуникативных форм
- Привлечение специалистов для оценки ситуации включенности ребенка в сложноорганизованную образовательную среду, помощи в решении трудностей, возникающих в коммуникации с ровесниками и взрослыми, выборе форм и методов развития или коррекции.
Целью психологического сопровождения является создание психологически безопасной, бесконфликтной и комфортной атмосферы в группах младших школьников, развитие их креативности.
Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:
- Выявление особенностей внутригруппового взаимодействия, уровня психологического комфорта в группе среди учащихся 1-4 классов;
- Создание и оптимизация социально-психологических условий для самопознания младших школьников и развития навыков сотрудничества в коллективе;
- Психологический анализ образовательной среды, коммуникативных затруднений учащихся 1-4 классов и причин их возникновения, а также нахождение путей их разрешения;
- Обеспечение администрации МАОУ НОШ № 7 психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций и оценки качества образовательного процесса в начальной школе.
- Общая характеристика тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»
Содержание программы тьюторского сопровождения определяются следующими принципами:
- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
- Описание места тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я» в учебном плане
Тьюторское сопровождение является частью программы «Школа познания и созидания своего Я». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
- Описание ценностных ориентиров содержания тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»
Одним из результатов тьюторского сопровождения является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семья. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
- Личностные и метапредметные результаты освоения тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»
В качестве результатов тьюторской деятельности мы выделяем следующие:
- Ребенок усваивает роль ученика, понимает правила, нормы, требования, понимает, как устроено образовательное пространство;
- Ребенок умеет работать в команде, понимает правила эффективного взаимодействия, свою роль в группе.
- Ребенок может сформулировать критерии оценки своих образовательных практик (с помощью тьютора), оценить свою деятельность, запланировать шаги для изменения.
- Ребенок воспринимает как норму диалоговое взаимодействие со взрослыми и ровесниками, может инициировать разговор для решения образовательных задач.
Результатом реализации психологического сопровождения программы «Школа познания и созидания своего Я» является:
- благоприятный социально-психологический климат в учебных коллективах;
- психологический комфорт каждого учащегося;
- снижение уровня школьной тревожности;
- использование младшими школьниками навыков сотрудничества в групповой деятельности.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся приобретает умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия.
У учеников формируется:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащийся учится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- Содержание тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»
Основные направления деятельности
- Сопровождение процесса социализации
- Сопровождение формирования коммуникативных навыков в групповых формах образовательной деятельности
- Сопровождение формирования исследовательских навыков и публичного выступления
В своей работе тьютор использует следующие инструменты:
- Письменная фиксация рабочих наблюдений в свободном виде (описание картинки и маркеров поведения)
- Создание планов развития и изменений, необходимых ребенку для эффективной адаптации и принятия роли ученика (с использованием схем, таблиц, рисунков, описаний на языке, понятном ребенку и родителям)
- Обсуждение опыта действия (самостоятельного или в группе) для выделения трудностей и успехов; закрепление ситуации успешного взаимодействия через обратную связи и игровые формы поощрения;
- Игрофикация процесса мотивации при работе командами и малыми группами
Тьютор:
- Общается с детьми в малых группах для решения текущих ситуаций, связанных с включением ребенка в образовательную среду и командную работу;
- Делится наблюдениями и беседует с родителями по возникающим вопросам, связанным с социализацией ребенка, совместно с родителями договаривается о единых правилах и требованиях, пошагового изменения ситуации.
- Проводит «стол переговоров» с детьми по окончании какого-либо блока работ для формирования навыков рефлексии своих действий и поступков, привития культуры обсуждения и самооценивания своих результатов.
Виды осуществляемого психологического сопровождения:
1. Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей младших школьников, учитывая которые они могли бы более успешно социализироваться и взаимодействовать с одноклассниками. Диагностика осуществляется в групповой форме.
2. Повышение уровня психологической грамотности младших школьников в вопросах взаимодействия в коллективе. Осуществляется в виде обсуждения результатов проведенных тестов, тематических Часов психолога (по запросам учащихся и педагогов) в групповой форме.
Возможные темы для обсуждения:
- Я и мой класс
- Границы моего личного пространства
- Как справляться со своей агрессией
- Как развить фантазию
3. Индивидуальная работа с родителями и учащимися. Основными темами для обсуждения являются результаты проведенных рисуночных тестов, затруднения в общении с одноклассниками и учителями, недеструктивное проявление эмоций, повышенная школьная тревожность.
Психологические тренинги в 1-4 классах направлены на усиление и развитие командности и навыков сотрудничества. В групповой форме младшие школьники отрабатывают умения, способствующие достижению результатов в совместной деятельности.
Развитие командности у младших школьников предполагает формирование следующих навыков:
- Активное слушание друг друга;
- Эмпатийное понимание;
- Нахождение компромиссной точки зрения;
- Решение конфликтных ситуаций;
- Регуляция эмоциональных проявлений.
- Тематическое планирование тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»
№ п/п | Темы | Количество часов |
«Магия команды» | 7 | |
Я и мой класс. | 6 | |
Эмоции и чувства. | 11 | |
Границы моего личного пространства. | 3 | |
Карта интересов. | 4 | |
Как развить фантазию | 3 | |
Итого | 34 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения групповых занятий необходим учебный кабинет с достаточным для подвижных упражнений пространством. Индивидуальная консультационная работа предполагает наличие отдельного помещения для создания атмосферы конфиденциальности и доверительности.
Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...
Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному включению в образоватеоьный процесс....
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»
Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...
Специфика тьюторского сопровождения обучающегося с РАС
В статье освещаются особенности работы тьютора с обучающимися,имеющими расстройства аутистического спектра....
"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"
Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
о тьюторстве в начальной школе, о работе с детьми РАС....