Специфика тьюторского сопровождения обучающегося с РАС
статья (1 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

В статье освещаются особенности работы тьютора с обучающимися,имеющими расстройства аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика тьюторского сопровождения обучающегося с РАС (расстройством аутистического спектра)

Залогом эффективного обучения ребенка с ОВЗ, в частности ребенка с расстройством аутистического спектра, является реализация специальных образовательных условий. То есть таких условий, при которых ребенок с РАС сможет усваивать адаптированную образовательную программу, составленную с учетом его индивидуальных особенностей. И в этой ситуации тьютор является неотъемлемой частью процесса.

     Очень важно отметить, что задача тьютора не помогать учителю осуществлять образовательный процесс, а помогать учащемуся стать частью этого образовательного процесса. Задача обучать ребенка остается за учителем. Тьютор не заменяет учителя в процессе образования, а является связующим звеном между ребенком и окружающими. Тьютор следит за состоянием ребенка, помогает решить сложные ситуации, направляя деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, создает большое количество обучающих ситуаций для развития навыков коммуникации и социализации.

Для адаптации обучающихся с  РАС в  школе крайне необходимо наличие тьютора, который способен не только понять столь необычного ребенка, но и научиться с ним правильно взаимодействовать и помогать учителям в общении с ним. Главная задача тьютора – помощь в адаптации ребенка в образовательную среду, а также содействие его социализации.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности.

Как правило, процесс адаптации ребенка с РАС является длительным и нестабильным. Наблюдения показывают, что для ребенка с РАС важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогу и тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время.

Дополнительные возможности для формирования более тесных личностных контактов с ребенком дает внеклассная работа: прогулки (целенаправленные и нецеленаправленные, игровые), посещение музеев. Очень важно выяснить, как конкретный ребенок относится к участию в том или ином мероприятии, и в случае необходимости поддержать его, помогая получить удовольствие. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно свободного времени в одиночестве, чтобы он смог восстановиться после чрезмерной стимуляции.

Если в классе есть ребенок с аутизмом необходимо создать ребенку тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса, он может иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надо стараться, чтобы это не отвлекало других учеников.

Такому ученику предпочтительнее в период адаптации сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать к обстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение класса, комнаты для занятий. Нужно дозировать контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.

Общение с ребенком должно осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможет ребенку привыкнуть к нему.

 Когда нужно сделать что-то очень неприятное с точки зрения ребенка с РАС очень важно, чтобы рядом с ним был человек, которому он доверяет и чтобы этот человек постоянно комментировал, что они делают и что происходит. Это психологический прием, который в случае включения ребенка с ОВЗ в социум хорошо работает.

     В процессе нахождения ребенка в школе важно уделять внимание не только его учебным навыкам, но и процессу социализации. Поэтому одна из важнейших задач тьютора во внеучебное время – работа над социальными навыками и коммуникацией сопровождаемого. В это время тьютор должен создавать как можно больше ситуаций, которые дадут возможность осуществлять обучение ребенка социальным навыкам. Тьютор должен приучать ребенка к общению с одноклассниками во время игры и досуга. При этом тьютор должен быть готов ответить на вопросы других детей о ребенке, если подопечный не может сам о себе рассказать, и выгодно преподнести его достоинства.

     Работа тьютора начинается, как только он принял ребенка в школе и заканчивается только после того, как ребенка передали родителям. На протяжении всего дня обучающий процесс происходит непрерывно. Идет работа не только над учебными навыками социализации и коммуникации, но и навыками самообслуживания. Именно этот аспект для детей с расстройствами аутистического спектра зачастую является ключевым моментом адаптации во внедомашней среде. Процесс обучения идет непрерывно – во время приема пищи, переодевания, туалета, подготовки своего рабочего места к уроку и др. И одной из важнейших задач тьютора является развитие самостоятельности ребенка, которого можно добиться постепенно систематически снижая уровень предоставляемых подсказок.

     Часто бывает, что не столько сам ребенок нуждается в поддержке, сколько взрослый стремиться эту поддержку ему оказать, и совершенно не оставляет ребенку возможность самостоятельной деятельности.

 Особенности развития ребенка с аутистическими расстройствами, о которых мы говорили выше, создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой ребенок испытывает множество трудностей. В этом случае на первых порах такой ребенок обязательно должен сопровождаться специалистом тьютором. Именно этот человек, не «приклеиваясь» к ребенку и не заменяя собой учителя, помогает ребенку сориентироваться и в пространстве тетради и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагога, снимая, тем самым трудности восприятия фронтальных заданий. Тьютор становится на первых этапах своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогая в организации учебного поведения. Тьютор может помочь ребенку на уроке - разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения и т.п.

 Тьютор, организуя проведение перемены для ребенка и других детей, способствует формированию у аутичного ребенка стереотипов социального поведения - именно в этих ситуациях происходит знакомство с примерами социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми. Особой специальной работы тьютора требует и развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы

В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.Целью программы является сопровождение процесса социализации ...

Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе  в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному  включению в образоватеоьный процесс....

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...

"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...