Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
материал по зож
Аннотация
Дети – это самое святое на земле!
Заниматься здоровьем детей -
Это самое благородное дело!
В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учителя начальных классов в общеобразовательном учреждении. Возраст детей, которых я обучаю - от 6,5 до 10 лет.
Ключевые слова:
- начальное образование;
- тьюторская поддержка (сопровождение);
- здоровьесберегающие технологии;
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- индивидуальный подход;
- познавательное развитие через движение;
- физминутки, гимнастика для глаз на уроках;
- саморазвитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_2_kozhevnikova_jv.doc | 422 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов»
Портфолио слушателя
курсов повышения квалификации по программе
«Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
Подготовил (а):
Ф. И. О. (полностью) | Кожевникова Юлия Витальевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Моздок Моздокского района РСО-Алания |
Должность | Учитель начальных классов |
Логин на сайте zdorov-tutor.anonii.ru | julia_mozdok |
Москва, 2015
Аннотация
Дети – это самое святое на земле!
Заниматься здоровьем детей -
Это самое благородное дело!
В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учителя начальных классов в общеобразовательном учреждении. Возраст детей, которых я обучаю - от 6,5 до 10 лет.
Ключевые слова:
- начальное образование;
- тьюторская поддержка (сопровождение);
- здоровьесберегающие технологии;
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- индивидуальный подход;
- познавательное развитие через движение;
- физминутки, гимнастика для глаз на уроках;
- саморазвитие.
Содержание
Контрольное задание по разделу | Стр. |
Раздел 1. Задание: Поработайте над первым шагом в создании своей профессиональной концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. | 4-5 |
Раздел 2. Задание: Используя одну из диагностик личностной позиции обучающегося по отношению к здоровью, составьте его индивидуальную карту развития в области культуры здоровья. | 6-8 |
Раздел 3. Задание: Составьте и кратко опишите структурно-функциональную модель органа (структурного подразделения) Вашей образовательной организации, отвечающего за сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья обучающихся. | 9-11 |
Раздел 4. Задание: Поработайте над вторым шагом в создании своей профессиональной концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Определите проблемное поле «Ребенок в образовательном процессе». | 12-17 |
Раздел 5. Задание: Опишите стратегию развития здоровьеориентированной личностной позиции. | 18-22 |
Раздел 6. Задание: На основе программ здоровьеориентированной направленности, которые Вы используете или хотели бы использовать в своей практической деятельности, составьте краткий анализ вопросов в области здоровья, обсуждаемых с обучающимися | 23-28 |
Раздел 7. Задание: Используя свой опыт, полученные знания, методы, приемы и технологии, разработайте план Дня здоровья в Вашей образовательной организации как ПИАР-СОБЫТИЯ. | 29-35 |
Раздел 8. Задание: Создайте свою индивидуальную концепцию здорового образа жизни, рассматривая здоровье как неразрывность физического, психического (психологического), социального, духовно-нравственного компонентов. | 36-37 |
Раздел 9. Задание: Используя одну или несколько из предложенных в лекциях методик (или подобрав / разработав методику самостоятельно), проведите экспресс-диагностику процесса или результата своей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Диагностика не должна занимать много времени и требовать большого количества затрат. | 38-39 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ.
Раздел 1.
Задание: Поработайте над первым шагом в создании своей профессиональной концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
ЦЕЛЬ: Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Достижение поставленной цели требует решения ряда ЗАДАЧ:
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
В школе, где я работаю, созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В своей деятельности я руководствуюсь особым подходом, а именно, тесно взаимодействую с детьми, родителями и педагогическим коллективом.
Мои принципы работы:
- Аксиологический принцип.
Здоровье субъектов образовательного процесса является высшей человеческой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада общества.
- Принцип меры.
Для здоровья хорошо то, что в меру.
- Культурологический принцип.
Признание педагога как носителя культурных норм, традиций человечества и педагогического сообщества в вопросах здоровьесозидания.
- Деятельностный подход.
Освоение детьми норм и правил жизни происходит в процессе совместной деятельности со взрослыми. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
- Принцип «не навреди!».
Использование только безопасных приемов и официально признанных.
- Гуманистический принцип.
Признается особая ценность ребенка как личности, его право на свободу, счастье, здоровье. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
(пословица)
Раздел 2.
Задание: Используя одну из диагностик личностной позиции обучающегося по отношению к здоровью, составьте его индивидуальную карту развития в области культуры здоровья.
Исходя из программы развития классного коллектива, мною была разработана индивидуальная карта развития ребенка (6,5 лет – 10 лет) в области культуры здоровья.
Я провела с детьми диагностику с использованием анкеты «Моё отношение к здоровью». Анализ результатов диагностики показал: под здоровьем многие дети младшего школьного возраста понимают отсутствие болезни. Они думают, что избежать болезни можно соблюдая правила гигиены. Я поняла, что у детей нет достаточных знаний о здоровье.
Значит дети нуждаются в тьюторской поддержке, так как сформированное в школьном возрасте ответственное отношение к своему здоровью является фундаментом.
Цель тьюторской поддержки: формирование у детей культуры здорового образа жизни и воспитание сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
1.Выявить уровень знаний у ребёнка о культуре ЗОЖ;
2.Создать правильные представления ребёнка о культуре ЗОЖ;
3.Воспитывать в ребёнке ответственное отношение к своему здоровью, здоровью близких людей;
4.Провести работу с семьей ребенка;
5.Оценить результативность проведенной работы.
Работу построила так, чтобы ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную) сформировал знание о культуре ЗОЖ.
Свою методику я строила в направлении личностно–ориентированного взаимодействия с ребенком, использовала разнообразные формы и методы, обеспечивающие участие ребенка в работе, дающие возможность проявить свои творческие способности.
В связи с этим особое место в данной работе занимают следующие формы обучения: совместные мероприятия, конкурсы, анкетирование, игры, викторины, экскурсии, беседы, оздоровительные минутки.
В результате проведенной работы с данными детьми будет проведен мониторинг, позволяющий оценить их уровень знаний о ЗОЖ.
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
А) Мыло
Б) Мочалка
В) Зубная щётка
Г) Зубная паста
Д) Полотенце для рук
Е) Полотенце для тела
Ж) Тапочки
З) Шампунь
2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (А) 2 расписание (Б)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
В) Зубы надо чистить утром и вечером.
4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
А) После прогулки
Б) После посещения туалета
В) После того, как заправил постель
Г) После игры в баскетбол
Д) Перед посещением туалета
Е) Перед едой
Ж) Перед тем, как идёшь гулять
З) После игры с кошкой или собакой
5. Как часто ты принимаешь душ?
А) Каждый день
Б) 2-3 раза в неделю
В) 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
А) Положить палец в рот.
Б) Подставить палец под кран с холодной водой
В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой
Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ВОПРОС № 1.
Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)
Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)
Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.
ВОПРОС № 2.
На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (4) 2 расписание (0)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
Показатель: Осведомлённость о правилах организации режима питания.
ВОПРОС № 3.
Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)
- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)
- Зубы надо чистить утром и вечером (4)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 4.
Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)
После посещения туалета (2) Перед едой (2)
После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0)
После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 5.
Как часто ты принимаешь душ?
Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.
ВОПРОС № 6.
Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
- Положить палец в рот (0)
- Подставить палец под кран с холодной водой (0)
- Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4)
- Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6)
Показатель: Осведомлённость о правилах оказания первой помощи.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчитывается обще количество баллов, набранных учащимся:
30-36 – высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
24-29 – достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
18-23 – недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
Меньше 18 – низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
Раздел 3.
Задание: Составьте и кратко опишите структурно-функциональную модель органа (структурного подразделения) Вашей образовательной организации, отвечающего за сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья обучающихся.
Программа формирования культуры здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Согласно вступившему в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», все сотрудники нашей образовательной организации ведут целенаправленную работу в области сохранения и укрепления здоровья детей по плану в рамках программы «Здоровый школьник».
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Ежегодно проводить углубленные медицинские осмотры школьников согласно нормативным документам. | В течение года по плану поликлиники | Медсестра |
2 | Организовать постоянный мониторинг здоровья школьников. | В течение года | Медсестра, кл. рук-ли |
3 | Активизировать работу по соблюдению санитарно – гигиенического режима в школе. | В течение года | кл.рук-ли |
4 | Проводить санитарные проверки состояния школы, пищеблока | В течение года | Медсестра |
5 | Провести семинар кл.рук «Формы и методы профилактики девиантного поведения и воспитания потребности в здоровом образе жизни» | ноябрь | Руководитель МО |
6 | Оформить Уголок здоровья | ноябрь | Руководитель МО кл.рук-ли |
7 | Проводить Уроки здоровья в 1-4 классах | 1 раз в четверть | кл.рук-ли |
8 | Проводить физминутки в 1-5 классах | постоянно | Классные руководители, уч.физ-ры |
9 | Разработать электронные презентации- физминутки для глаз | В течение года | Руководитель МО кл.рук-ли |
10 | Организовать работу спортивных кружков от учреждений доп.образования на базе школы | сентябрь | Завуч по воспит работе |
11 | Вовлечение обучающихся в спортивные кружки и секции учреждений доп. образования | сентябрь | Кл. рук-ли |
12 | Школьные спортивные соревнования (по отдельному плану) | В течение года | Учителя физ-ры, кл.рук-ли |
13 | Провести в школе Дни здоровья | Сентябрь, апрель | Учителя физ-ры, кл.рук-ли |
14 | Организовать работу кинолектория:
а) остановка дыхания, потеря пульса, удушье; б) травмы глаз. в)Гигиена и здоровье. | В течение 2 и 3 четверти | кл.рук-ли |
15 | Провести классные часы «Мы за ЗОЖ» | Ноябрь, апрель | Кл.рук-ли |
16 | Суд над вредными привычками | ноябрь | Кл.рук-ли |
17 | Акции: «День борьбы со СПИДом» «День отказа от курения», «День отказа от алкоголя» «21-й век - без наркотиков!» | Декабрь Ноябрь Апрель Декабрь | Кл.рук-ли |
18 | Диагностика - школьной зрелости с целью предотвращения перегрузок в период адаптации к школе. -психоэмоционального состояния учащихся начальных классов - готовности к обучению в классах с углубленным изучением предметов естественно-математического и гуманитарного циклов в 5 классах - характерологических особенностей личности и пути коррекции (10-11 классы) - профдиагностика учащихся 11 классов -индивидуальная диагностика учеников по Шкале Вегетативной Перцепции с целью выявления риска вегетативных дисфункций (органики или невроза органа) связанных с тревожностью, депрессией (7-9 классы). | В течение года | Педагог-психолог кл. рук-ли |
19 | Родительские собрания: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» | Декабрь | кл.рук-ли |
20 | Информирование учеников, родителей, педагогов по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения через беседы, лектории. | В течение года | кл.рук-ли |
21 | Месячник экологической безопасности | Апрель | кл.рук-ли |
Учитель должен донести до учащихся суть ценности ЗОЖ, сформировать у них мотивы сохранения и укрепления здоровья, создать ситуацию успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
Раздел 4.
Задание: Поработайте над вторым шагом в создании своей профессиональной концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Определите проблемное поле «Ребенок в образовательном процессе».
Начальная школа… Для каждого ребенка это новый, непростой этап в жизни: расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, появление потребности самовыражения. Но не всем детям это дается с легкостью. К большому сожалению, в настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития.
Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Эта проблема стала для меня особо важной, так как уже 18 лет я работаю в школе и замечаю, как с каждым годом деток с нарушением зрения становится всё больше. Появляются отклонения во всех видах деятельности, и проявляется это прежде всего в снижении количества и качества получаемой информации об окружающем мире. В свою очередь это тормозит и искажает развитие таких познавательных процессов как зрительное восприятие, образное мышление, речь, память, внимание, воображение.
Другими вторичными отклонениями являются недоразвитие двигательной сферы и ориентировки в пространстве, что в свою очередь ведет к нарушению осанки, снижению сопротивляемости к утомлению и простудным заболеваниям.
Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важнейший социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни для детей с различными возможностями здоровья.
ФГОС предусматривает включение в содержание здорового образа ребенка умение регуляции своей ведущей деятельности (учение, общение, познания, социальной практики) и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции.
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
- Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых.
Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Работая в школе, я проанализировала причины школьных болезней и пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.
Описание системы методов работы.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:
- недостаточная освещенность класса;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов;
- несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;
а так же поставил цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.
Связи с этим за очень короткий срок родители приобрели в класс, для лучшей освещенности, новые современные светильники; подобрали и отреставрировали школьные столы; для релаксации и проведения физминуток обеспечили ковром, подушками, настольными и напольными играми. Принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании.
Тесты проводились по таким темам:
- “В хорошей ли вы форме?”
- “Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”
- “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”
- “Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”
Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:
- Интенсификация обучения;
- Снижение двигательной активности;
- Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
- Нарушение зрения, осанки;
- Ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждая преждевременное наступление утомления, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- упражнения на ковре,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено | Опирается | Достигается | Приводит |
на обеспечение психического здоровья учащихся. | на преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). | Через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. | к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. |
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Изложенное выше показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Ссылка на изображение
http://rylik.ru/uploads/posts/2010-09/1283778427_school-4-kopiya.jpg
Раздел 5.
Задание: Опишите стратегию развития здоровьеориентированной личностной позиции.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
Ц е л и:
- развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;
- развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
З а д а ч и:
1) выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
2) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание);
3) воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6–7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:
– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
– сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;
– формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии);
– стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета;
– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль; предметный контроль).
Формы работы с одаренными детьми
(индивидуальная и групповая)
- организация факультативных и кружковых занятий в школе;
- работа с одаренными детьми в условиях обычных классов, на основе внедрения развивающих и личностно - ориентированных методов обучения, нетрадиционных
форм работы на уроке;
- проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;
- поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах («Русский медвежонок», «Кенгуру», "Кит", "British Bulldog");
- проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;
- психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
- консультации для детей и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.
Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Направления работы. | Виды и формы деятельности. | |
1. | Урочное | - решение частично-поисковых задач разного уровня; - выполнение творческих работ; - проблемно-развивающее обучение; - работа в малых группах; - проектно-исследовательская деятельность; - игровые технологии (деловые игры и путешествия); -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); - задания творческого и нестандартного характера;
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); - задания для развития познавательной активности; - задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация); - задания на выявление причинно-следственных связей; - задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность; - подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира; - помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе. |
2. | Внеурочное | - сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио); - подготовка и участие в календарных и тематических праздниках; - участие в классных, школьных, районных предметных олимпиадах; - участие в школьной и районной научно-практических конференциях; - участие в конкурсах чтецов; - проведение выставок детских работ, ярмарок талантов; - подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов; - подготовка и выпуск стенгазет; - литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки); - участие в школьной художественной самодеятельности |
3. | Внешкольное | расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования: - музыкальные школы; - спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, футбол, легкая атлетика, теннис, шахматы); - художественные школы; - хоровые студии; - участие во всероссийской олимпиаде школьников для учащихся 2-4 классов; - общероссийском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех»; - международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-4 кл.); - всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ».
|
Планируемые результаты реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Раздел 6.
Задание: На основе программ здоровьеориентированной направленности, которые Вы используете или хотели бы использовать в своей практической деятельности, составьте краткий анализ вопросов в области здоровья, обсуждаемых с обучающимися.
Я работаю в школе учителем начальных классов.
Для решения задач сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса нашей школы была разработана методическая разработка “Проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении”. Она посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.
Цель методической разработки:
Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
(направлены на педагогов)
- Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
- Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
- Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
(направлены на учащихся)
- Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
- Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
- Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
- Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.
(направлены на родителей)
- Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу.
- Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
- Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
- Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.
Технология модульного построения Недели Здоровья предполагает 3 основных этапа: подготовительный, реализации и аналитический этап.
1.Подготовительный этап
Неделя Здоровья является средством привлечения внимания учащихся к здоровому образу жизни. Подготовка и проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении предусматривает целый комплекс мероприятий. Для проведения Недели Здоровья в образовательном учреждении создается оргкомитет в составе представителя руководства образовательного учреждения, учителей физической культуры, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора, представителей органа ученического самоуправления, медицинского работника, психолога.
Для проведения тематической Недели в образовательном учреждении разрабатывается положение о проведении Недели Здоровья, сценарий - детализированный план мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, ответственных за проведение мероприятий.
2.Этап реализации
Опишем структуру проведения Недели Здоровья. Тематическая неделя разбивается на модули (режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, профилактика вредных привычек, здоровьесбережение в семье). Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться):
- 1 компонент: Тематические общешкольные линейки. На линейке дается старт новому дню, определяется тематика модуля, освещаются основные тезисы по теме модуля, происходит информирование о событиях и мероприятиях предстоящего дня.
- 2 компонент: Уроки здоровья с использованием здоровьесозидающих и иных современных педагогических технологий (тема и задачи определяются субъектами образовательного процесса совместно). Предполагает включение тематической пятиминутки по теме модуля в рамках учебного предмета.
- 3 компонент: Творческие конкурсы (стенгазет, сочинений, фотографий, социального плаката и т.д.), посвященные здоровому образу жизни.
- 4 компонент: Классные часы по отдельной проблеме здоровья и здорового образа жизни.
- 5 компонент: Интерактивные встречи, подготовленные педагогами, родителями на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни.
- 6 компонент: Спортивные соревнования для учащихся, педагогов, родителей.
- 7 компонент: Акции (Ярмарка вкусных и полезных блюд, “Присоединяйся!”, день открытых дверей спортивных секций, открытые уроки для родителей).
- 8 компонент: Работа тематических станций.
3. Аналитический этап.
По результатам проведения Недели Здоровья каждому классу предлагаются рефлексивные задания, анкеты, диагностики.
В завершении модуля проводится методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприятий (участвуют совместно учителя и представители органа ученического самоуправления). Готовится отчет по итогам Недели Здоровья (количество участвующих, количество проведенных мероприятий, сценарий, протоколы проведенных мероприятий, фотографии, стенгазеты, информация на сайте ОУ).
По итогам проведения тематической Недели Здоровья предполагается, что:
Педагоги образовательного учреждения станут более активно применять современные технологии, позволяющие сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Учащиеся образовательного учреждения будут более осознанно подходить к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, соблюдения режима дня, режима питания, личной гигиены.
Родители учащихся примут активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели Здоровья, обратят внимание на проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся; увеличится количество семей, практикующих различные виды спорта, активный семейный отдых.
План проведения Недели Здоровья
В рамках проведения Недели Здоровья в ОУ планируются следующие мероприятия:
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
1. Мероприятия с педагогическим коллективом | |||
1. | Создание рабочей группы, оргкомитета по проведению Недели Здоровья в ОУ | Администрация ОУ | |
2. | Разработка и утверждение положения о проведении Дней Здоровья в ОУ, плана проведения Недели Здоровья, назначение ответственных, организаторов, выбор жюри и судейской комиссии. | Оргкомитет | |
3. | “Здоровье ученика и учителя — основа успешной деятельности” | тематический педагогический совет | Администрация ОУ |
4. | Совершенствование учебно-методической базы и документальная работа:
| Оргкомитет | |
5. | Проведение соревнований среди педагогов ОУ по различным видам спорта | Оргкомитет, учителя физкульт. | |
6. | “Здоровая нация – это МЫ!” | Спортивная эстафета между педагогами и учащимися | Оргкомитет |
7. | Анализ проведения мероприятий в рамках проведения Дней здоровья в ОУ. | Администрация ОУ оргкомитет | |
2. Мероприятия с родителями | |||
1. | “Шесть секретов здоровья вашего ребенка” | Общешкольное родительское собрание | Зам. директора по ВР, школьный мед. работник, приглашённые специалисты |
2. | “Папа, мама, я – спортивная семья” | Семейные спортивные соревнования | Оргкомитет, учителя физкультуры |
3. | Вовлечение родителей в мероприятия, проводимые в рамках Дней Здоровья (в роли организаторов, приглашенных экспертов, жюри, зрителей, участников) | Классные руководители | |
3. Мероприятия с детским коллективом | |||
1. | “Здоровый образ жизни” | Анкетирование учащихся | Оргкомитет |
2. | “Живите здорово!” | Открытие тематической Недели Здоровья | Администрация ОУ, оргкомитет |
Общешкольная линейка, церемония открытия, старт творческих конкурсов (социального плаката, фотографий), презентация экрана соревнований “Самый здоровый класс”, оформление выставки тематической литературы “Здоровым быть здорово!”, размещение информации о мероприятиях Недели Здоровья на тематическом стенде, сайте ОУ. | |||
3. | “Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке” | Модуль, посвященный режиму дня | Оргкомитет |
Общешкольная утренняя зарядка, выпуск стенгазет “Режим — залог здоровья”, составление режима дня в начальной школе. | |||
4. | “Разумно есть — долго жить” | Модуль, посвященный здоровому питанию | Оргкомитет |
тематические уроки технологии, ярмарка вкусных и полезных блюд “Какова еда и питье — таково и житье”. | |||
5. | “Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь” | Модуль, посвященный различным видам спорта | Оргкомитет |
Соревнования по различным видам спорта, встречи с известными спортсменами города, уроки физкультуры в нетрадиционной форме. | |||
6. | “Живешь каково и здоровье таково”. | Модуль, посвященный профилактике вредных привычек | Оргкомитет |
Встречи со специалистами различных служб (УФСКН, МЧС, ПДН, ГИБДД), конкурс социального плаката. | |||
7. | “Папа, мама, я – здоровая семья!” | Модуль, посвященный здоровьесбережению в семье | Оргкомитет |
Конкурс фотографий “Спорт в нашей семье”, общешкольное родительское собрание, спортивные семейные праздники, открытые уроки для родителей по физической культуре. | |||
8. | Закрытие тематической Недели Здоровья. | Администрация ОУ, оргкомитет | |
Церемония закрытия, подведение итогов творческих конкурсов (социального плаката, сочинений, фотографий), награждение победителей и призеров конкурса “Самый здоровый класс”, оформление фотовыставки “Здоровым быть здорово!” (по материалам проведенных мероприятий), размещение информации об итогах “Недели здоровья” на тематическом стенде, сайте ОУ. |
Раздел 7.
Задание: Используя свой опыт, полученные знания, методы, приемы и технологии, разработайте план Дня здоровья в Вашей образовательной организации как ПИАР-СОБЫТИЯ.
Проведенный опрос среди обучающихся и их родителей показал, что проведение массового «Дня здоровья» является необходимым и актуальным мероприятием в школе.
Пиар-событие
«Папа, мама, я – здоровая семья!»
Цель пиар-события: Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи, обеспечение эффективного взаимодействия семьи и школы.
Задачи пиар-события:
- Способствовать формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся и родителей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Развивать спортивные и двигательные навыки.
- Показать ценность семейных отношений (любовь, взаимовыручка, дружба, сплочённость).
- Повышать роль семьи в учебно-воспитательном процессе.
Необходимое оборудование:
Плакаты с пословицами, поговорками и афоризмами о спорте (для оформления спортзала), спортивный инвентарь для проведения спортивных соревнований и эстафет, аудиоаппаратура для музыкального сопровождения спортивных соревнований, стенд для оформления фотовыставки, помещение для проведения общешкольного родительского собрания, проектор, компьютер.
Предварительная подготовка
Накануне оформить спортзал тематическими плакатами по пропаганде спорта и физкультуры, разработать и утвердить план-график соревнований, разработать положение о проведении спортивных соревнований, конкурсе фотографий «Спорт в нашей семье», заранее провести конкурс фотографий, назначить ответственных, определить состав судейства соревновании.
Программа дня
- Во время уроков – Тематические пятиминутки в рамках учебного предмета.
- В течение дня – проведение семейных спортивных соревнований по различным видам сорта, (по отдельному плану-графику).
- В течение дня – фотовыставка «Спорт в нашей семье», открытые уроки для родителей по физической культуре.
- По окончании уроков – общешкольное родительское собрание «Секреты здоровья ребенка».
Сценарий праздника «Папа, мама, я – здоровая семья!»
Звучат позывные парада (Команды готовы к параду).
Под музыку участники конкурса входят в зал. Участники – семейные команды, возглавляемые капитанами – самыми молодыми членами семей. Каждая команда в единой форме с эмблемой. Выстраиваются в одну колонну.
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, дорогие ребята, болельщики и гости! Как хорошо, что мы вместе собрались на этот замечательный праздник! Сегодня мы проводим соревнование-конкурс «Мама, папа, я – здоровая семья». И мы постараемся доказать на деле, что наши семьи самые дружные, счастливые, самые спортивные и, конечно, здоровые. Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желал познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И часто выходил победителем. А спорт это и есть: ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, РИСК, ПОИСК, ПОБЕДА. Я желаю всем успеха, а в выигрыше пусть останутся ваша дружба и сплоченность! Давайте помнить о том, что преодолеть жизненные трудности нам с вами будет легче, если мы будем вместе.
Девиз нашего праздника:
«Физкультуру каждый день – каждому ребенку,
Физкультуру в выходной – в каждую семью».
Чтец 1-й:
Посмотрите-ка, у нас
Здесь собрались 1-2 класс,
Ну а рядом – папы, мамы.
Папы бросили диваны,
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули.
Чтец 2-й:
Все хотят соревноваться,
Пошутить и посмеяться,
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать.
Чтец 1-й:
Этой встречи мы все рады,
Собрались не для награды.
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно!
Ведущий. Парад, равняйсь! «Парад, на флаг – смирно!» «Поднять флаг соревнований!» –
Звучит гимн России. «Парад, вольно!»
Чтец 1-й: А сейчас дорогие наши гости – болельщики и участники соревнований! Позвольте Вам представить многоуважаемое жюри (Ф. И. О. …, Ф,И. О…).
Чтец 2-й: Мы попросили их принять участие в нашем празднике в качестве главных спортивных судей и приглашаем их занять место за судейским столиком.
Чтец 1-й: После каждого этапа соревнования жюри будет подсчитывать баллы, и давать информацию о ходе конкурса. После последнего этапа жюри объявит окончательные результаты. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество баллов по сумме всех конкурсов. Не забыли мы о болельщиках и учредили приз для лучшей группы поддержки. Желаем участникам соревнования успехов!
Чтец 1-й:
А ну-ка, папы, мамы подтянитесь,
С детьми своими за победу поборитесь!
Итак, на старт я призываю всех!
Пусть вам сопутствует удача и успех!»
Ведущий. Итак, команды готовы, и мы начинаем соревнования!
1-й конкурс «Визитная карточка»
Ведущий. Наш конкурс начинается. В нем принимают участие семь семейных команд. Первый конкурс – визитные карточки команд. Я не сомневаюсь, что визитные карточки наших команд – это их обаяние, остроумие, способности и талант, трудолюбие и, бесспорно, умение подать себя. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.
Пока жюри подводит итоги ведущие задают вопрос командам детям и родителям.
Для детей:
Чтец 1-й: а) Мама задержалась на работе, что можешь приготовить сам?
Чтец 2-й: б) Ты самостоятельно не можешь решить задачу по математике, кто в семье поможет тебе?
Чтец 1-й: в) Ты испачкал свою одежду, как поступишь?
Чтец 2-й: г) Порвался учебник. Ты обратишься за помощью к родителям или сам отремонтируешь его?
Чтец 1-й: д) У тебя живут в доме животные? Кто ухаживает за любимчиком?
Чтец 2-й: е) Ты помогаешь родителям по хозяйству? Как?
Чтец 1-й: ж) Много ли времени ты проводишь с мамой и папой? Расскажи как?
Чтец 2-й: з) Что больше всего нравиться в твоих родителях? Расскажи.
Для родителей:
а) Сколько времени вы уделяете своим детям? Как?
б) Какой последний фильм вы смотрели вместе с ним в свободное время?
в) Как дети помогают вам?
г) Где и как вы проводите с детьми свободное время?
д) Гордитесь ли вы своими детьми?
е) Если бы вы были волшебником, чтобы вы сделали для своих детей?
ж) Представьте, что вы учитесь в школе, получили двойку . Как вы поступите?
з) Ваш ребенок не хочет выполнять домашние задания. Что вы будете делать?
Ведущий: Все участники справились с заданиями на отлично! Так держать!
Ведущий:
«Разминка». Перед любым соревнованием нужно как следует провести разминку, подготовить свое тело к физическим нагрузкам, размять мышцы, все как полагается у серьезных спортсменов. Сейчас команды одновременно будут проводить, разминку под руководством учителя физической культуры. И мы посмотрим, насколько качественно, эффективно, весело и опять-таки дружно и согласованно команды подготовят себя к дальнейшим стартам.
Ведущий: Пожалуйста, музыку для разминки. Комплекс выполняется под музыку (2 минуты)
Чтец 1-й: Наступило время спортивных состязаний. Кто быстрее преодолеет все препятствия мы узнаем прямо сейчас. Команды готовятся на старт!
Чтец 1-й:
Древние греки утверждают:
“Хочешь быть сильным – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай! ”
Ведущий: 2-й конкурс «Бег с теннисным мячом»
Первый участник (ребенок) с т/мячиком в руках обегает стойку (15 м от старта), возвращается к своей команде, которая стоит за линией старта в колонне по одному, передает т/ мяч следующему участнику – маме, мама – передает папе. Папа финиширует – эстафета окончена.
Чтец 1-й:
С эстафетой справились отлично.
Быстро бегать – это всем привычно.
А теперь попрыгаем, друзья,
Узнаем кто у нас самая прыгающая семья.
Ведущий: 3-й конкурс «Кто дальше прыгнет»
По-очереди, сначала ребенок, затем мама и последний – папа, выполняют прыжок в длину с места. Место приземления отмечается мелом по пяткам. Это место является местом начала прыжка следующего участника команды. Победитель определяется по сумме всех прыжков.
Чтец 1-й:
Когда идешь на штурм ты эстафеты,
Победа нам не очень – то видна.
Но все равно дойдем мы до победы,
Ни пуха, вам, команды, ни пера!
Ведущий: 4-й конкурс «Один за всех и все за одного»
(переправа в обручах – Папа + мама + один ребёнок)
В обруче в руках на уровне пояса первыми бегут папы, оббегают стоечку, возвращаются назад. Берут с собой в обруч маму и выполняют это же задание с мамой. Затем к ним в обруч встаёт ребёнок, и то же самое они выполняют втроём.
Чтец 1-й:
Ну, а следующая игра
Требует от игрока
Ловкости, уменья
Большого вдохновенья.
Чтец 2-й:
Стремление к победе
И веселый смех
Помогут вам
И гарантируют успех.
Ведущий: 5-й конкурс «Виртуозы»
У каждой команды (папы, мамы и ребенка) к поясу на нитке привязан воздушный шарик. Нужно раздавить шарики своих соперников, но при этом, сохранить свои. (Время на эстафету – 3 минуты). Выигрывает команда, у которой осталось больше шариков.
Чтец 1-й:
Видим мы со стороны
Команды в технике равны.
Взглянуть хотим мы побыстрей
Чьи капитаны пошустрей.
Ведущий: 6-й конкурс. Я вижу, капитаны готовы к конкурсу. Объявляю его условия.
Капитаны передвигаются «крабиком» до отметки, бегом возвращаются к исходной позиции. Побеждает команда, прибежавшая первой.
Ведущий: 7-й конкурс «Заключительная эстафета»
Капитан, добегая до указанного места, где лежат слова, берет одно слово, бежит к семье, папа бежит за вторым словом, мама – за третьим и т.д. Когда все слова будут на месте нужно выложить предложение: «Папа, мама, я – здоровая и дружная семья». Выигрывает та команда, которая первая составит предложение и капитан поднимет руку.
Жюри объявляет итоги последней эстафеты.
Ведущий: Мы подошли с вами к финишу.
Парад участников соревнований:
Для объявления результатов команды выстраиваются следующим образом: впереди ребенок, за ним мама и папа.
Чтец 1-й:
Последний вид соревнований,
Мы завершили и сейчас
Итог всех наших состязаний,
Пусть судьи доведут до нас.
– Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Все команды награждаются по номинациям.
- В номинации «Самая здоровая семья – I место
- В номинации «Самая упорная семья
- В номинации «За волю к победе»
- В номинации «Самая целеустремленная семья»
- В номинации «Самая дружная семья»
Под звуки спортивного марша все команды торжественно проходят по залу, а зрители их приветствуют.
Ведущий: Наши соревнования подошли к концу, но думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.
Чтец 1-й:
Всем спасибо за внимание,
За задор, за звонки смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья,
До счастливых, новых встреч».
Вперёд, за здоровым образом жизни!
Звучит музыка.
Раздел 8.
Задание: Создайте свою индивидуальную концепцию здорового образа жизни, рассматривая здоровье как неразрывность физического, психического (психологического), социального, духовно-нравственного компонентов.
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым!
Прошло уже 18 лет с того момента, как я переступила порог своей родной школы. Первые годы работы в школе были самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем побед. Самое главное, повторяла я себе, вовремя заметить успех ученика, поощрить и помочь раскрыться.
Годы летели как одно мгновение! Хотелось так много успеть сделать, но иногда просто не хватало сил, так как активный образ жизни мало времени оставлял на отдых. Однако в любом деле нужен профессионализм, а в педагогике особенно. Педагогика - это настоящее творчество, постоянный поиск. Нельзя останавливаться на достигнутом!
Я начала изучать различные методики, направленные не только на улучшение качества преподавания, но и на сохранение и укрепление здоровья учащихся, так как школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, гораздо труднее учиться.
Мне, как учителю начальных классов, важно помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Поэтому и цель своей педагогической деятельности я определила так - повышение уровня образовательной и воспитательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Я так же думаю, что здоровьеориентированные технологии педагог обязан не только провозглашать, они должны базироваться на его жизненных ценностях и отражаться в деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что начинать работу надо с себя, с преодоления накопившейся за долгие годы усталости.
В плане физического аспекта я в первую очередь обратила внимание на свой распорядок дня. Одно из родительских собраний было посвящено данной теме как необходимом требовании в воспитании здорового поколения. Мною были даны рекомендации по реализации данного вопроса. Учащиеся класса, в свою очередь, разработали режим дня и представили его презентацию.
Следующим вопросом стало увеличение двигательной активности. Во Дворце культуры я записалась на кружок «Национальные танцы», куда стала ходить с удовольствием после работы. А утром, перед первым уроком, делилась радостными впечатлениями со своими малышами, старалась рассказывать о занятиях воодушевленно, чтобы заинтересовать их. В скором времени многие ребята стали заниматься танцами. Я стала замечать, что даже проведение физкультурных минуток на уроке в интересной танцевальной форме позволяет ребятам лучше отдохнуть на уроке.
Реализуя работу по сохранению физического здоровья, я пересмотрела свой подход к вопросу сбалансированного питания, необходимого моей семье. Учащимся было предложено познакомиться с рационом и качеством продуктов в их семьях, после чего дети стали более внимательно относится к своему питанию и времени его приема.
Я стремлюсь познакомить детей с нормами здорового образа жизни не формально, а реально.
Это и есть мое отношение к работе, моя жизненная позиция, а концепция здорового образа жизни заключается в постоянном положительном примере во всем для своих замечательных воспитанников.
Раздел 9.
Задание: Используя одну или несколько из предложенных в лекциях методик (или подобрав / разработав методику самостоятельно), проведите экспресс-диагностику процесса или результата своей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Диагностика не должна занимать много времени и требовать большого количества затрат.
Изучив лекционный материал раздела 9, поняла актуальность проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Диагностическая работа
Я для изучения подобрала методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:
- тесты цветового выбора М. Люшер;
- проективные методики: “Рисунок семьи”, “Дерево”;
- анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;
- тест школьной тревожности Филлипса;
- “Карта наблюдений”, предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.
Последние четыре года, проводя набор детей в 1-е классы, я обратила внимание, что ежегодно в школу поступают дети уже с высоким уровнем тревожности. Причем по тестам интеллектуального развития эти дети показывают высокий и хороший уровень.
Результаты диагностики, проводимой в период адаптации ребят к 1 классу (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься.
С детьми данной группы проводились занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости.
Так как у нас школа начальная, то наблюдается высокая активность родителей к взаимодействию и решению общих проблем. Но чем старше становятся их дети, тем активность родителей снижается. Поэтому необходимо рекомендовать классным руководителям использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, разнообразить тематику родительских собраний, в том числе и по ЗОЖ. Необходимо также совершенствовать материально-техническое обеспечение школы современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности".
Литература: 1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогическогообразования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов идр. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.2. ...
Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.
В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено постро...
Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы
В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.Целью программы является сопровождение процесса социализации ...
Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному включению в образоватеоьный процесс....
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»
Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...
"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"
Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...