Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
консультация

Ночевнова Валентина Тарасовна

 

Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе  в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному  включению в образоватеоьный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для достижения цели и задач тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации необходимо:

 1. Для полного нормативно-правового обеспечения образовательного процесса необходимо разработать следующие локальные акты:

- Должностная инструкция тьютора в образовательной организации;

- Договор с родителями и ОО на оказание тьюторской услуги;

- План работы тьютора по сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- Циклограмма деятельности тьютора.

2. Обеспечить систему взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров, заключив договора о сотрудничестве со следующими учреждениями:

- Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет»;

- Областной центр специально образования Самарской области;

- СГООИК «Ассоциация ДЕСНИЦА».

3.  С целью реализации материально-технических условий организации образовательного процесса необходимо организовать:

- учебное место для обучающегося (отдельная парта с изменяющимся углом наклона, с закрепленной подставкой для ручек, карандашей);

- санитарно-бытовые условия (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- уголок уединения (или приспособленное для этого место отдыха);

- технические средства (ПК, проектор, сенсорный планшет, экран, копировальная техника, принтер).

4. Создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса для обучающегося, включающих:

-  адаптацию содержания учебного материала;

- адаптацию имеющихся и разработка необходимых учебных и дидактических материалов;

- обеспечение необходимыми учебными материалами (учебники, в том числе с электронными приложениями, рабочие тетради);

- временную структурированность образовательной среды (расписание учебной и внеучебной деятельности с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей);

- пространственную организация среды, которая должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;

- индивидуализированную оценку достижений обучающегося.

5. Участие в осуществлении психолого-педагогического сопровождения обучающегося совместно со специалистами, которое направлено на:

- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;

- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом;

- отработка жизненных навыков (самостоятельность в быту и социуме).

6. Кадровое обеспечение образовательного процесса (укомплектованность специалистами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА).

7. Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, командный метод работы.

8. Работа с семьей ребенка (установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка).

 В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты).

Мини команда

Основные направления взаимодействия

Примерное содержание взаимодействия

Формы взаимодействия

Учитель-тьютор-специалисты сопровождения, родители ребенка с ОВЗ

1. Создание специальных условий для адаптации обучения ребенка с ОВЗ.

2. Разработка индивидуального образовательного маршрута

1. Определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ (по результатам ОПМПК), по результатам обследования ребенка специалистами ПМПк.

2. Анализ и оценка имеющихся ресурсов; определение необходимости привлечения дополнительных внутренних и внешних ресурсов.

3. Создание безбарьерной среды: оборудование класса и прилегающих помещений, необходимыми приспособлениями, мебелью и дидактическими материалами.

4. Определение общих стратегий и тактик Команды в организации образовательного процесса, психолого-педагогическом сопровождении.

5. Постановка конкретных целей и задач, определение регламента взаимодействия специалистов в направлениях «социализация», «освоение образовательной программы» на определенный период.

6. Оценка динамики развития достижений ребенка с ОВЗ, выявление эффективных тактик и подходов в организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения.

Школьный психолого-педагогический консилиум

Учитель-координатор

Взаимодействие со специалистами междисциплинарной команды. Поиск и актуализация ресурсов.

1. Формирование расписаний учебных и внеучебных занятий с ОВЗ с учетом требования СанПиН.

2. Организация заседаний ПМПк.

3. Обеспечение конкретными учебными и дидактическими материалами.

4. Повышение профессиональной компетенции.

5. Разработка и внедрение в практику новых технологий. Трансляция результатов инновационной профессиональной деятельности.

6. Взаимодействие со специалистами РЦ, ПМПк с другими организациями по вопросам сопровождения.

7. Взаимодействие с общественными организациями по вопросам юридической поддержки, организации просветительских мероприятий для учащихся и родителей.

Рабочие встречи, консультации, совещания, семинары, конференции, профессиональные мастерские.

Учитель-родители ребенка с ОВЗ

Организация взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ

1. Определение и реализация стратегии по формированию эффективного взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ на основе сотрудничества и разделения ответственности.

2. Определение тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения Д/З, единые требования учителя и родителей, формирования самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования).

ПМПк, специально организованные встречи, консультации

Учитель-психолог-воспитатель-педагог дополнительного образования

Адаптация ребенка с ОВЗ в школе, в группе сверстников. Формирование коммуникативных компетенций, способствующих наиболее полному включению в образовательный процесс.

1. Организация деятельности по облегчению адаптации ребенка в школьной среде: наглядное расписание, визуальные поддержки с алгоритмом действий, дополнительная маркировка рабочего места и классной комнаты, фотоальбом с портретами педагогов и одноклассников.                        

2. Планирование и организация работы по формированию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, толерантных установок всех участников образовательного процесса.

3. Защита прав ребенка с ОВЗ и его родителей.  Предотвращение конфликтных ситуаций среди детей и родителей.            

Рабочие встречи, мини консилиумы по текущим вопросам адаптации и социализации ребенка с ОВЗ, подготовка и проведение внеклассных мероприятий и праздников, «уроков доброты», тренингов взаимодействия, проведение игровых перемен, динамических пауз.

Учитель-логопед-дефектолог

Адаптация ребенка с ОВЗ в школе, в группе сверстников. Формирование коммуникативных компетенций, способствующих наиболее полному включению в образовательный процесс.

1. Подбирает формы организации учебной работы, методы и приемы обучения, способствующие успешному усвоению программного материала, в конечно итоге социализации.

2. Проводит работу по соблюдению правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее АООП НОО НОДА).

2. Выготский Л.С. Психология Текст. / М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Голиков Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н.А. Голиков // Педагогическая техника, 2016. - №6. - С. 93-99.

4. Гущина Е.А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Гущина, И.В. Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 36-38.

5. Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Серия «Инклюзивное образование». М.: МГППУ. 2012.

6. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.thetutor.ru/pro/ articles02.

7. Муха Н. В. Индивидуальный подход и индивидуализация образования: обозначение различий // Тьюторское сопровождение. - 2013. - № 1. - С. 12-16.

8. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2012 - 92 с.

9. Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития /И.Е. Токарь // Социальная педагогика, 2015. - №5. - С. 93-105.

10. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 224-229.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное дефектологическое занятие с обучающимся,имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата по теме "Времена года"

ФИ обучающегося  Класс 3-БТема Времена года.Тип Закрепление пройденногоЦель Развитие познавательной сферы учащихся (...

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Модель индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»

Модель предназначена для  сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...