Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
статья
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Отдельную группу обучающихся с ОВЗ составляют дети с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. У детей с РАС наблюдается ограниченность когнитивных возможностей; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка во время учебного процесса.
С учетом специфики данных расстройств, большая часть детей с РАС обучаются на дому, дистанционно или в индивидуальном порядке. В некоторых случаях возможно обучение в рамках инклюзии. Инклюзивное образование детей с РАС считается эффективным при условии реализации системы комплексного сопровождения обучающихся.
Одной из главных образовательных потребностей ребенка с РАС является оказание постоянной системной помощи на протяжении всего процесса обучения. Одним из направлений сопровождающей деятельности образовательного учреждения является тьюторское сопровождение, представляющее собой педагогическую деятельность по индивидуализации образования. Тьютор – это специалист, сопровождающий образовательную деятельность учащегося. В случае ребенка с РАС, практически все виды деятельности в школе являются образовательными, в той или иной мере, и соответственно требуют тьюторского сопровождения. Задачей тьютора является создание необходимых условий для удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося.
Главной целью взаимодействия тьютора и ребенка с РАС является достижение максимально возможного для конкретного ребенка уровня самостоятельности, его социальная адаптация в условиях инклюзивного обучения. Вначале обучения тьютор и ребенок действуют как некий «тандем», необходимые навыки сначала отрабатываются в тесном взаимодейтсвии с тьютором. Успешность включения ученика с особыми образовательными потребностями в процесс инклюзивного обучения оценивается в зависимости от уровня его развития когнитивной сферы, коммуникативной сферы, эмоциональной сферы и его самостоятельности.
По мере усвоения ребенка форм учебной деятельности и отработки соответствующих моделей поведения, тьютор постепенно отстраняется, предоставляя ребенку большую самостоятельность действий, при этом продолжая контролировать образовательный процесс и оказывая помощь в случае необходимости.
Адаптация ребенка с РАС к новой обстановке, как правило, протекает намного дольше, чем у других детей. Родителям и тьютору, необходимо максимально чутко и аккуратно вводить ребенка в школьную жизнь в комфортном темпе. Для этого требуется тщательная предварительная подготовка, которая организуется в зависимости от потребностей ребенка.
Для детей с РАС важно постоянство окружающей среды. Любые изменения привычного хода событий могут ввести ребенка в ступор, спровоцировать неожиданную эмоциональную реакцию. Для адаптации ребенка к учебной деятельности необходимо каждый день действовать по определенному, заранее выбранному алгоритму. Это поможет ребенку успокоится и влиться в образовательный процесс. Целесообразно постепенно знакомить ребенка с различными учебными и коммуникативными ситуациями, вырабатывать необходимые навыки и умения, и накапливать знания о том, как и когда их можно применять. Получение подобного жизненного опыта обеспечивает расширение области, где ребенок способен самостоятельно справится с проблемой, уже имея образец модели ее решения.
Одной из специфических особенностей детей с РАС, является преимущественно визуальное восприятие окружающей среды, отсутствие волевого контроля своих действий и, так называемое, «полевое» поведение. Действия ребенка зависят от того, что он видит вокруг себя. Его привлекают изображения, он следует по линиям на полу, стрелкам, увлекается различными предметами. В подобных случаях, специалисты рекомендуют сруктурировать пространство: отделить рабочую зону от игровой, цветом или линиями; поместить в зоне видимости ребенка памятки, о том, как действовать в определенных бытовых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.
Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...
Логопедическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра
Статья о ключевых направлениях работы учителя-логопеда и приемах работы по развитию речи, глобальному чтению, письму у детей с расстройством аутистического спектра....
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
о тьюторстве в начальной школе, о работе с детьми РАС....