Методическая разработка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности
у обучающихся с ДЦП и с умственной отсталостью
в 1-4 классе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 663.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Воскресенская средняя школа
«Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности
у обучающихся с ДЦП и с умственной отсталостью
в 1-4 классе»
Педагог-психолог К.Н. Соловьева
«Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Включение детей с умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории. У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения. Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.
Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Цель: Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности у обучающихся с ДЦП и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленное на преодоление отклонений в психофизическом и умственном развитии, а также приобретение социального опыта.
Задачи, решаемые развитием моторики:
- Накопление двигательного и практического опыта;
- Укрепление рук, развитие плавных, точных и координированных движений;
- Развитие психических процессов (восприятие,ощущение, внимание, память, речь, воображение, мышление);
- Развитие усидчивости.
Методы, приемы, формы и средства работы.
Работу по данному направлению лучше проводить индивидуально, но возможно использование некоторых средств и при групповой работе.
- Для развития мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью и ДЦП я использую пальчиковую гимнастку и массаж/ самомассаж.
Массаж и самомассаж
Массаж и самомассаж (разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев), гимнастический комплекс (сжатие и разжатие кулака; поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки); вращение кистью рук; упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами; упражнения, связанные с укреплением мышц руки: хватательные движения, работа с мячиками) рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее.
Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Инсценирование руками стихов по образцу педагога: «Моя семья», «Улей», «Капуста», «Дружба», «Цветы», «Зайцы», «Дом и ворота», «Помощники» и др..Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии 2-3 минуты.
Массажу и пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.
Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
В ходе проведения занятий я использую следующие виды массажа и гимнастики:
- массаж рук, пальцев; (использую массажер Су-Джок)
- упражнения с мягкими мячами-массажерами небольшого размера;
- игры с пальчиками.
- Так же на каждом занятии я использую графические упражнения.
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики пальцев и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, учат правильно держать ручку и карандаш, кисть, ориентироваться в пространстве, что очень важно в процессе деятельности. Штриховка -обведение контура по трафаретам и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями); обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур; обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша; дорисовывание второй половины рисунка;
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
3.Благотворное воздействие на развитие моторики рук оказывают игры с предметами:
- мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой.
Главное, как мне кажется, положительная и эффективная сторона проведения таких занятий достигается за счет того, что обучение идет по принципу : «Учимся, играя!»
Методические рекомендации
Для оптимального развития мелкой моторики в процессе обучения необходимо методически грамотно организовать уроки, подбирая дидактический и демонстрационный материал.
Все задания и упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и атрибутов, использование игровых моментов (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов.
Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
Если у ребенка нет настроения, лучше отложить упражнение до более подходящего момента.
Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно, так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес.
Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то не правильно, хвалите его за успехи.
Проводите упражнения регулярно, систематически.
Учитывайте индивидуальные способности ребенка, его возможности, настроение.
Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления.
Комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.
Разговаривайте ровным, спокойным, доброжелательным тоном, с педагогическим тактом, создавая атмосферу творчества и взаимного понимания.
Мною изготовлены следующие дидактические игры и материалы:
Игры на развитие мелкой моторики рук и тактильного чувства:
- «Зашнуруй ботинок»
- «Создай свой узор» (шнуровка по образцу и создание своих узоров за счет фантазии)
-«Солнышко» (изготовление солнца из прищепок)
- «Бусы»
- «Тактильное лото»
- доска по методике Монтессори (создание узора канцелярскими резинками на доске с гвоздиками).
Далее представлены игры и задания непосредственно для развития моторики и тактильной чувствительности.
Развитие крупной моторики.
- Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
- Игры с воображаемыми предметами.
- Игры с мячом.
- Игры с мелкими предметами, шарами.
- Рисование ладонью
Развитие мелкой пальцевой моторики.
- Пальчиковые гимнастики.
- Штриховка, обведение рисунка по контуру,дорисовка
- Сортировка семян.
- Шнурование.
- Рисование пальчиками.
- Нанизывание бусин различной величины.
- Выкладывание из спичек различных фигур.
- Доски Сегена
- Методики Монтессори
Тактильно-двигательное восприятие.
- Тактильное лото
- Обозначение словами своих собственных ощущений.
- Определение на ощупь величины, формы предметов.
- Лепка из пластилина, теста, работа с кинетическим песком.
ЛИТЕРАТУРА
- Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Нефедова М.Г. "Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы. Методические рекомендации". АСТ, 2011.
- Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.
Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика.
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками).
- Очки (образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Гимнастика с речевым сопровождением
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Один, два, три, четыре-
Кто живет у нас в квартире!
Один, два, три, четыре, пять-
Их не трудно посчитать!
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Графические упражнения.
Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...