Методическая разработка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности

у обучающихся  с ДЦП и с  умственной отсталостью

в 1-4 классе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx663.91 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Воскресенская средняя школа

«Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности

у обучающихся  с ДЦП и с  умственной отсталостью

в 1-4 классе»

Педагог-психолог К.Н. Соловьева

«Ум ребенка находится  на кончиках 

его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Включение детей с умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории. У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения. Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.

Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.

Цель: Развитие моторики рук и тактильно-двигательной чувствительности  у обучающихся с ДЦП и с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленное на преодоление отклонений в психофизическом и умственном развитии, а также приобретение социального опыта.

Задачи, решаемые развитием моторики:

  1. Накопление  двигательного и практического опыта;
  2. Укрепление  рук, развитие плавных, точных и координированных движений;      
  3. Развитие психических процессов (восприятие,ощущение, внимание, память, речь, воображение, мышление);
  4. Развитие усидчивости.

Методы, приемы, формы и средства работы.

Работу по данному направлению лучше проводить индивидуально, но возможно  использование некоторых средств и при групповой работе.

  1. Для развития мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью и ДЦП я использую  пальчиковую гимнастку  и массаж/ самомассаж.

Массаж и самомассаж

 Массаж и самомассаж (разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев), гимнастический комплекс (сжатие и разжатие кулака; поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки); вращение кистью рук; упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами; упражнения, связанные с укреплением мышц руки: хватательные движения, работа с мячиками) рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее.

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Инсценирование руками стихов по образцу педагога: «Моя семья», «Улей», «Капуста», «Дружба», «Цветы», «Зайцы», «Дом и ворота», «Помощники» и др..Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии 2-3 минуты.

Массажу и пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

В ходе проведения занятий  я использую следующие виды массажа и гимнастики:

  • массаж рук, пальцев; (использую массажер Су-Джок)
  • упражнения с мягкими  мячами-массажерами  небольшого размера;
  • игры с пальчиками.

  1. Так же на каждом занятии я использую графические упражнения.

 Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики пальцев и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, учат правильно держать ручку и карандаш, кисть, ориентироваться в пространстве, что очень важно в процессе деятельности. Штриховка -обведение контура по трафаретам и их штриховка  (вертикальными, наклонными, округлыми линиями); обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур; обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша; дорисовывание второй половины рисунка;

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

3.Благотворное воздействие на развитие моторики рук оказывают игры с предметами:

- мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой.

Главное, как мне кажется, положительная и эффективная  сторона проведения  таких занятий достигается за счет того, что обучение идет по принципу  : «Учимся, играя!»

Методические рекомендации

Для оптимального развития мелкой моторики в процессе обучения необходимо методически грамотно организовать уроки, подбирая дидактический и демонстрационный материал.

Все задания и упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и атрибутов, использование игровых моментов (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

Если у ребенка нет настроения, лучше отложить упражнение до более подходящего момента.

Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно, так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес.

Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то не правильно, хвалите его за успехи.

Проводите упражнения регулярно, систематически.

Учитывайте индивидуальные способности ребенка, его возможности, настроение.

Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления.

Комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.

 Разговаривайте ровным, спокойным, доброжелательным тоном, с педагогическим тактом, создавая атмосферу творчества и взаимного понимания.

Мною изготовлены следующие дидактические игры и материалы:

Игры на развитие мелкой моторики рук и тактильного чувства:

- «Зашнуруй ботинок»

- «Создай свой узор» (шнуровка по образцу и создание своих узоров за счет фантазии)

-«Солнышко» (изготовление солнца из прищепок)

- «Бусы»

- «Тактильное лото»

-  доска по методике Монтессори (создание узора канцелярскими резинками на  доске с гвоздиками).

Далее представлены игры и задания непосредственно для развития  моторики и тактильной чувствительности.

Развитие крупной моторики.

  • Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
  • Игры с воображаемыми предметами.
  • Игры с мячом.
  • Игры с мелкими предметами, шарами.
  • Рисование ладонью

Развитие мелкой пальцевой моторики.

  • Пальчиковые гимнастики.
  • Штриховка, обведение рисунка по контуру,дорисовка
  • Сортировка семян.
  • Шнурование.
  • Рисование пальчиками.
  • Нанизывание бусин различной величины.
  • Выкладывание из спичек различных фигур.
  • Доски Сегена
  • Методики Монтессори

Тактильно-двигательное восприятие.

  • Тактильное лото
  • Обозначение словами своих собственных ощущений.
  • Определение на ощупь величины, формы предметов.
  • Лепка из пластилина, теста, работа с кинетическим песком.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
  2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009.
  3. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
  4. Нефедова М.Г. "Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы. Методические рекомендации". АСТ, 2011.
  5. Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г
  6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.
  7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.

Приложение 1.

Пальчиковая гимнастика.

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
  2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками).
  3. Очки (образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Гимнастика с речевым сопровождением

Моя семья

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Один, два, три, четыре-

Кто живет у нас в квартире!

Один, два, три, четыре, пять-

Их не трудно посчитать!

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Графические упражнения.

Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

hello_html_m2b22ffe5.jpg

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58931f843ff21/s545871_0_12.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...