План самообразования педагога-психолога
методическая разработка
Цель: повышение уровня собственной профессиональной компетенции; применении арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОТАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО службы
ППМС сопровождения
Протокол №1
«_31_»_августа_2018 г.
План самообразования
на тему: «Арт-терапия как метод психодиагностики
и психокоррекции в работе с детьми с ОВЗ»
педагог – психолог Копылова Т.В.
г. Сургут, 2018
Цель самообразования: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи самообразования:
- совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;
- овладение новыми формами, методами и приёмами работы.
Основные вопросы, намечаемые для изучения: изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме; определение цели и задач работы над темой; разработка систем мер, направленных на решение проблемы; отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов; подведение итогов, оформление результатов.
Форма предоставления результата самообразования: отчёт по проведённой работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме.
Актуальность выбранной темы.
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным.
Это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе.
Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека.
Безусловно, не каждый может стать великим актёром, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.
Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память.
Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным метода.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми, в том числе с ОВЗ. Дети с ОВЗ часто не умеют выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно арт-терапия позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи арт-терапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребёнком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Этапы реализации программы.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Знакомство и изучение практических методов использования различных методов арт-терапии в обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов школы, обмен опытом с психологами других школ). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | 2018 год |
Диагностический | Создание программы коррекционных занятий для школьников с использованием приёмов и методов арт-терапии | 2018-2019 учебный год |
Практический | Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии. Разработка консультаций для педагогов школы, родителей воспитанников основанных на содержании способов арт-терапии, для групповой, тренинговой работы с детьми. Обобщение собственного опыта психологической деятельности | 2018-2019 учебный год |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования | 2018-2019 учебный год |
Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога Т.В. Копыловой на 2018 – 2019 учебный год
1. | Когда начата работа над темой? (дата) | Май 2018 | ||
2. | Когда предполагаете закончить? (дата) | Май 2019 | ||
3. | Цели и задачи темы на данный учебный год | -Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии обучающихся; -Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития; -Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей; - Профилактика негативных тенденций социального развития обучающихся | ||
4. | Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений, просмотр видео занятий, конспектов на профессиональных сайтах) | Изучение материалов на интернет ресурсах, в литературе по арт-терапии | ||
5. | Практическая реализация по теме самообразования: | Работа с детьми: | Работа с родителями: | Работа со специалистами: |
(Участие в конкурсах, проведение открытых занятий, выступления с докладами, рефератами, участие в конференциях, семинарах, разработка программ, разработка методических рекомендаций и др.) | Коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапии для учащихся | Разработка консультаций и бесед для родителей учеников основанных на содержании способов арт-терапии | Программа коррекционно - развивающих занятий для детей. Доклад на педагогическом совете школы | |
6. | Изученная литература по теме | Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально"двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. - 286 с. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2003 – 176с | ||
7. | Выводы по проделанной работе по теме на конец учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...
Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...
План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....
план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...
План самообразования педагога- психолога
Цель: Повышение своего профессионального уровня; коррекция познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста....
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...