План самообразования педагога- психолога
материал

Османова Альбина

Цель: Повышение  своего профессионального уровня; коррекция познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._plan_samoobrazovaniya_osmanova_a.m.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

План педагога - психолога по самообразованию

А.М.Османовой на тему

«Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы»

г.Сургут

Стратегические цели школы на 2015-2018 учебный год:

Создание условий для обеспечения качественного учебно – воспитательного процесса, осуществляющегося при партнёрстве всех участников образования; охраны психического и социального здоровья детей, освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями; способность решать учебные и жизненные задачи; овладение адаптированной основной образовательной программой начального общего образования, обеспечивающей индивидуальность развития личности ученика и готовность к дальнейшему обучению.

Тема методического объединения педагогов - психологов:

«Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников и учащихся, их успешного освоения ФГОС ДО и АООП НОО».

Тема самообразования: «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы».

Актуальность:

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, наиболее детский метод, так как она обращена к детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают ребенку достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.

Таким образом, цель психолога как сказкотерапевта – гармонизация внутренних состояний и всестороннее развитие личности, способной к самостоятельным действиям, к творчеству.

Цель: Повышение своего профессионального уровня; коррекция познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- повысить свой теоретический, научно – методический уровень профессионального мастерства и компетентности;

- обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрыать свое «Я», повышать самооценку;

- формировать у детей педставление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

- развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

- обучать рефлексивным умениям.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в  ОУ (методические пособия, наработки педагогов, обмен опытом с психологами ОУ).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы

по теме.

Сентябрь-декабрь

Диагностический

Создание программы коррекционных занятий для  младших школьников с использованием приёмов и методов сказкотерапии.

Январь-февраль

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ОУ, родителей, основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми младшего школьного возраста.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

Март-июль

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

Август


Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога

Османовой Альбины Мирзебалаевны на

1.

 Начата работа над темой

 01.10.2017г.

2.

Предполагается  закончить

 30.05.2018г.

3.

Цели и задачи темы на данный учебный год.

- Диагностика;

- Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

- Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей младшего школьного возраста;

- Профилактика негативных тенденций социального развития младшего школьника.

4.

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений,

просмотр видео занятий,

конспектов на профессиональных сайтах)

Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru,  

Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»

5.

Практическая реализация по теме самообразования:

 (участие в конкурсах,

 проведение открытых занятий,

 выступления с докладами, рефератами,

участие в конференциях, семинарах,

разработка программ,

разработка методических рекомендаций и др).

Работа с детьми:

Коррекционно-развивающие занятия с использованием сказкотерапии для детей младшего школьного возраста.

Работа с родителями:

Разработка консультаций  и бесед для родителей обучающихся основанных на содержании сказок.

Работа со специалистами:

Программа коррекционно-  развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.

6.

Изученная литература по теме.

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва  2010

Руденко А.Б «Игры и сказки, которые лечат», 2012г

Маниченко И.В., 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Терапевтические сказки, 2011г

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.

 

Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь

В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

7.

Выводы по проделанной работе по теме на конец учебного года.

Отчет по самообразованию за I полугодие педагога-психолога

Османовой А.М.

«Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы»

       Развитие коммуникативных навыков общения и знакомство с миром человеческих эмоций, по средствам сказки, выбрана мною не случайно. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в своей деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении младших школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всей его жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

   Мною разработано перспективное планирование, направленное на развитие эмоциональной сферы младшего школьного возраста на основе использования сказки;

Разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного. Коррекционная работа направленна на предупреждение и коррекцию отклонений в познавательном и личностном развитии детей младшего школьного возрастаю.

 В процессе использования деятельности коррекционно- развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии), позволяет формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка. Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме; обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи, знание определенных сказочных сюжетов; умение выражать свои мысли и чувства в речи; понимать эмоциональные состояния окружающих. Также метод сказкотерапии используется и как профилактика негативных тенденций социального развития младшего школьника. Были разработаны консультации и проведены беседы для родителей обучающихся основанных на содержании сказок.      

Перспективы: Предполагаю продолжить коррекционно-развивающую работу используя метод сказкотерапии. Планирую делится опытом по использованию метода сказкотерапии с коллегами на мастер-классах, тренингах, и др.

Изучен материал: на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru,  литература по теме: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь,Руденко А.Б «Игры и сказки, которые лечат», 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

План самообразования педагога-психолога

Цель: повышение уровня собственной профессиональной компетенции;  применении арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...