План работы педагога-психолога по профилактике отклоняющегося поведения
методическая разработка на тему

Сухова Екатерина Львовна

В плане представлены направления работы, задачи, содержание и формы реализации работы педагога-психолога по профилактике отклоняющегося поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога по профилактике отклоняющегося поведения

№п/п

Направления работы

Задачи

Содержание

Формы реализации

1

Информационно-аналитическое направление

-социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику отклоняющегося поведения учащихся на основании данных мониторинга, наблюдений за их психофизиологическим и эмоциональным состоянием, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.

- постоянный мониторинг

социально-психолого-педагогического

статуса каждого ученика школы;

- выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;

- систематизация социально-психолого-педагогических материалов;

- сбор, накопление, анализ и обобщение социально-психолого-педагогической информации.

- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;

- хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;

  • - планирование диагностической, коррекционной и развивающей  работы;
  • - обеспечение участников образовательных отношений необходимыми документами и информацией справочного характера.

2

Диагностическое направление

- получение своевременной и достоверной информации об индивидуально -психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по отклоняющемуся поведению в условиях образовательного учреждения.

  • - диагностика особенностей личности и поведения ребенка;

- диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;

- диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;

  • - диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.

  • - обследование первоклассников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;
  • - обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;

- мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;

  • - диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;
  • - мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;
  • - мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.

- наблюдение классных руководителей за психоэмоциональном состоянием учащихся 1-11 классов с целью выявления детей и подростков с признаками отклоняющегося поведения.

- на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений и диагностики проведение индивидуальной углубленной диагностики.

3

Коррекционно-развивающее направление

- обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска отклоняющегося поведения.

  • -коррекция межличностных отношений в классах;
  • -содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
  • -формирование социально-поведенческих навыков;
  • -реализация специальных психолого-педагогических тренингов детей, входящих в группу особого психологического внимания,
  • -коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

  • -тренинговая работа с учащимися;
  • -развивающие занятия;
  • -индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • -консультации ребенка и родителей.

4

Профилактическое направление

-предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у учащихся школы.

-формирование жизни и ценности здоровья;

-ориентирование школьников на здоровый образ жизни;

  • -пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
  • -формирование и развитие коммуникативных навыков.

  • -лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;
  • -консультации (групповые и индивидуальные) для педагогов и родителей;
  • -мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;

5

Консультационное направление

-оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации социально-психолого-педагогического сопровождения профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков.

-консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

-консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;

-консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.

-групповые и индивидуальные консультации.

6

Просветительское направление

-повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

  • -распространение психологических знаний;
  • -формирование психологической культуры.

  • -педагогические советы;
  • -родительские собрания;

- классные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

План работы педагога психолога

Для педагогов психологов школ...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...