План работы педагога психолога
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Введение ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Актуальность в осуществлении профессиональной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья учащихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения
Цель деятельности:
- создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
- Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.
- Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.
- Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
- Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.
- Разработка и внедрение форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность.
- Оказывать поддержку педагогам школы в освоении и введении в действие ФГОС.
Направления деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика:
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
- проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью
-определения оптимального образовательного маршрута;
- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической дезадаптации обучающихся;
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых. Психологическая коррекция и развитие:
- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- проведение коррекционно-развивающих программ в классах ОВЗ.
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
- осуществление коррекции девиантного и асоциального поведения учащихся - оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
-содействие творческому развитию одаренных детей;
- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;
- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей
(законных представителей, их заменяющих);
- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;
Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, родительских собраниях, методических семинарах;
- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.
- Этапы реализации:
Информационный (теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.).
Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей).
Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ).
Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом).
№ п/п | Направление и мероприятия работы | Сроки | Предполагаемый результат |
Психологическая диагностика | |||
Работа с обучающимися | |||
1 | Исследование уровня адаптации обучающихся 1-х классов | февраль | Выявление обучающихся с признаками дезадаптации |
2 | Исследование особенностей познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка (4-е классы) | Февраль-апрель | Рекомендации. Выявление индивидуальных особенностей обучающихся, проблемных сторон |
3 | Подгрупповая работа с классами ОВЗ по программе «Развитие познавательных способностей» | В течение учебного года | Оказание психологической помощи в учебно - воспитательном процессе, обработка результатов исследования |
4 | Диагностика «Определение уровня тревожности» (4 кл, 9 кл, 11 кл) | Ноябрь-март | Выявление учащихся с высоким уровнем тревожности |
5 | Исследование социометрии 2- 4 классы | Январь - апрель | Рекомендации по проведению коррекционной работы |
6 | Исследование «Классный руководитель глазами воспитанника» | Февраль | Выявление стиля работы классных руководителей |
7 | Выявление мотивов обучения у обучающихся 2-4-х классов | Январь | Рекомендации |
8 | Индивидуальная диагностика будущих первоклассников | Февраль-март | Рекомендации |
9 | Индивидуальная диагностика учащихся, | Январь-февраль | Рекомендации |
направленных на ПМПК | |||
10 | Исследование уровня агрессивности 4 класс | март | Выявление учащихся с высоким уровнем агрессивности для проведения коррекционной работы |
11 | Изучение черт характера 4 - классников | апрель | Рекомендации |
12 | Мониторинг образовательных достижений первоклассников в конце учебного года (1-3 классы) | Апрель-май | Рекомендации |
13. | Диагностика учащихся «группы риска» | В течение учебного года | Рекомендации |
14 | Диагностика развития познавательных процессов в 1,2,3,4,5 классах. | В течение учебного года | Рекомендации |
Работа с родителями | |||
15 | Социологический опрос родителей | по запросу администрации | Координация взаимодействия семьи и школы |
16 | Анкетирование и диагностика по запросу | В течении учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы |
Психологическое консультирование |
1 | Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности учителей |
2 | Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности учителей |
3 | Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей |
4 | Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психолого- педагогических затруднений и запросами администрации школы | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности педагога |
5 | Консультирование педагогов 1-х классов по проблеме адаптации к школе
| По мере обращения | Создание комфортных психологических условий для обучающихся. |
6 | Консультации учителей, обучающихся по результатам диагностики | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности педагога |
7 | Консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам психологии и педагогики | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) |
8 | Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска» | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности педагога |
9 | Консультирование учителей по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска» | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности педагога |
10 | Консультирование детей по проблемам межличностного взаимоотношения детей и подростков относящихся к «группе риска» | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности педагога |
Психологическая коррекция | |||
1 | Индивидуально-коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и по запросу педагогов) | По мере обращения | Нормализация психического здоровья обучающихся |
2 | Групповая коррекционная работа с обучающимися. | В течении учебного года | Нормализация познавательных способностей обучающихся |
3 | Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы классы ОВЗ по формированию произвольной регуляции поведения | В течении года | Нормализация психического здоровья обучающихся |
4 | Деловые игры с обучающимися: «Дорога в 5-й класс» (4 «В», 4 «А» класс) | В течении года | Улучшение психологического здоровья обучающихся |
Психологическая профилактика и просвещение | |||
1 | Проведение тематических семинарских занятий с педагогами школы | В течении года | Повышение интереса педагогов к психологическим занятиям |
2 | Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи | В течении года | Сохранение психологического здоровья детей |
3 | Выявление обучающихся, относящихся к «группе риска», посещение семей «группы риска»
| В течении года | Сохранение психологического здоровья детей |
4 | Неделя психологии | ноябрь | Обеспечение обучающихся, педагогов и родителей необходимыми психологическими знаниями |
5 | Посещение уроков | В течении года | Выявления учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания путем наблюдения |
Методическая работа | |||
1 | Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструмента | Ноябрь-январь | Формирование методической базы для деятельности психолога |
2 | Комплектование и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ | В течении года | Формирование методической базы для деятельности психолога |
3 | Разработка дневников наблюдения за обучающимися 1–4-х классов | декабрь | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
4 | Подбор методик для педагогической диагностики | Декабрь-январь | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
5 | Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций | Декабрь-январь | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
6 | Подбор материала для коррекционной и развивающей работы | В течении года | Формирование методической базы для деятельности психолога |
7 | Планирование работы на учебный год | В течении года | Формирование методической базы для деятельности психолога |
8 | Подбор материалов для проведения консультаций учителей, обучающихся, родителей | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
9 | Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы | В течении года | Формирование методической базы для деятельности психолога |
10 | Планирование совместных действий классных руководителей и психолога | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
11 | Подбор материала для проведения диагностической работы со всеми участниками школьного социума | В течении года | Формирование методической базы для деятельности психолога |
12 | Повышение психологических знаний через: а) учебу на психологических семинарах; б) обмен опытом коллег; в) повышение квалификации на курсах; г) изучение специальной литературы | В течении года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога |
13 | Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях: а) организационно-методическое совещание; | В течении года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога |
Психологическое сопровождение ФГОС | |||
Психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов | |||
1 | Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение) | Май | Формирование банка данных о запросах педагогов |
2 | Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений, семинарах и практикумах по психологической тематике) | В течении года | Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры |
3 | Психологическое консультирование | В течении года | Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания |
Реализация программ формирования здорового образа жизни | |||
4 | Мониторинг психологического здоровья и психологической безопасности | Январь- февраль | Рекомендации по созданию и развитию психологически безопасной среды и сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса |
Экспертная работа | |||
1 | Организация и методическая подготовка к диагностикам, семинарам, родительским собраниям, консультациям | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
2 | Обработка результатов диагностик | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и учителей |
3 | Оценка результатов коррекционной и развивающей работы в классах ОВЗ | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
4 | Участие в заседании совета по профилактике | В течении года | Координация взаимодействия педагогов и психолога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...
Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...
План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.
Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....
план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...
План работы педагога-психолога в начальной школе
План работы педагога-психолога в начальной школе...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...