Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_uchashchegosya_s_zpr.docx | 114.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ)
разработана для обучающегося школьного возраста
с задержкой психического развития (вариант 7.1),
с учетом рекомендаций ЦПМПК
для ученика 1 класса
Программу составил
педагог-психолог
Тверитинова Т.А.
Программу реализовывает
педагог-психолог
Тверитинова Т.А.
Москва, 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
| 3 |
| 3-4 |
| 4-5 |
| 5-8 9 |
| 10 |
| 10-11 |
| |
| 12 |
| 12-14 |
| 14-16 |
| |
| 17-18 |
| 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематическое планирование…………….. | 19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы……………………………………………………… | 20-39 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.
Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии детского возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту. В силу своей многочисленности, а также вариабельности проявления и индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы на начально ступени обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
- Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.
- Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.
- Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
- Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.
Общие задачи:
1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.
3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):
- Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.
- Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.
- Формирование регулятивных УУД.
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.
- Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
- Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.
- Развитие внимания.
- Развитие пространственно-временной ориентировки.
1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ЗПР.
Принципы психолого-педагогического сопровождения
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.4.Характерные особенности психического развития ребенка с ЗПР
1.4.1. Общие особенности развития детей с ЗПР.
Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Изучением детей данной категории с конца 50-х годов прошлого века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие исследователи. Ими были выявлены среди неуспевающих младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми.
В ходе дальнейших исследований Т.А.Власова и М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в ставших классическими работах В.И.Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и других специалистов.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, которые согласно результатам ПМПК, имеют недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием познавательных способностей, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера), замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
∙ получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
∙ выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
∙ получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
∙ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
∙ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
∙ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
∙ постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих адаптированную основную образовательную программу, характерны следующие специфические образовательные потребности:
∙ адаптация основной общеобразовательной программы общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
∙ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
∙ комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
∙ организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
∙ обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
∙ профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
∙ постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
∙ обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
∙ постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
∙ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
∙ обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Несмотря на достаточное количество источников изучения проблемы коррекции детей ЗПР, на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им эффективной психолого-педагогической помощи.
Только в условиях оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи данной категории обучающихся возможна эффективная и достаточно успешная коррекция развития организма и личности ребенка.
1.4.2. Индивидуальные особенности развития (удалены)
1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения
- постановка практических и познавательных задач;
- целенаправленные действия с дидактическим материалом;
- наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
- подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
∙ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- сформированность познавательной активности, произвольности и устойчивости внимания, памяти.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическое направление
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года.
Критерии оценки:
- субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
- объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
- устойчивость изменений.
Формы оценки результатов:
- психологическая диагностика с использованием комплекса психологических методик, предложенный Ясюковой Л.А., Мамайчук И.И., комплектов Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктивной и учебной деятельности;
- беседа с родителями и педагогами.
2.2. Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Работа с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека - мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми».
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с ЗПР недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка.
2.3. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика
Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания адаптированной основной образовательной программы педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях.
Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете обеспечено свободное размещение и передвижение, у каждого ребенка есть возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
Материал и оборудование, используемое на занятиях:
- Ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- Музыкальный центр;
- Принтер-копир-сканер HP;
- Столы и стулья детские;
- Телевизор;
- Доска;
- Ковер;
- Подушка в форме мягкой игрушки;
- Два кресла;
- Мягкие игрушки разных размеров;
- Куклы большие и маленькие;
- Цветные счетные палочки Кюизнера;
- Игра «Волшебный поясок»;
- Игра «Тренируем память»
- Карточки «Азбука настоения»
- «Волшебный мешочек»;
- Игра Танграм;
- Карточки «Азбука развития эмоций ребенка»;
- Игра «Игры на бумаге»;
- Игра «Умные клеточки»;
- Картинки с изображением людей в одежде, домашних и диких животных и птиц, мебели, транспорта, овощей, фруктов, деревьев, обуви, головных уборов, игрушек, цветов, деревьев, людей разного возраста и т.д.;
- Разноцветные кружки и полосочки всех цветов радуги;
- Клубочки;
- Зеркало (1 шт.);
- Маски и картинки с различным эмоциональным выражением;
- Коробочка форм;
- Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования, непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;
- Разноцветные флажки;
- Счетные палочки;
- Кубики Никитина;
- Папка «Найди четвертый», «Найди такое же», «Найди заплатку», «Найди девятый», «Найди слово», «Найди картинку», «Найди отличия», «Найди и отметь», «Аналогии»;
- Игра «Волшебные ладошки»;
- Игра «Волшебный цветок».
3.2.Программно-методическое обеспечение
- Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М., 2007.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. Речь, 2008.
- Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. М. Владос, 2004.
- Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.. Просвещение, 1983.
- Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Спб. Речь , 2006.
- Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010.
- Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых, составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4 т. М.: Генезис, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Адаптация к условиям школьной среды. | 4 | |
Диагностическое изучение ребенка | 4 | |
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений | 6 | |
Стимулирование познавательной активности. Развитие познавательных психических процессов. | 23 | |
Формирование регулятивных УУД. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. | 13 | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
№ занятия | Цель | Задачи | Содержание |
Знакомство. Адаптация к условиям школьной среды | Помощь в адаптации к условиям школьной среды. Снятие психоэмоционального напряжения. | Упражнение «Знакомство» Игра «Слушай внимательно» Упражнение «Нарисуй имя» Упражнение «Ласковое имя» Упражнение «Говори» Упражнение «Лучики солнышка» | |
Адаптация к условиям школьной среды. | Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции”, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. | Упражнение- приветствие «Хорошее настроение» Игра «Говори» Упражнение «Укрась свое имя» Упражнение «Найди свою половинку» Упражнение «Что я люблю делать» Игра «Волшебный стул» Упражнение «Сон на берегу моря» | |
Адаптация к условиям школьной среды. | Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. | Упражнение - приветствие «Хорошее настроение» Игра «Эхо» Упражнение «Гора с плеч» Беседа «Настроение» Упражнение «Камень-веревка» Упражнение «Домик» Игра «Скала. Я справлюсь» Упражнение «Психологический портрет» Упражнение «Сон на берегу моря» | |
Адаптация к условиям школьной среды. | Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации. | Упражнение - приветствие «Хорошее настроение» Игра «закончи слово» Упражнение «Зато» Упражнение «Узоры и волшебные лесенки» Игра «Листопад» Упражнение «Психологический портрет» Упражнение «Сон на берегу моря» | |
Диагностика уровня развития | Изучение актуального уровня развития | Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А. Проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен, методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера. | |
Диагностика уровня развития | Изучение актуального уровня развития | ||
Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения | Научить устанавливать последовательность времен года. Закрепление понятий «раньше», «позже». | Дидактическое упражнение «Неделька». Упражнение «Найди лишнее» Упражнение «Правда ли?» Упражнение «Укажи месяц» Упражнение «Если…, то…» Игра Танграм | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Утреннее приветствие» «Назови ласково» Упражнение «Продолжи»: - я люблю… -я умею… -я знаю… Рассматривание фотографии и беседа по ним о том, какие бывают разные люди. Рисование «Автопортрет» «Тихое озеро» «Эстафета дружбы» | |
Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения | Научить определять время года, ориентируясь на существенные признаки. | Упражнение «Нелепицы» Упражнение «Назови пропущенное слово» Упражнение «Разложи по порядку» Упражнение «Назови предметы каждого времени года» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение Утреннее приветствие «Солнышко и тучка» «На какое растение, животное ты похож?» Упражнение нарисуй себя в виде животного, беседа по рисункам. Игра «Мне в себе нравится…» Игра «Свеча» «Ловим комаров» Прощание «Солнечные лучики» | |
Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения | Научить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. | Игра «Слушай внимательно» Дидактическое упражнение «Времена года» Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Что раньше, что позже?» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение Давайте поздороваемся «Волшебные очки» «Прикосновения» «Газета» «Сороконожка» «Огонь и лед» Прощание «Эстафета дружбы». | |
Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев. | Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе. | Упражнение «Запоминаем пары» Дидактическое упражнение «Молчанка». Упражнение «Найди по описанию» Упражнение «Догадайся» Упражнение «Закончи ряд» Упражнение «Найди отгадку» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение Давайте поздороваемся «На мостике» «Ток» «Заколдованный ребенок» «Шалтай-болтай» Рисование пальчиками «Нарисуй настроение», беседа по рисункам | |
Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев. | Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе. | Упражнение «Путаница» Дидактическое упражнение «Смена времен года». Упражнение «Найди отгадку» Упражнение «Найди ошибку» Упражнение со спичками «Выложи узор по образцу» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Я такой» Этюды на выражение эмоций «Тихо и громко» «Мирные и воинственные» «Воздушный шарик» Упражнение «Комплименты» | |
Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев. | Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе. | Упражнение «Путаница» Дидактическое упражнение «Что за чем и почему». Упражнение «Найди отгадку» Упражнение «Найди ошибку» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Я такой» Интонационные этюды «Ток» «Атомы и молекула» Совместное рисование «Детский сад» «Подвески» Упражнение «Комплименты» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. | Кинезиологическое упражнение «Колечко» Составление узоров на «Математическом планшете» Игра «Хлопни в ладоши» Игра «Способы применения предмета» Игровые упражнения с таблицей Шульте. Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Хлопок по спине» «Липучка» «Покажи по-разному» Изготовление масок Игра «Маски» «Росток» Игра «Комплименты» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации. | Кинезиологическое упражнение «Колечко» Составление узоров на «Математическом планшете» «Найди отличия» «Зачеркни букву» Игровые упражнения с таблицей Шульте. Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Хлопок по спине» Этюды на выражение эмоций «Доверяющее падение» «Прорвись в круг» Беседа «На кого я похож» «Потянулись, сломались» Рисование «Радостная картина» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. | Кинезиологическое упражнение «Колечко» «Составление узоров на «Математическом планшете» «Ушки на макушке» «Корректурные пробы» Игра «Перечень возможных причин» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Это я, узнай меня» Упражнение «Прочитай письмо» Рисование «Облака» Игра «Через стекло» «Водопад» «Эстафета дружбы» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. | Кинезиологическое упражнение «Колечко» Составление узоров на «Математическом планшете» «Игра «Перечень возможных причин» «Выложи кружочки» Игра «Канон (со словами)» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Это я, узнай меня» «Изобрази движения без предмета» «Снежный ком» «Беседа о дразнилках» «Нарисуй свое имя» «Тихое озеро» «Эстафета дружбы» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. | Кинезиологическое упражнение «Колечко» Составление узоров на «Математическом планшете» «Каскад слов» «Что изменилось?» Игра «Построение системы причин» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения; снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Пластилиновая кукла» Пантомимические сценки Игры «Эхо» Разбор проблемных ситуаций с ответом на вопрос «Что делать?»: ссора с другом, не берут в игру и т.п. «Порхание бабочки» Рисование «Подари хорошее настроение другу» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти. | Игра «Каскад слов» Упражнение «Что изменилось?» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Составление узоров на «Математическом планшете» Упражнение «Раскрашивание Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение«Доброе животное» Упражнение «Прочитай письмо» Рисование «Облака» Игра «Через стекло» Мимическая гимнастика «Полет высоко в небе» «Комплименты» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» «Данетки» «Что изменилось?» Составление узоров на «Математическом планшете» Упражнение «Раскрашивание по системе координат» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения; снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Зеркало» «Тень» «Встань на кого посмотрю» Пантомима «Ловим комаров» Рисование «Подарок другу» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | Игра «Данетки» Игра «Что изменилось?» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Составление узоров на «Математическом планшете» Упражнение «Раскрашивание по системе координат» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения; снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Зеркало» «Ласковое имя» «Через стекло» Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» «Огонь и лед» Рисование плохих поступков и разрывание их | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | Игра «Данетки» Игра «Что изменилось?» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Составление узоров на «Математическом планшете» Упражнение «Раскрашивание по системе координат» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Колокольчик» «Совет волшебников» «Тихо, громко, очень громко» «Придумываем и рисуем правила игры» «Шалтай-болтай» «Паровозик дружбы» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | Игра «Говори» Игра «Рассмотри внимательно» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» «Купим мы бабушка…» Составление узоров на «Математическом планшете» Упражнение «Раскрашивание по системе координат» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Развитие навыков межличностного взаимодействия | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений, паралингвистических средств общения. Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела. | Установочное упражнение «Пластилиновая кукла» Разыгрывание игровых ситуаций от имени кукол» «Воздушный шарик» Упражнение «Комплименты» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | «Шапка – невидимка» «Дорисуй фигуры» Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Встаньте те, кто…» Игра «Запретное слово» Упражнение «Найди сходство и отличия» Упражнение «Закрась клетки по порядку» Игра «Морской бой» Упражнение на релаксацию «Кулачки» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. | Упражнение «Загадки» Игра «Пчелка» Игра «Послушай, что за окном» Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Дождик» Игра «Запретное слово» Упражнение «Найди два одинаковых предмета» Упражнение «Закрась все фигурки по положению» Игра «Морской бой» Упражнение на релаксацию «Кулачки» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Мостик» Упражнение «Аналогии» Игра «Сложи узор» Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Запутанные руки – 1» Игра «Запретное слово» Упражнение «Найди сходство и отличия» Упражнение «Закрась все фигурки по положению» Игра «Морской бой» Упражнение на релаксацию «Кулачки» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Рифмоплеты» Игра «Запретный номер» Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Запутанные руки – 1» Игра «Колпак мой треугольный» Упражнение «Найди два одинаковых предмета» Упражнение «Закрась все фигурки по положению» Игра «Муха» Упражнение на релаксацию «Кулачки» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Рифмоплеты» Игра «Запретный номер» Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. |
| |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Раздроби на действия» Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат). Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Запутанные руки – 2» Игра «Колпак мой треугольный» Упражнение «Найди два одинаковых предмета» Упражнение «Графический диктант» Игра «Муха» Упражнение на релаксацию «Олени» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Составление слов» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Упражнение «Отгадай, что нарисовано» (раскрашивание по системе координат) Игра «Муха» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Упражнение «Зеваки» Игра «Летели две птички» Упражнение «Напишите под каждой буквой соответствующую цифру» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Найди букву» Упражнение на релаксацию «Олени» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Игра «Пожалуйста!» Упражнение «Найди и раскрась» Упражнение «Лабиринты» Игра «Магазин» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Игра «Испорченный телефон» Игра «Летели две птички» Упражнение «Найди два одинаковых предмета» «Напишите под каждой буквой соответствующую цифру» Упражнение «Графический диктант» Упражнение на релаксацию «Олени» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Запрещенное движение» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Упражнение «Найди и раскрась» Игра «Путаница» Упражнение «Найди и раскрась» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Игра «Морские волны» Игра «Летели две птички» Упражнение «Сколько чего» Упражнение «Графический диктант» Упражнение на релаксацию «Олени» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Описание предметов» Упражнение «Найди и раскрась» Игра «Путаница» Игра «Прятки» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. |
| |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Бином» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Упражнение «Найди и раскрась» Игра «Данетки» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Игра «Ревущий мотор» Игра «Запретное движение» Упражнение «Сколько чего» Упражнение «Шифровка» Упражнение «Нарисуй рядом по точкам такие же узоры» Упражнение на релаксацию «Загораем» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Бином» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» Упражнение «Найди и раскрась» Игра «Данетки» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Игра «Совушка –сова» Игра «Запретное слово» Упражнение «Сколько чего» Упражнение «Шифровка» Игра «Робот» Упражнение на релаксацию «Загораем» | |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. | Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. | Игра «Запретное слово» Упражнение «Поиск общего и отличительного» Кинезиологическое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» Упражнение «Срисовывание по клеточкам» Упражнение «Две минуты отдыха» | |
Выработка навыка продумывания своих действий, самоконтроля и самопроверки | Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения (тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя. | Игра «Стоп игра -1» Игра «Запретное движение» Упражнение «Слушай хлопки» Упражнение «Шифровка» Игра «Робот» Упражнение на релаксацию «Загораем» | |
Диагностика уровня развития | Изучение актуального уровня развития | Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А. Проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен, методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера. | |
Диагностика уровня развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с задержкой психического развития
Соглассно последним исследованиям, количество детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растет. Данная программа психологического сопровождения рассчитана на ребенка с задержкой психиче...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с НОДА
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) с учетом реком...
Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)
Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального государственного образователь...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1) по предмету «Музыка» для 1-4 классов
Программа составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ....
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы....
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....