Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy2_klass.rar | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
2 класс
Разработчик: Якушевская Наталья Васильевна
г. Екатеринбург
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
2 КЛАСС
Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Цель реализации рабочих программ по учебным предметам: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Рабочие программы направлены на решение следующих задач образования обучающихся с ЗПР:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с ЗПР с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Содержание рабочих программ базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и планируемых результатах.
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития сферы жизненной компетенции.
Прочность усвоения обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности.
Повышение мотивации и интереса к учению достигается за счет обеспечения обучающимся с ЗПР необходимой им ситуации успешности. В пояснительных записках приведены конкретные рекомендации по работе с обучающимися с ЗПР, реализующие пошаговый и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст.
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием жизненных компетенций.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.
Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
Современный выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основными задачами предметов и курсов коррекционно-развивающей
области являются:
- активизация познавательной деятельности обучающихся с ЗПР;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
У обучающихся с задержкой психического развития, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности:
Проблема | Пути решения |
Замедление процесса усвоения и запоминания учебного материала | Применение разнообразных методов объяснения материала (предпочтительно игровых), использование различных мнемотехник |
Нарушение (иногда отсутствие) ассоциативного, абстрактного мышления | Расширение общего кругозора, наглядная демонстрация связей между различными предметами окружающего мира, между буквой и звуком, словом и его значением |
Малый словарный запас, однообразие и предельная простота грамматических конструкций, употребляемых в речи | Приобщение к чтению, работа над художественным словом, а также текстами различных стилей речи |
Нарушение процесса концентрации внимания | Чередование форм работы, активное включение в учебный процесс элементов игры, соревнования, самостоятельного поиска информации |
Низкая мотивация к обучению | Преобладание в обучении поощрительных методов над методами порицания, создание ситуации успеха, всемерная поддержка чувства собственного достоинства ученика |
Особенности использования педагогических технологий
Психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития:
- замедленный темп формирования обобщённых знаний,
- интеллектуальная пассивность детей,
- повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:
- обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала),
- обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений,
- обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения постепенное сокращение помощи со стороны,
- постепенное повышение трудности заданий,
- постоянно уделять внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся с ЗПР. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики обучающегося с ЗПР, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:
1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с ЗПР на уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с ЗПР;
2) информационно - коммуникационная технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.
3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов и т.д. для развития познавательных интересов обучающихся с ЗПР в соответствии с возрастными особенностями.
Формы контроля:
- текущее оценивание;
- тематическое оценивание;
- индивидуальные задания;
- учет личных достижений обучающихся с ЗПР.
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР используются:
- формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
- Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
- Формы определения уровня развития УУД обучающихся с ЗПР: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
В разработанный комплект включено 12 рабочих программ:
- 9 по учебным предметам:
Русский язык (170 часов)
Литературное чтение (134 часа)
Математика (134 часа)
Окружающий мир (68 часов)
Изобразительное искусство (34 часа)
Технология (68 часов)
Музыка (34 часа)
Физкультура (102часа)
Английский язык (58часов)
- 3 курса коррекционно-развивающей области:
Ритмика (34 часа)
Психокоррекционные занятия (34 часов)
Логопедические занятия (68 часов)
Структура примерной рабочей программы
учебного предмета
- Планируемые результатыосвоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и промежуточной аттестации (включая примеры контрольно-оценочных материалов и критерии оценки).
- Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.
Пояснительная записка содержит раздел планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), отражающие формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Предметные результаты соответствуют задачам на каждый год обучения.
Далее в разделе пояснительной записки включены: критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР, а так же даныпримеры контрольно-оценочных материалов.
В следующем разделе пояснительной записки приводится основное содержание предмета (курса).
Важнейшим разделом всех рабочих программ является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в КТП соотнесен с соответствующими учебниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2
Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...
Примерная рабочая программа обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), вариант 7.1, 1 класс, УМК "Школа России". Календарно - тематическое планировани. Русский язык.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной ...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"
М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»
А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....