Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.
учебно-методический материал по логопедии

Мухартова Любовь Александровна

Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухартова Любовь Александровна, учитель-логопед МБОУ «СШ №8», г. Нижневартовск  28.02.2017 г

Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.

 

  У большинства детей с ЗПР, пришедших к нам в школу  имеются нарушения устной и письменной речи, чтения,  неполноценность спонтанной, и отраженной речи.

В классах для детей, обучающихся по адаптированным программам, мной обязательно проводится диагностика уровня развития речевой деятельности с целью установления клинико-педагогического диагноза речевого нарушения и  определения условий коррекции нарушений речи. В логопедическом обследовании использую методику Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»: Пособие для логопедов и психологов.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

- характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, рассматриваю в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме), какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Работа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся предусматривает составление  программы «Буду говорить, читать и писать правильно и красиво», а также индивидуальной и групповой коррекционной работы, разработку перспективного и тематического плана логопедической коррекции, проведение логопедической работы в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-
логопеда при общеобразовательной школе».

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта. Систематически отслеживаются ошибки детей с целью их искоренения.  Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.  В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта.  Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата при стертой дизартрии, ринолалии). По меpe формирования произносительных навыков у этих детей,  эти дети включаются в состав соответствующей их речевому деффекту группы.
Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависят от режима работы классов ЗПР и определяются тяжестью речевого дефекта. В течение учебного года проводится 51 групповое занятие, а также  подгрупповые и индивидуальные занятия.

Единое тематическое планирование предполагает повторение материала с постоянным углублением и усложнением, с переходом на новый уровень на каждом году обучения.

Все занятия носят комплексный характер и включают в себя игры и упражнения по развитию устной и письменной речи, коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

При организации коррекционных занятий   исхожу из возможностей каждого ребенка. Готовлю  индивидуальные задания  умеренной трудности, доступные для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. При подготовке и проведении коррекционных занятий  стараюсь учитывать  особенности восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи использую различного рода игровые ситуации, дидактические игры, дыхательные,  игровые упражнения, задания на карточках способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Особенное внимание уделяю подбору учебного и наглядного материала. Так как каждому ребёнку нужна своя опора, материалы и обучающие виды деятельности. представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе.

Дети  с ЗПР испытывают трудности  в понимании обращенной речи. Значения фразеологических оборотов понимают буквально:  «золотые руки»- «руки  сделаны из золота» При работе над фразеологическими работами использую карточки  с образными выражениями и их значением. Дети должны привести их в соответствие.

Этим детям недоступен смысл пословиц и поговорок, которые в изобилии встречаются в их учебниках. При работе с пословицами детям предлагается составить пословицы из частей, написанных на отдельных карточках. Такая же работа проводится при работе с антонимами, синонимами и многозначными словами. Аналогичную работу провожу с предлогами. Дети должны к каждому началу предложения найти его конец.

Работая с деформированным текстом дети ставят косточку винограда или яблока вместо точки и потом читают полученный текст. При необходимости текст можно записать в тетрадь, найти слова с орфограммами и раскрасить ошибкоопасное место  или обозначить цветной точкой. Безударные гласные-красной точкой, парные согласные- синей, мягкие согласные- зелёной, удвоенные согласные- жёлтой, непроизносимые согласные- оранжевым цветом .

Для установления логических связей при работе с текстом детям раздаю карточки с предложениями. Они должны поставить их в определённом порядке, чтобы получился текст. Повторяем, что в тексте есть вступление, основная часть и заключение. Все эти части нужно написать с красной строки. В предложениях дети находят орфограммы или заданные части речи, или буквы которые ребёнок путает. Каждый ученик может получить своё задание. Например , найти слова с приставками, найти слова с разделительным твёрдым или мягким знаком, найти глаголы или прилагательные.

Регулярная смена деятельности и форм и методов работы позволяет мне снять напряжение, повысить внимание детей.

Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • зрительно-моторных координации;
  • навыков каллиграфии;
  • артикуляционной моторики.

2.Коррекция нарушений в развитии:

  • зрительного восприятия и узнавания;
  • зрительной памяти и внимания;
  • пространственных представлений и ориентации;
  • представлений о времени;
  • слухового внимания и памяти;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

  1. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4. Развитие основных мыслительных операций:

  • соотносительного анализа;
  • сравнения, сопоставления;
  • обобщения, группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции,     алгоритму;
  • планирования деятельности

5.Развитие различных форм мышления:

 - наглядно-образного мышления;

- словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать

 логические связи между предметами, явлениями и событиями).

6. Развитие речи, коррекция нарушений речи.

  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  1. Устранение индивидуальных пробелов в знаниях.

Результаты логопедического сопровождения детей классов ЗПР

Положительная динамика в формировании фонематических процессов у детей с ОНР составила 36%

Улучшение лексической стороны речи -32%

Положительная динамика в формировании звукового анализа и синтеза составила 48%,16%- детей имеют уровень развития речи выше среднего,50% детей выведены на средний уровень речевого развития. 21%- чуть ниже среднего уровня,

13% - пока имеют низкий уровень ( в основном это дети вновь прибывшие , которые не с 1 класса учатся в нашей школе)

Вывод:

Таким образом, в результате логопедического сопровождения учитель-логопед  оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся с ЗПР в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Соглассно последним исследованиям, количество детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растет. Данная программа психологического сопровождения рассчитана на ребенка с задержкой психиче...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...

Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"

Доклад  Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе...