Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте
статья по теме
В статье раскрыты психологические особенности неформальноо общения детей младшего школьного возраста, проблемы взаимодействия друг с другом. Предложены методические разработки коррекции проблем общения, развития позитивных взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kultury_mezhlichnostnyh_otnosheniy_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Принято говорить, что человек существо социальное. Но что это значит на самом деле? Неужели если не вращаться в обществе и не общаться с различными людьми, мы потеряем своё человеческое естество, перестав быть самими собой? На самом деле всё не так страшно, как может показаться. Данное высказывание говорит о том, что человеку для полноценного развития требуется постоянно общаться с себе подобными, иначе он попросту сойдёт с ума. Потребность в общении ставят наравне с потребностью пить, есть и дышать, и хотя оно менее значимо в физиологическом смысле, в плане формирования человеческой психики общению нет равных.
Дети и подростки испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми.
Но не у всех детей в этой области жизни нет проблем. Несмотря на то, что мы живем в цивилизованном обществе, дети знакомы с правилами и нормами поведения, но в коллективе царит равнодушие, нетерпимость, отсутствие доброжелательности, а порой и агрессия. Как научить ребенка проявлять уважительное отношение к собеседнику, сдерживать свои негативные эмоции, если они ведут к тяжелым последствиям, понимать собеседника, проявлять интерес к другим личностям, а не только к себе.
В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.
Учитель также способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
Материалы социометрических исследований подтверждают то, что успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его? — 85% учащихся I класса и 70% - II класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстниками в учебе, причем если выбор пал на неуспешного ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя.
Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером. Оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.
Дети стремятся завоевать авторитет, уважение товарищей и переживают несоответствие между притязаниями и фактическим положением. От положения в общении со сверстниками зависит эмоциональное самочувствие. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что опасность социальной изоляции в детской группе, неблагополучное положение ребенка в общении со сверстниками приводит к личностному дефекту - в характерологической и познавательной сферах, к снижению творческой активности, тормозит его социальное развитие, создает почву для недоверия к людям, формирования отрицательных качеств, к одиночеству, отрицательным эмоциональным состояниям, иногда к нервным психическим заболеваниям.
Младший школьник все больше начинает ориентироваться на нормы и ценности, исходящие от детей, считаться с мнением других
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Развитие коммуникативных способностей обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе.
Важные цели успешного общения сводятся к следующему: пониманию и усвоению норм и правил поведения, умению слушать собеседника, видеть и понимать его состояние. овладению техник коммуникации, при которых индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранять персональное достоинство и личную индивидуальность.
Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Игра - это одно из средств развития коммуникативных способностей В процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников “коммуникативных проблем”.
Игры могут быть ориентированы на формирование культуры общения младших школьников в единстве личностного, мотивационно-ценностного, информационного и поведенческого компонентов.
Личностный компонент включает ряд значимых качеств личности младшего школьника (бесконфликтность, коммуникативность, эмпатия, толерантность, доброжелательность, отзывчивость), необходимых для успешного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, ценностных отношений, регулирующих его поведение в процессе межличностного общения. Информационный компонент обеспечивает систему знаний о культуре межличностного общения, основополагающих нормах и правилах поведения в обществе, бесконфликтном общении с окружающими.
Поведенческий компонент включает следующую совокупность умений и навыков культурного межличностного общения: ориентация в коллективе участников межличностного общения (т.е. в определять пол, возраст, социальное положение, культурную принадлежность, эмоциональное состояние участников) и в складывающейся в момент общения ситуации; выбор такого способа межличностного общения, который бы не расходился с требованиями морали и учитывал индивидуальным особенности того, с кем приходится общаться; анализ своих действий; нахождение продуктивных способов разрешения конфликтов.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Для формирования коммуникативных свойств субъекта общения у детей родителям и учителям рекомендуется проводить беседы.
Для развития свойства ответственности обсуждать с детьми разные варианты поведения в той или иной коммуникативной ситуации и ответственность за свой выбор. Для развития самопринятия делать акцент на позитивных изменениях в разных сферах развития ребенка, сравнивая его с самим собой, а не с другими детьми. Для развития толерантности максимально широко представлять классу позитивные стороны каждого учащегося.
Можно уделить внимание воспитанию такого чувства, как эмпатия. Эмпатией называется способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать ему эмоциональную поддержку. Т.е. его способность поставить себя, например, на место собеседника, сопереживать ему, воспринимать его внутреннее состояние в той же самой степени, в какой это делает и он, сохраняя все смысловые и эмоциональные особенности.
Интересно то, что эмпатия не связана с эмоциональностью. Так, например, существуют люди, вовсе не эмоциональные, но с ярко выраженной способностью к эмпатии. Однако развитие эмпатии непосредственно влияет на развитие у человека эмоциональности, т.к. она способствует интенсивным эмоциональным и чувственным переживаниям.
В психологической науке выделяется два вида эмпатии – это когнитивная и эмоциональная эмпатия. Когнитивная подразумевает под собой процесс логического определения и понимания состояния человека. Эмоциональная, в свою очередь, осуществляется на чувственном уровне, и является очень глубокой. Переживать глубокую эмпатию может далеко не каждый человек. Но именно благодаря ей между людьми может возникнуть крепкая незримая связь, полное взаимопонимание и душевная близость. Но то, насколько глубока будет эмпатия между людьми, зависит, в первую очередь, от того уровня эмпатии, которым обладает каждый из них. И чтобы научиться проявлять эмпатию в другом человеке, нужно, главным образом, определить его уровень.
Всего существует три уровня. Первый уровень является самым низким. Дети с первым уровнем эмпатии, чаще всего, эгоцентричны, озабочены исключительно своими мыслями и чувствами, состояния окружающих их практически не волнуют. Второй уровень – средний, и присущ большинству людей. Дети со вторым уровнем сконцентрированы не только на себе, а периодически обращают внимание на мысли и переживания окружающих. Третий уровень – наивысший. Дети с третьим уровнем встречаются довольно редко. Они практически всегда воспринимают переживания других, глубоко их понимают, и переживают вместе, стараются чем-то помочь .
Определив уровень эмпатии, к которому относится ребенок, мы можем выстраивать дальнейшую стратегию по пробуждению в нём этой способности. Лучше всего делать это целенаправленно, заранее вместе поставив с ним цель по пробуждению эмпатии, т.к. осуществить это, независимо от самого человека, представляется трудно выполнимым, ведь он должен принимать в этом процессе непосредственное участие
Для развития эмпатии у ребенка необходимо развивать познавательно-когнитивную сферу его личности, т.е. развивать такие психические процессы как речь, мышление, память, восприятие, внимание, воображение, представление, ощущение и т.д.
Можно использовать методики по воспроизведению у детей определённых эмоциональных состояний и ощущений, а также их стимулированию. Опять же, это специальные упражнения и игры, такие как:
- «Определение состояния» — дети читают фрагменты текстов или смотрят на различные изображения и пытаются определить и описать психическое и эмоциональное состояние человека, писавшего текст или представленного на изображении.
- «Глаза и взгляд» — ребенок следит за изменением выражения глаз другого и пытается дать точное определение его эмоционального состояния. Также можно дать ему задание зафиксировать в своём невербальном поведении любые изменения своего собственного состояния.
- «Подарки» — ребенок вспоминает наиболее запомнившиеся ему подарки и старается вернуться в те ощущения, которые он испытывал, когда их получал, своё окружение на тот момент, жизненные ситуации и прочее.
- «Тренировка эмоций» — ребенку даётся задание изобразить какую-либо эмоцию или войти в определённый образ.
- «Глаза в глаза» — один человек встаёт напротив другого. Оба смотрят друг другу в глаза и пытаются передать через взгляд самые разные эмоциональные состояния.
- Другие упражнения: «Перевоплощение», «Сопереживание», «Я глазами других», «Как смеются люди», «Ассоциации» и т.д.
Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению – не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.
Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....
Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"
Рекомендуется для учеников 3 класса.Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.Инстценирование,чтение стихотворений.Живое обсуждение актуальности темы культуры речи....
Гармонизация межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Презентация для родительского собрания...
Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Статья, о проблеме развития межличностных отношений в начальной школе....