Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
статья
Статья, о проблеме развития межличностных отношений в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_razvitiya_mezhlichnostnyh_otnosheniy_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Межличностные отношения младших школьников в школьной среде являются основой для развития личности ребенка. Ребенок, умеющий общаться со сверстниками, с одноклассниками и окружающими его людьми, будет успешен и в обучении и в дальнейшей деятельности. Но далеко не все дети легко адаптируются и находят свое место в школьном коллективе.
С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью[1]. Именно в это время ребенок приобретает навыки взаимодействия со свертниками, формируется тип новых конкурентных отношений, основанный на взаимодействии детей одного возраста и обучающихся по одной программе. Меняется структура отношений со взрослыми: «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель».
Учитель не только обучает, но и оказывает огромное влияние на формирование представлений ребенка о себе, своих способностях, определяет отношение к другим детям.
Психологи (Р.В.Овчарова, Я.Л.Коломинский, Е.А.Кравцова, С.А.Котова, М.М.Безруких и др.) выделяют следующие проблемы развития межличностных отношений младших школьников в системе «ученик – ученик»:
- эгоцентричность, неумение общаться со свестниками, находить общие интересы;
- повышенная тревожность (новый коллектив, успеваемость);
- заниженная или завышенная самооценка;
- неумение строить совместную деятельность;
- противоречивый стиль воспитания;
- разный социальный статус семей учеников.
И в системе «ученик – учитель»:
- непонимание, психологическое неприятие, боязнь педагога;
- боязнь критики и негативной оценки учителя;
- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми;
- неготовность слышать учителя.
Все эти факторы так или иначе влияют на межличностные отношения в классе, взаимодействие детей между собой, психологический климат класса в целом.
Л.В. Байбародова выделяет следующие функции направления формирования и развития межличностной толератности у детей младшего школьного возраста:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинсва всех людей.
2. Понимание того, что каждый человек уникален, воспитание уважения к различиям разных людей.
3. Воспитывать понимание принципа взаимодополняемости. Каждый ребенок индивидуален и в коллективе различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы.
4. Воспитывать понимание принципа взаимозависимости, основы совместных действий. Дети должны учиться совместно решать возникающие проблемы, выполнять задание, уметь сотрудничать.
[1] Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – с. 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...
«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»
В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы как ее повысить....
Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте
В статье раскрыты психологические особенности неформальноо общения детей младшего школьного возраста, проблемы взаимодействия друг с другом. Предложены методические разработки коррекции проблем ...
«Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»
Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...
Гармонизация межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Презентация для родительского собрания...
Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста
Нарушения письма (дисграфия) является распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...
Выступление на МО. Тема: «Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»
Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...