Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"
классный час (3 класс) по теме
Рекомендуется для учеников 3 класса.
Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.
Инстценирование,чтение стихотворений.
Живое обсуждение актуальности темы культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_razvitie_kultury_rechi_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Нужна ли нам культура речи».
Цели и задачи:
1. Учить использовать в речи литературные слова, слова вежливого обращения друг к другу.
2. Показать детям красоту русского языка на примере высказываний великих людей.
3. Воспитывать культуру поведения, заинтересованность и потребность в использовании слов вежливого обращения.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
*слово учителя.
Мне бы хотелось начать наш классный час со слов великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
* Чтение стихотворения Эли Куклиной «Родное слово» (читает подготовленный ученик)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомниться наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло,
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Пред тобою – сразу вся Россия!
2. Инсценирование стихотворения. Слово учителя.
М. Горький писал: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Послушайте «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
(Читает подготовленный ученик, в руках его портфель)
Знакомьтесь: Петя, мой сосед. Ему уже 12 лет,
Но говорит он до сих пор не «коридор», а «коЛИдор».
«ДиЛЕктор входит в кабинет…»
«Закрой маГАзин на обед…»
«Хозяйка моет стакаНы..»
«СеКЁт свеклу…ПеКЁт блины…»
И до меня дошёл черёд,
Портфель он «ПОртфелем» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь» судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя, пусть и его зовут ПеТЯ…
_ ПеТЯ! – несётся со двора – Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, ПеТЯ, ведь ты большой, а не дитя!
ПеТЯ обижен на ребят, скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил и никого не оскорбил.
За что же среди бела дня отняли имя у меня?
Ребята! Кто из вас не прочь
Несчастному «ПеТЕ» помочь,
Чтобы мальчишка смог опять
Обыкновенным Петей стать?
(Ю. Тимянский)
3. Чтение текста - рассуждения ученицы 3 класса Ивлевой Маши.
- Ребята, в портфеле лежит для нас письмо. Его отправила нам ученица 3 класса Ивлева Маша. Сейчас она уже студентка, но когда-то она рассуждала на тему «Нужна ли нам культура речи?»
Вот послушайте, что Маша пишет…
- Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, стараться всё время обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника. Надо говорить с чувством, с толком, с расстановкой, быть вежливым и искренним. При общении людей важно всё: приветствие, обращение, благодарность, прощание.
Я считаю, что речь должна быть правильной, грамотной. Чтобы этого добиться, нужно читать книги, обращать внимание на употребление отдельных слов, вслушиваться в живую речь. Но этого мало. Я думаю, что надо ещё уметь выслушивать другого человека, поддерживать тему разговора. Если ты не согласен с собеседником, надо быть тактичным.
Есть люди, имеющие в своей речи слова-паразиты. Это такие слова: «типа», «например», «как там его», «ну…», «вот». Это совершенно пустые слова, сорные. Они обычно очень раздражают слушателей. Поэтому, я советую, если кто-то имеет такую привычку, срочно проведите генеральную чистку своей речи.
Я считаю, что культура речи нужна. Надо любить и беречь свой язык. Исключительное значение имеет слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть каждый современный человек!
4. Сценка, как некоторые ученики засоряют свою речь пустыми, бессмысленными словами.
Витя: Ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит…, о строительстве, так сказать, Петербурга. Ну вот, я и говорю. Строительство, значит, затеял это самый король, фу… царь, ну как его… ах, вспомнил, Пётр 1. Строительство длилось, так сказать, 7 лет, да нет, много лет. Ну раз затеял строить Пётр 1, то, значит, ясное дело, потом город стал называться Петроградом. Ну вот, понимаешь, вроде здорово, значит, я так отвечал, а поставили, понимаешь, двойку! Ну, а у тебя, значит, того…, что нового?
Вася: Ну, а я понимаешь, на футболе был. Ну и классно всыпали, понимаешь, наши, значит, этим самым, мировецки вкатили…, вмазали колоссально…, фактически, понимаешь! Ну, а после обеда, значит, в киношку пошли.
Витя: Ну, как киношка?
Вася: Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу… Сначала, значит, он вдруг узнаёт, где партизаны, потом убегает, а потом… Ну, понимаешь, одним словом, так здорово! Потом, кажется, он всё-таки прибежал и пошёл действовать, значит, так здорово! В общем, здорово было!
Вы что-нибудь поняли из того, что Вася и Витя рассказывали?!
4. Чтение стихотворения о тех, кто не уважает своих друзей.
(Можно записать на диктофон для заинтересованности в прослушивании)
Как его зовут.
Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово» он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» произносить он не привык.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем, что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы… мы скажем вам - СПАСИБО!
5. Подведение итогов.
- В завершение нашего разговора я хочу прочитать вам слова А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
- Какие же правила вы предлагаете записать для развития культуры нашей речи?
1. Говори только о том, что знаешь.
2. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
3. Не говори быстро, не проглатывай слова.
4. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит громко слишком. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
7. Не давай кличек своим товарищам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
классный час с презентацией...
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...