Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ
рабочая программа на тему
Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_planirovanie_zanyatiy.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно – развивающих занятий
с учащимися 1-2 классов с ОВЗ.
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации специальной помощи детям с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия направлены на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста.
Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими.
Занятия с группой детей с ОВЗ направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений, помощь учащимся в их социально-психологической адаптации.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Ритуал приветствия, анализ настроения, настрой на занятие, разогревающая игра.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, коммуникативной и/или эмоционально-волевой сфер школьников.
3 часть. Заключительная. Рефлексия занятия, ритуал прощания.
Первый шаг в развитии эмоционально-волевой сферы – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими. Через рисунок реализуется потребность выразить себя. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами.
В структуре каждого арт-терапевтического занятия - две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.
Цель программы: познавательное развитие и преодоление эмоционально-личностных трудностей школьников с ОВЗ.
Задачи:
- Развитие и коррекция коммуникативных навыков:
- развитие умения владеть средствами общения;
- формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование умения коллективного обсуждения заданий;
- умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику.
- Развитие пространственных представлений:
- формирование умений различать геометрические формы;
- усвоение учащимися понятия величины;
- усвоение таких характеристик пространства, как расстояние и направление, правильное использование понятий, обозначающих эти характеристики;
- ознакомление с правилами пространственной организации рабочего (учебного) материала;
- развитие пространственной ориентации в тетради и помещении;
- формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, а также самостоятельно ее создавать;
- совершенствование координации движений в пространстве;
- обучение в практической деятельности оперированию с пространственными объектами (измерения, графические построения и т.д.), развитие глазомера;
- формирование умения манипулировать с образами, делая различные мысленные преобразования: вращения, расчленение на части и соединение их в целое, перегруппировку исходных элементов и т.п., развитие способности ребенка действовать в уме.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить доверять себе и другим людям.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии эффективности занятий:
- снижение уровня тревожности;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- владение коммуникативными навыками.
Группы (5-6чел.) формируются с учетом рекомендаций ЦПМПК.
Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.
Программа составлена на основе программ Выдриной Н.Н. "Развитие эмоционально- волевой сферы средствами арт-терапии", Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой.
Тематическое планирование занятий
с учащимися 1-2 классов с ОВЗ
Диагностический блок
№ | Психологическая тема | Формы работы (методики) | Задачи |
1. | Диагностика зрительно-моторной координации | Тест Бэндера | -исследовать внимание, глазомер, пространственную ориентацию, развитие моторики |
2. | Диагностика уровня школьной мотивации | «Рисунок школы»
| исследовать уровень школьной тревожности и мотивации |
3. | Эмоциональная сфера | «Нарисуй настроение»; методика Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера | - определение уровня тревожности; - отслеживание особенностей и динамики эмоциональной сферы; |
4. | Самооценка | «Лесенка» |
Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.
Коррекционно-развивающий блок
№ | Содержание | Формы работы | Примечание | Дата |
1. | Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом. | Цвет настроения, Упражнение “импульс”, работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд). Упражнения “Гномы”, “Зеркало”, прощальный ритуал | Подведение итогов:
| |
2. | Диагностика, коммуникация | Цвет настроения, Тест Бэндера Игра “Морская фигура” Составление рассказа Ассоциации | ||
3. | Пространственные представления | Настроение в цвете Игра« Засели дом» Пальчиковые игры Упражнение «Перепутанные линии» | развитие пространственных представлений – лево, право, в центре, спереди, сзади. | |
4. | Диагностика, коммуникация | Цвет настроения «Рисунок школы» Ассоциации | ||
5. | Снять психическое напряжение; изображать и определять эмоцию радости | Настроение в цвете Игра “Четыре стихии”, Игра “Снег” с музыкальным сопровождением. Изображение эмоции радости. | Подведение итогов: Какое состояние вы испытали на занятии? Как узнать, что другой человек радостный? | |
6. | Диагностика, развитие пространственных представлений | методика Тэммл, Дорки, Амен; «Раскрась правильно»; Упражнение: « Четыре стихии»; «Развитие мелкой моторики». | усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу» | |
7. | Снять психическое напряжение; изображать и определять эмоцию удивления. | Упражнение “Повтори позу”. Зачитывается отрывок “Фокус” или “Пятерка”. Рисуем “маску удивления”. | Подведение итогов: Какое состояние одинаковое для всех героев и нас мы изображали? Рисуем “маску удивления”. | |
8. | развитие пространственных представлений и коммуникации | «Выполни по образцу». Игра «Маленький жук». «Раскрась правильно». «правый» и «левый». Игра «Водители». | ||
9. | Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес” | Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка”, интересно». | Подведение итогов: Какое состояние было у собачки? Как узнать по лицу, что другому человеку интересно? Кто из вас испытывал это состояние? рисунок ситуации «когда мне было интересно». | |
10. | развитие пространственных представлений и коммуникации | «Определи фигуру». «Копирование точек». «Геометрические фигуры». | определение местоположения объекта в строке и столбце | |
11. | Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”. | Игра “Бип”, этюд “Писк гуся”, этюд “Царевна лягушка”, аутотренинг-расслабление “На зеленой траве” под музыку. | Подведение итогов: Кто из вас испытывал гордость? Почему вы испытывали гордость? Передай это состояние через цвет, рисунок. | |
12. | Развитие пространственных представлений и коммуникации | «Продолжи узор». Упражнение: « Четыре стихии». Игра «Маленький жук». | ||
13. | Снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”. | Упражнение “Забавные человечки”, упражнение “Будь внимателен!”, этюд “Ой-ой! Живот болит”, “Маленькая обезьянка”. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”. | Подведение итогов: О каком состоянии мы говорили сегодня? В каких ситуациях вы испытывали те же самые эмоции? Попробуйте изобразить эти эмоции цветом. | |
14. | Эмоционально-волевая саморегуляция | Игра «Кораблик». Упражнение «Пусть всегда будет…». Упражнение на дыхание «Моем стекла». | ||
15. | Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”. | Игра “Льдинка”, “Фотография”. Аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”. | Подведение итогов:
| |
16. | Развитие пространственных представлений и коммуникации | Упражнение мозговой гимнастики «Сова». «Съедобное – несъедобное». Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги». «Сделай так же». Упражнение на дыхание «Листочек падает». | ||
17. | Снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”. | Игра “Разведчики”, упражнение “Соленый чай”, “Грязная бумажка”. | Подведение итогов: О каком чувстве мы говорили на занятии? Как узнать, что человек испытывает отвращение? | |
18. | Создание условий для самоанализа, повышение уровня самопринятия | Настроение в цвете, «Самое важное и ценное», «Лесенка» «За что меня любит мама», Сказка «Роза и ромашка» | Диагностика уровня самооценки детей. Развитие навыков самоанализа и самооценки | |
19. | Снятие мышечного напряжения. Учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”. | Игра “Узнай по голосу”. Этюд “Провинился”, “Стыдно”. Упражнение “Танец клоуна”. | Подведение итогов: Какие чувства вы узнали на занятии? С какими животными, растениями, цветами можно сравнить состояние вины и стыда? Можно ли долго жить с этими чувствами? | |
20. | Формирование коммуникативных навыков, снижение страха оценки | Настроение в цвете, «Улыбка», Сказка «Волчонок Тёма» | ||
21. | Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать эмоцию “страха”. | Игра “Путаница”. Этюд “Лисенок”, “Один дома”. Игра “Ручеек”. | Подведение итогов: Изображаем страх красками. | |
22. | Формирование коммуникативных навыков, самопринятия | Настроение в цвете, «Улыбка», «Азбука хороших слов», Релаксация по стихотворению. Рисование на тему. | «Нарисуй что-нибудь веселое, самое радостное для тебя.» «Нарисуй что-нибудь самое грустное, печальное для тебя». | |
23. | Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность. | Настроение в цвете, Упражнение “опаздывающее зеркало”. Игра “Поза и норма”. Упражнения “Тень”, “Мусорное ведро”. | Подведение итогов: Что понравилось, не понравилось на занятии? Какие чувства были сильнее и поэтому запомнились? | |
24 | Коррекция детских страхов | Психотерапевтическая сказка, «Рисуем страхи», «уничтожение страха» | осознание полезности и вреда страхов; развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. | |
25 | Развитие пространственных представлений | Настроение в цвете, «Ленивые восьмерки», «Переверни рисунок», «Наоборот» | понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под» | |
26 | формирование адекватной самооценки | Настроение в цвете, «Улыбка», «Шкала самооценки», «Мои сильные стороны» | Обсуждение. Как нужно относиться к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям? | |
27 | Формирование положительного образа Я | «Азбука хороших слов», «Значение моего имени», “Самое длинное имя”, Притча «Два волка». | Формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. | |
28 | Создание условий для самоанализа, повышение уровня самопринятия | «Какой Я», притча «Ромашка», Рисунок «Я в будущем». | ||
29 | развитие уверенности в себе | Сказка о маленьком ежике, Упражнение «Цветик - семицветик». | ||
30 | Заключительное занятие-рефлексия | «Дерево группы», Рисунок «Моя планета». | ||
Итого: 30 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ОБЖ для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида
Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сох...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С ОНР И ЗПР
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психическ...
Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР. Пояснительная записка
Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР.Пояснительная записка...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся с ТНР (основное общее образование)
Рабочая программа...
Программа коррекционной работы с учащимся с ОВЗ
Программа взаимодействия учителя с социально-психологической службой школы по коррекционной работе с учащимся с ОВЗ...
Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).
Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...