Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ
рабочая программа на тему

Курбатова Юлия Николаевна


Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_planirovanie_zanyatiy.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно – развивающих  занятий

с учащимися 1-2 классов с ОВЗ.

Пояснительная  записка

      Программа предназначена для организации специальной помощи детям с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия направлены на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста.

 Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими.

Занятия с группой детей с ОВЗ направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений, помощь учащимся в их социально-психологической адаптации.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Ритуал приветствия, анализ настроения, настрой на занятие, разогревающая игра.

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, коммуникативной и/или эмоционально-волевой сфер школьников.

3 часть. Заключительная.  Рефлексия занятия, ритуал прощания.

Первый шаг в развитии эмоционально-волевой сферы – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими. Через рисунок реализуется потребность выразить себя. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами.

В структуре каждого арт-терапевтического занятия - две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.

Цель программы:  познавательное развитие и преодоление  эмоционально-личностных трудностей школьников с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развитие и коррекция коммуникативных навыков:
  • развитие умения владеть средствами общения;
  • формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • формирование умения коллективного обсуждения заданий;
  • умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику.
  1. Развитие пространственных представлений:
  • формирование умений различать геометрические формы;
  • усвоение учащимися понятия величины;
  • усвоение таких характеристик пространства, как расстояние и направление, правильное использование понятий, обозначающих эти характеристики;
  • ознакомление с правилами пространственной организации рабочего (учебного) материала;
  • развитие пространственной ориентации в тетради и помещении;
  • формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, а также самостоятельно ее создавать;
  • совершенствование координации движений в пространстве;
  • обучение в практической деятельности оперированию с пространственными объектами (измерения, графические построения и т.д.), развитие глазомера;
  • формирование умения манипулировать с образами, делая различные мысленные преобразования: вращения, расчленение на части и соединение их в целое, перегруппировку исходных элементов и т.п., развитие способности ребенка действовать в уме.
  1. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
  • Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Учить доверять себе и другим людям.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии эффективности занятий:

  • снижение уровня тревожности;
  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • владение коммуникативными навыками.

Группы (5-6чел.)  формируются с учетом рекомендаций ЦПМПК.        

Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.

Программа составлена на основе программ Выдриной Н.Н. "Развитие эмоционально- волевой сферы средствами арт-терапии", Локаловой Н.П.  «120 уроков психологического развития младших школьников», «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой.

Тематическое планирование занятий

с учащимися 1-2 классов с ОВЗ

        Диагностический блок        

Психологическая тема

Формы работы (методики)

Задачи

1.

Диагностика зрительно-моторной координации

Тест Бэндера

-исследовать внимание, глазомер, пространственную ориентацию, развитие моторики

2.

Диагностика уровня  школьной мотивации

 «Рисунок школы»

 

исследовать уровень школьной тревожности и мотивации

3.

Эмоциональная сфера

«Нарисуй настроение»;

методика Тэммл, Дорки, Амен;

 цветовой тест Люшера

- определение уровня тревожности;

- отслеживание особенностей и динамики эмоциональной сферы;

4.

Самооценка

«Лесенка»

Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.

Коррекционно-развивающий блок

Содержание

Формы работы

Примечание

Дата

1.

Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом.

Цвет настроения,

Упражнение “импульс”, работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд).

Упражнения “Гномы”, “Зеркало”,

прощальный ритуал

Подведение итогов:

  • Какие состояния вы испытали на нашем занятии?
  • Какие маски мы раскрасили в яркие цвета и почему?
  • Какие маски мы раскрасили в темные цвета и почему?

2.

Диагностика, коммуникация

Цвет настроения,

Тест Бэндера

Игра “Морская фигура”

Составление рассказа

Ассоциации

3.

Пространственные представления

Настроение в цвете

Игра« Засели дом»

Пальчиковые игры

Упражнение «Перепутанные линии»

развитие пространственных представлений – лево, право, в центре, спереди, сзади.

4.

Диагностика, коммуникация

Цвет настроения

«Рисунок школы»
Расскажи стихи руками
“Лабиринты”

Ассоциации


5.

Снять психическое напряжение; изображать и определять эмоцию радости

Настроение в цвете

Игра “Четыре стихии”,

Игра “Снег” с музыкальным сопровождением.

Изображение эмоции радости.

Подведение итогов:

Какое состояние вы испытали на занятии?

Как узнать, что другой человек радостный?

6.

Диагностика, развитие пространственных представлений

методика Тэммл, Дорки, Амен;

 «Раскрась правильно»;

Упражнение: « Четыре стихии»;

 «Развитие мелкой моторики».

усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»

7.

Снять психическое напряжение; изображать и определять эмоцию удивления.

Упражнение “Повтори позу”. Зачитывается отрывок “Фокус” или “Пятерка”. Рисуем “маску удивления”.

Подведение итогов:

Какое состояние одинаковое для всех героев и нас мы изображали?

Рисуем “маску удивления”.

8.

развитие пространственных представлений и коммуникации

«Выполни по образцу».

Игра «Маленький жук».

 «Раскрась правильно».

 «правый» и «левый».

Игра «Водители».

9.

Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес”

Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка”, интересно».

Подведение итогов:

Какое состояние было у собачки?

Как узнать по лицу, что другому человеку интересно?

Кто из вас испытывал это состояние?

рисунок ситуации «когда мне было интересно».

10.

развитие пространственных представлений и коммуникации

«Определи фигуру».

«Копирование точек».

«Геометрические фигуры».

определение местоположения объекта в строке и столбце

11.

Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”.

Игра “Бип”, этюд “Писк гуся”, этюд “Царевна лягушка”, аутотренинг-расслабление “На зеленой траве” под музыку.

Подведение итогов:

Кто из вас испытывал гордость?

Почему вы испытывали гордость?

Передай это состояние через цвет, рисунок.

12.

Развитие пространственных представлений и коммуникации

«Продолжи узор».

 Упражнение: « Четыре стихии».

Игра «Маленький жук».

13.

Снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”.

Упражнение “Забавные человечки”, упражнение “Будь внимателен!”, этюд “Ой-ой! Живот болит”, “Маленькая обезьянка”. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”.

Подведение итогов:

О каком состоянии мы говорили сегодня?

В каких ситуациях вы испытывали те же самые эмоции?

Попробуйте изобразить эти эмоции цветом.

14.

Эмоционально-волевая саморегуляция

Игра «Кораблик».

Упражнение «Пусть всегда будет…».

Упражнение на дыхание «Моем стекла».

15.

Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”.

Игра “Льдинка”, “Фотография”. Аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”.

Подведение итогов:

  • С каким чувством вы познакомились на занятии?
  • С каким животным, растением, музыкой можно сравнить обиду? С каким чувством вы познакомились на занятии?

16.

Развитие пространственных представлений и коммуникации

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

 «Съедобное  –  несъедобное».

Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги».

«Сделай так же».

Упражнение на дыхание «Листочек падает».

17.

Снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”.

Игра “Разведчики”, упражнение “Соленый чай”, “Грязная бумажка”.

Подведение итогов:

О каком чувстве мы говорили на занятии?

Как узнать, что человек испытывает отвращение?

18.

Создание условий для самоанализа,  повышение уровня самопринятия

Настроение в цвете,

 «Самое важное и ценное»,

«Лесенка»

«За что меня любит мама»,

Сказка «Роза и ромашка»

Диагностика уровня самооценки детей.

Развитие навыков самоанализа и самооценки

19.

Снятие мышечного напряжения. Учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”.

Игра “Узнай по голосу”. Этюд “Провинился”, “Стыдно”. Упражнение “Танец клоуна”.

Подведение итогов: Какие чувства вы узнали на занятии?

С какими животными, растениями, цветами можно сравнить состояние вины и стыда?

Можно ли долго жить с этими чувствами?

20.

Формирование коммуникативных навыков, снижение страха оценки

Настроение в цвете, «Улыбка»,

Сказка «Волчонок Тёма»

21.

Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать эмоцию “страха”.

Игра “Путаница”. Этюд “Лисенок”, “Один дома”. Игра “Ручеек”.

Подведение итогов:

Изображаем страх красками.

22.

Формирование коммуникативных навыков, самопринятия

Настроение в цвете, «Улыбка», «Азбука хороших слов»,

Релаксация по стихотворению.

Рисование на тему.

«Нарисуй что-нибудь веселое, самое радостное для тебя.»

 «Нарисуй что-нибудь самое грустное, печальное для тебя».

23.

Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

Настроение в цвете,

Упражнение “опаздывающее зеркало”. Игра “Поза и норма”. Упражнения “Тень”, “Мусорное ведро”.

Подведение итогов:

Что понравилось, не понравилось на занятии?

Какие чувства были сильнее и поэтому запомнились?

24

Коррекция детских страхов

Психотерапевтическая сказка,

«Рисуем страхи»,

«уничтожение страха»

осознание полезности и вреда страхов; развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

25

Развитие пространственных представлений

Настроение в цвете,

«Ленивые восьмерки»,

«Переверни рисунок»,

«Наоборот»

понимание терминов «выше», «ниже»,  «левее»,  «правее», «на», «над», «под»

26

формирование адекватной самооценки

Настроение в цвете, «Улыбка»,

«Шкала самооценки»,

«Мои сильные стороны»

Обсуждение. Как нужно относиться к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?

27

Формирование положительного образа Я

«Азбука хороших слов»,

«Значение моего имени»,

“Самое длинное имя”,

Притча «Два волка».

Формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

28

Создание условий для самоанализа,  повышение уровня самопринятия

«Какой Я»,

притча «Ромашка»,

Рисунок «Я в будущем».

29

развитие уверенности в себе

Сказка о маленьком ежике,

Упражнение «Цветик - семицветик».

30

Заключительное занятие-рефлексия

«Дерево группы»,

Рисунок «Моя планета».

Итого: 30 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ОБЖ для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сох...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С ОНР И ЗПР

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психическ...

Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР. Пояснительная записка

Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР.Пояснительная записка...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.

   Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...

Программа коррекционной работы с учащимся с ОВЗ

Программа взаимодействия учителя с социально-психологической службой школы по коррекционной работе с учащимся с ОВЗ...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...