Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся с ТНР (основное общее образование)
методическая разработка (2 класс)

Пронина Евгения Николаевна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2017-2018.docx88.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАШВИЛИ В.В.

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                               « УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                                                Директор ГБОУ  СОШ №153

                                                                                                                                                                                 ________________ /СидороваЛ.Г../

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                  «____»___________________2018 г.                                                                                                                                            

 

 

Рабочая программа

учителя- логопеда

Прониной Евгении Николаевны

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

г. Санкт-Петербург

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

ФГОС НОО поставил задачу обеспечить  «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».

Важным условием для успешного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является организация коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на коррекцию речевого нарушения, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении основной общеобразовательной программы.

  Нормативно-правовой и документальной основой Рабочей  программы по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи являются:

  •  Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9, 13, 14, 15, 32);
  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МО и Н №363 от 06.10.2009г);
  • Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639;
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Об организации работы дошкольного и школьного логопедических пунктов. Методические рекомендации. Н.Н.Яковлева, Т.А.Иванова, М.Г.Ивлева. СПб  АППО.2015г.
  •  Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при   общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.        
  •  Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.
  • Программно-методических материалов  «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.
  •  Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.
  • Об утверждении порядка открытия классов (групп) для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях Санкт – Петербурга (Распоряжение комитета по образованию Администрации Санкт – Петербурга, ОКУД 02512218, № 21 – р, от 07.03.2001г. )

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой,  И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена для логопедической работы с группой обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в формировании навыков письма и чтения.

Программа коррекционной логопедической работы сформирована для контингента детей с тяжелыми речевыми нарушениями, обучающихся в речевых классах ГБОУ СОШ №153 Центрального района г.Санкт-Петербурга.

          В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.

   ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого   характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

          В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:   

1) смыслообразование;

2) нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и включают:

  1. целеполагание;
  2. планирование;
  3. прогнозирование;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата;
  5. коррекция;
  6. оценка;
  7.  элементы волевой саморегуляции, как способности к волевому усилию.

Познавательные УУД включают:

  1. общеучебные действия;
  2.  логические действия;
  3.  действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  1. социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  2.  умение слушать и вступать в диалог;
  3.  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  4.  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

          Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов  предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.   Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

     Цель программы:

  • создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС;
  • создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с тяжелыми  речевыми нарушениями посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы;
  • профилактика и коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
  • формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Структура реализации образовательного процесса:
         
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы индивидуальных , групповых и подгрупповых логопедических занятий во второй половине дня. 

Продолжительность одного индивидуального занятия – 20 минут.

Продолжительность одного подгруппового или группового занятия- от30 (1 класс) до 45 минут

   Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет

избежать переутомления и дезадаптации школьников.

       В программе  указано количество часов для прохождения тем, но это не является обязательным условием, т.к.   дети-логопаты должны проходить любую тему до полного усвоения. В тематическом планировании представлено примерное распределение часов по темам, но оно может быть изменено.

Планируемые результаты:

Отсутствие  дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих работ.

Чистая речь и развитые коммуникативные навыки.

Личностные результаты

   Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  • Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  • способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  • Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  • Овладение следующими логическими действиями:

сравнение;

анализ;

синтез;

классификация и обобщение по родовидовым признакам;

установление аналогий и причинно-следственных связей;

построение рассуждений;

отнесение к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  • Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Задачи программы:

  • cсвоевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
  • определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжелым речевым недоразвитием с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

          Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях в речевых классах, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемного образования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди обучающихся выделяют группы  детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

         Обследование  обучающихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится  по методикам Т.А. Фотековой, нейропсихологическим диагностикам письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. По результатам диагностики составляется аналитическая справка и индивидуальный речевой профиль. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждого ученика (группы учащихся).

 Программно-методические пособия :

 1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – С.-П., 2003.

2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.

3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.  – М., 2001.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 2006.     

5. Калягин В.А., Степанова Г.М.  Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.

6. Мазанова Е.В. « Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Издательство «Гном и Д», 2006г.

7. Мазанова Е.В.  « Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». Комплект тетрадей. М., Аквариум , 2006г.

8. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.

9. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.

10. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

11. И.Н.Садовникова « Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников « М., Владос, 1995г.

12. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста. -  М., 2007.

13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.  – М., 2007.

14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

15. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – С.-П., 1999.

16. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., 2006.

17. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Методическое пособие. Изд. 2-е, испр., доп.- АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

18. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.  – М., 2003

19. Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. - М., 2004.

20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков письма и чтения.- М.. 2007.

21. А.В Ястребова « Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» М., 1984г.

Учебные средства:

1.Письмо. Различаю гласные звуки. Пишу правильно. О.А.Ишимова, Е.В.Дерябина. М.;Просвещение 2014

2. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. О.А.Ишимова, Н.Н.Алипченкова. М.;Просвещение 2014

3.Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Пишу правильно. О.А.Ишимова, В.Д.Подотыкина. М.;Просвещение 2014

4. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Пишу правильно. О.А.Ишимова, Е.Х.Забарова. М.;Просвещение 2014

5.Понимаю и различаю текст, предложение, слово.О.А.Ишимова, И.Е.Юсов. М.;Просвещение 2014

6.Учусь не путать звуки. Е.М.Мазанова.М.;Гном-пресс 2011

7. Учусь работать со словом. Е.М.Мазанова.М.;Гном-пресс 2011

8 .Учусь работать с текстом.  Е.М.Мазанова.М.;Гном-пресс 2011

9.Загадки звуков, букв, слогов. Л.И.Козырева., Ярославль, Академия развития 2003

10.Тайны твердых и мягких согласных. Л.И.Козырева., Ярославль, Академия развития 2006

11.Свистящие, шипящие и самые звонкие. Л.И.Козырева., Ярославль, Академия развития 2006

12 Слова-друзья и слова-неприятели. Л.И.Козырева., Ярославль, Академия развития 2006

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.

К тяжелым нарушениям речи относятся:  общее недоразвитие речи 1,2,3 уровня, ринолалия, заикание, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени.

Р.Е.Левина определила 3 уровня речевого развития в соответствии, с которыми выделяется степень тяжести ОНР: ОНР I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, ОНР III уровня речевого развития. Выделение данных уровней произошло в 60-е годы.

  • первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
  • второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
  • третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

Заикание – расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания – судорога.

Симптоматику заикания представляют две группы симптомов:

физиологические симптомы – судороги, нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей и речевой моторики

психологические симптомы – речевые запинки, другие сопутствующие речевые нарушения (ОНР, дислалия, дизартрия и др.), фиксированность на дефекте, уловки, логофобия (боязнь речи).

В современной логопедии выделяют две формы заикания – невротическую и неврозоподобную.

  • Невротическое заикание возникает после психотравмы (острой или длительно действующей) у ребенка боязливого, легко ранимого ребенка. При этом не наблюдается нарушений общей и речевой моторики, речь развивается в соответствии с возрастной нормой. При невротической форме заикание носит волнообразный характер.
  • Неврозоподобное заикание возникает на фоне раннего диффузного органического поражения центральной нервной системы в момент интенсивного формирования фразовой речи без видимой причины. При этом наблюдаются нарушения общей и артикуляционной моторики, часто отмечается задержка речевого развития, а затем ОНР, другие сопутствующие речевые нарушения. Течение заикания носит устойчивый характер, страх речи не является обязательным симптомом.

Различают 3 степени заикания:

  • легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
  • средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями

Ринолалия - это искажение произношения звуков и речи в целом, вызванное дефектами строения и, как следствие, функционирования речевого аппарата. В результате происходит нарушение резонаторной функции носовой полости: при формировании звуков воздушная струя идет неправильным путем, искажая произношение. При ринолалии нарушаются артикуляционная и акустическая составляющие речи: гласные и согласные звуки имеют носовое звучание, голос становится гнусавым, специфическим. Ринолалия у детей сопровождается не только серьезным искажением произнесения звуков, но и нарушениями письменной речи, отставанием от сверстников в развитии лексики, грамматики, проблемами психологического характера. Ринолалия развивается в результате неправильного взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей нарушения такого взаимодействия выделяют следующие формы ринолалии:                                                  

  • Открытая ринолалия – поток воздуха одновременно проходит как через рот, так и через носовую полость, что при звучании формирует носовой резонанс. Такое звучание возможно, например, вызвана как врожденными дефектами «заячьей губе», «волчьей пасти» так и приобретаться позже вследствие травм или опухолей.и др.
  • Закрытая ринолалия – поток воздуха не выходит через нос из-за наличия преграды в полости носа или носоглотке, например, из-за аденоидов, искривления носовой перегородки, травмы носа. В результате очень сильно искажаются согласные звуки [м], [мь], [н], [нь]. Гласные звуки также искажаются: теряется тональность, звонкость. Другое название данного расстройства – ринофония. Данная преграда устраняется с помощью операции
  • Смешанная – носовая непроходимость сочетается с недостаточностью нёбно-глоточного затвора. Особенно искажается произношение носовых звуков, а голос становится назальным, т.е. имеет носовое звучание.

Содержание программы:

Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез);
  • Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Лексико-грамматическое значение слова. Морфемный состав.
  • Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.

Программа рассчитана на 90-120 занятий.

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  1 – 5 КЛАССОВ  

1 этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

1. Воспитание фонематических представлений.

Звуки речи.

Способы их образования.

Гласные.

Артикуляция.

Узнавание гласного звука.

Вычленение гласного из звукового ряда, слогов, слов.

Согласные звуки.

Артикуляция.

Узнавание согласных звуков.

Вычленение согласных звуков из звукового ряда, слогов, слов.

Звуки и буквы.

Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную.

Фонематический анализ прямого и обратного слога.

Звукобуквенный анализ слога.

2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов.

Вычленение первого ударного гласного звука из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова.

Определение конечного гласного звука в слове.

Определение конечного согласного звука в слове.

Выделение ударной гласной из середины слова.

Определение места звука в слове. Предыдущий и последующий звук.

Определение количества и последовательности звуков в слове.

Звукобуквенный анализ двухсложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: сгсг, сгсгс, сгссг, сгссгс и т.д.

Звукобуквенный анализ односложных слов: сгс, ссгс, сгсс и др.

Звукобуквенный анализ трехсложных слов.

Звукобуквенный анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.

Звукобуквенный анализ и синтез.

3. Формирование фонематического восприятия.

Дифференциация гласных.

А - 0, У - 0, Ы - И, И - У, Ё -Ю.

Выделение из слогов, слов, предложений звуков в ударной позиции.

Гласные 1 и 2 ряда.

Сравнительный анализ слов.

Буква - смыслоразличитель.

Парные гласные: Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

4. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционные сходства:

Мягкие и твердые согласные.

Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда и буквы Ь.

Парные звонкие и глухие согласные: ф-в, п.-б, т-д, с-з, к-г, ш-ж.

Выделение из слогов, слов, предложений  звуков в четкой позиции.

Сравнительный анализ слов.

Буква - смыслоразличитель.

Оглушение звонких согласных в конце и середине слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты: с-ш, з-ж, сь-щ, ш-щ, ч-сь, ч-т, ч-щ, ч-ш, с-ц, ч-ц, щ-ц.

Сравнение и различение по месту или способу образования.

Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Сравнительный анализ слов.

Правописание ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, -ЧН-, -ЧК-.

Соноры: л-р

Заднеязычные: к-г-х

5. Буквы, сходные по начертанию.

Дифференциация Т-П, Д-Б, Л-М, И-Ш, Г-П, Е-З.

Сравнительный анализ элементов букв.

Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах.

2 этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.

1. Выявление активного словарного запаса.

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие птицы и животные, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, посуда, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие).

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. признаки и качества.

Сравнение предметов по основным признакам.

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д.

2. Расширение словарного запаса учащихся.

Актуализация пассивного словаря.

Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение.

Синонимы: существительное, прилагательное, глагол.

Оттеночное значение синонимов.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Замена повторяющихся в тексте слов синонимами.

Антонимы: существительное, прилагательное, глагол.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Омонимы.

Многозначность слов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначные существительные, прилагательные, глаголы.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Различение прямого и переносного значения слов.

Смысловые и эмоциональные оттенки значений слов.

 Замена многозначных слов синонимами.

3. Слоговой анализ и синтез.

Слогообразующая роль гласного.

Составление слов из слогов.

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги для переноса.

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов и букв.

Последовательность слогов в слове - смыслоразличительный фактор.

Вставка недостающего слога.

Синтезирование новых слов.

4. Ударение в слове.

Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.

Слого - ритмическая структура слова.

Воспроизведение ритмического рисунка слова, предложения.

Двухсложные слова: Хх, хХ.

Трехсложные слова: Ххх, хХх, ххХ.

Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов.

 Перенос ударения на безударную гласную.

5. Безударная гласная в корне слова.

Нахождение безударной гласной в корне.

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

Тренировка в подборе проверочных слов.

Нахождение проверочных слов из ряда родственных.

Правописание безударных гласных в корне слова.

6. Состав слова.

Морфемный анализ и синтез.

 Разбор по составу существительных, прилагательных, глаголов.

Корень слова, выделение корня.

Родственные слова.

Подбор родственных слов различных частей речи.

Образование родственных слов от данного корня.

Сложные слова.

Образование слов путем присоединения корней.

Лексическое значение.

Выделение корней и соединительной гласной, правописание.

Суффикс, выделение суффиксов, значение суффиксов, правописание, суффиксальный способ образования слов.

Суффиксальное образование существительных.

Уменьшительно-ласкательные существительные без изменения звуковой структуры и с чередованием согласных в корне слова.

Собственные и нарицательные существительные.

Существительные с основой на Ц с чередованием согласных в корне.

Существительные со значением очень маленького и очень большого предмета (суффиксы со значением величины).

Существительные со значением составной части предмета.

Название детенышей животных и птиц без изменения звуковой структуры, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова в единственном и множественном числе.

Название профессий и лиц, осуществляющих действия.

Суффиксальное образование притяжательных, относительных и качественных прилагательных.

Суффиксальное образование глаголов.

 Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Возвратные и невозвратные глаголы.

Приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Многозначные приставки.

Приставки со значением неполного действия и результата действия.

Приставка, ее роль в изменении значения слова.

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

Времена глаголов.

Правописание приставок с гласными А, О.

Окончание, выделение окончаний, значение окончаний.

Подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.

7. Предлоги и приставки.

Соотношение предлогов и глагольных приставок.

Выделение из словосочетаний и предложений слов с приставками и предлогами.

Правописание предлогов и приставок.

Подбор приставок и предлогов к данному словосочетанию.

3 этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

1. Словосочетание и предложение.

Сопоставление слова и предложения как речевых единиц.

Различение слов по признакам грамматической категориальности.

Дифференциация частей речи (по вопросу, значению, составу слова).

Словосочетание и предложение как речевые единицы.

 Заглавная буква в начале предложения и точка в его конце.

Определение количества и последовательности слов в предложении.

Составление предложений и словосочетаний.

Восстановление деформированных предложений.

Вычленение словосочетаний из контекста.

Связь между словами в словосочетании, распознание главного и зависимого слова.

Образование словосочетаний по вопросной схеме-модели.

Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Простое нераспространенное предложение.

Виды предложений по интонации.

Простое распространенное предложение.

Распространение предложений определением и дополнением.

Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Однородные подлежащие и однородные сказуемые.

Сложносочиненное предложение.

Союзы: И, А, НО.

Сопоставление простого предложения с однородными главными членами и сложносочиненного предложения.

 Грамматическая основа сложного предложения.

Сложноподчиненное предложение. Союзы ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ.

Грамматическая основа главного и зависимого предложения.

2. Согласование.

Согласование слов в числе.

Изменение по числам существительных, прилагательных, глаголов.

Дифференциация форм единственного и множественного числа глагола, существительного и прилагательного по лексико-грамматическим признакам.

Согласование в роде.

Дифференциация форм существительных мужского, женского и среднего рода.

Замена существительных местоимением.

Изменение по родам прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Родовые окончания.

Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в числе и роде.

Согласование прилагательных и существительных в именительном и косвенных падежах.

Дифференциация форм существительных, глаголов, прилагательных мужского, среднего и женского рода по лексико-грамматическому признаку.

3. Дифференциация временных глагольных форм.        

 Морфологический разбор глагола.

4. Управление.

Нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания и предложения).

Склонение существительных.

Существительные одушевленные и неодушевленные.

Формы существительных в косвенных падежах с ударным и безударным окончанием в единственном и множественном числе.

Преобразование существительных в начальную форму.

Модели беспредложных конструкций с прямым и косвенным дополнением.

Предложные конструкции с косвенным дополнением и обстоятельством места.

Закрепление падежных форм.

Сопоставление падежных форм существительных.

Морфологический разбор существительного.

Образование грамматических форм по контексту.

5. Предлоги.

Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Родительный падеж – У (местонахождение), С, ИЗ, ДО (направление действия)

Дательный падеж – ПО (местонахождение), К (направление действия)

Винительный падеж – В, НА, ЗА, ПОД (направление)

Творительный падеж – ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение, часть пространства)

Предложный падеж – В (местонахождение)

Дифференциация различных значений одного и того же предлога.

Противоположные предлоги.

Составление словосочетаний с предлогами.

Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.

6. Овладение навыками связной речи.

Текст.

Составление повествовательного текста по серии картин.

Членение текста на предложения.

Составление текста из предложений, данных вразбивку.

Восстановление деформированного текста.

Определение последовательности предложений в тексте.

Составление текста по опорным словам.

Редактирование текста.

Придумывание конца текста, начала текста.

Составление повествовательного текста по сюжетной картине.

Составление описательных текстов о предмете или явлении.

Составление плана текста для последующего пересказа и записи.

Пересказ прочитанного текста.

Пересказ по ролям.

Пересказ по плану.

Пересказ подробный и короткий.

Нормирование словоизменения в связной речи.

Закрепление более сложных по семантике и внешнего оформления продуктивных форм словоизменения.

Содержание коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • Развитие навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие зрительной памяти и внимания.
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов.
  • Развитие пространственных представлений, ориентации.
  • Развитие представлений о времени.
  • Развитие слухового внимания и памяти.

3. Развитие основных мыслительных операций

  • Формирование навыков соотносительного анализа.
  • Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями).
  • Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  • Формирование умения планировать свою деятельность.

4. Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей

5. Развитие различных видов мышления

  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие словесно-логического мышления.

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

7. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в коммуникативном процессе.

8. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.

9. Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.

Тематическое  планирование

по формированию звукопроизношения с учащимися  2  классов

(индивидуальные занятия)

       

                  3 «Б» класс            

     1. Заренок Станислава Александровна

2. Клименко Алексей Дмитриеевич

3. Коханский Кирилл Дмитриевич

4. Марсова Яна Владимировна

5. Морозов Юрий Сергеевич

6. Моисеев Аркадий Владимирович

7. Таласбаева Асем Рахматуллаевна

8. Травников Иван Игоревич

9. Черняк Владимир  Олегович

10.Шарецкая Дарья Сергеевна

11.Шаеицкий Рустам Сергеевич

12. Батыгина Снежана

Разделы программы

Содержание материала

Сроки

Работа над голосом

Голос в норме.

Постоянно

Работа над речевым дыханием

 Работать  над  дыханием, слитным произношением фраз, делить сложные предложения на синтагмы, самостоятельно выделять паузы.

Постоянно

Работа над ритмико-интонационной структурой речи

1.Работа  над  логическим ударением.

2.Выделять важные по смыслу слова в предложении,  изменяя силу и высоту голоса.

3.Работа над  интонацией повествовательного предложения, вопросительного  предложения (с вопросительным словом и без него), восклицательного  предложения.

Постоянно

Работа над словом и фразой:

1. Словесное ударение. Учить выделять ударный слог в словах.

 2. Работать над соблюдением правил орфоэпии.

 № 1 -  безударное «О»;

№ 2 – оглушение звонких согласных в конце слова;

№ 3 – оглушение звонких  согласных перед глухими согласными;

№ 4 – опускание непроизносимых согласных;

№ 5 – произнесение окончаний тся,  - ться;

№ 6 – произнесение окончаний ого,  - его как ово, ево (под контролем учителя и на основе самоконтроля).

Постоянно

Работа над звукопроизношением

 

Тема по ФП

Лексическая тема

Цели урока

Виды деятельности на уроке

Кол-во занятий

1

Полная проверка произношения

Выявления состояния произносительной стороны речи. Составление перспективного плана на год, на  четверть.

Проверка произношения звуков.

2

2.

Неречевые звуки.

1.Музыкальные инструменты.

2.Транспорт.

3.Наш дом.

4.Природа и природные явления.

Знакомство с неречевыми звуками.

Подготовка к овладению звуковой стороной речи.

1.Работа с компьютерной программой «Учимся говорить правильно».

2. Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

 3. Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука, движения на звук.

4.Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо).

4

3.

Звукоподражание.

1.Кто живет рядом с нами?

2.Скотный двор.

3.Птичий двор.

4.Голоса.

4

4.

Речевые звуки.

1.«Голосистые» звуки.

2.»Безголосые» звуки.

3. Звуки – «двойняшки».

4.»Сердитые» и «ласковые» звуки.

Знакомство с речевыми звуками.

Подготовка к овладению звуковой стороной речи.

1.Работа с компьютерной программой «Учимся говорить правильно».

 2.Упражнения в различении речевых звуков.

3. Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука, движения на звук.

4.Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо).

4

5.

Работа с сохранными звуками.

Гласные звуки: А-О-У-Ы

1.Уточнение артикуляции звуков.

2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.

1.Называние предметов.

2.Подбор слов, с заданным звуком.

3.Повторение слов за учителем. 4.Выделение слова с заданным звуком   в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.).

5.Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.).

6.Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.).

7. Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединённых по родовому признаку (фрукты, овощи, птицы, звери и др.).

8.Подбор картинки к услышанному предложению с заданным звуком.

9.Составление предложения по картинке.

10.Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. 11.Развитие графических навыков: обводка шаблонов, трафаретов, работа карандашом, ручкой.

12.Вставить слово в предложение.

13. Вставить слова в рассказ.

14.Чтение и заучивание наизусть потешек, скороговорок и чистоговорок.

15.Заучивание наизусть небольших стихотворных текстов.

 4

6.

Работа с сохранными звуками.

Согласные звуки: П-Б-М.

7.

Работа с сохранными звуками.

Согласные звуки: Т-Д-Н.

8.

Работа с сохранными звуками.

Согласные звуки: В-Ф.

9.

Звуки  «С», «С*».

 

Осень.

Изменения в природе.

Осень в картинах русских художников.

Ранняя осень.

Золотая осень. Перелетные птицы.

Поздняя осень (предзимье).

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков С-С*.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Характеристика звука  (профиль звука).                                                                                                5. Произношение слогов со звуком в разных фонетических позициях.                                      6.Постановка по подражанию.                       7.Называние картинок.                                            8.Подбор слов на данный звук.                                   9.Чтение слогов и слов.                                        10.Составление словосочетаний по картинкам.                                                     11.Составление слов с пропущенным звуком в словах.                                                            12.Называние картинок.                         13.Чтение текста, ответы на вопросы.                                                                       14. Составление рассказа по сюжетной картинке.

10.

Звуки «З»-«З*».

Зима.

Изменения в природе.

Зимние забавы и развлечения.

Зимний лес.

Животные зимой.

Зимующие птицы. Рассказ по сюжетной картине «Зима».

Рассказ по сюжетной картине «Кормушка для птиц».

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи. 8.Дифференциация звуков З-З*.

11.

Дифференциация звуков «С-З».

1.Дифференциация звуков  изолированно.

2. Дифференциация звуков в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 3.Дифференциация звуков в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, фразах.

5. Дифференциация звуков в предложениях.        6.Дифференциация звуков  в самостоятельной речи.

1.Вставить слово с заданным звуком в предложение.

2. Вставить слова с пропущенными звуками в рассказ.

3.Заучивание наизусть потешек, скороговорок и чистоговорок.

4.Заучивание наизусть небольших стихотворных текстов.

 

12.

Звук «Ш».

Ранняя весна.

Изменения в природе.

Первоцветы.

Перелетные птицы.

Животные весной.

Деревья  весной.

Рассказ по сюжетной картине «Сосна».  

 

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Характеристика звука  (профиль звука).                                                                                                5. Произношение слогов со звуком в разных фонетических позициях.                                      6.Постановка по подражанию.                       7.Называние картинок.                                            8.Подбор слов на данный звук.                                   9.Чтение слогов и слов.                                        10.Составление словосочетаний по картинкам.                                                     11.Составление слов с пропущенным звуком в словах.                                                            12.Называние картинок.                                 13.Чтение текста, ответы на вопросы.                                                                       14. Составление рассказа по сюжетной картинке.

 

13.

Дифференциация звуков «С-Ш».

1.Дифференциация звуков  изолированно.

2. Дифференциация звуков в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 3.Дифференциация звуков в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, фразах.

5. Дифференциация звуков в предложениях.        6.Дифференциация звуков  в самостоятельной речи.

1.Вставить слово с заданным звуком в предложение.

2. Вставить слова с пропущенными звуками в рассказ.

3.Заучивание наизусть потешек, скороговорок и чистоговорок.

4.Заучивание наизусть небольших стихотворных текстов.

 

14.

Звук «Ж».

Насекомые.

Дикие животные.

Рассказ по сюжетной картинке «Купание медвежат».

Явления природы

(дождик – гроза). Рассказ по сюжетной картине «Гроза».

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Характеристика звука  (профиль звука).                                                                                                5. Произношение слогов со звуком в разных фонетических позициях.                                      6.Постановка по подражанию.                       7.Называние картинок.                                            8.Подбор слов на данный звук.                                   9.Чтение слогов и слов.                                        10.Составление словосочетаний по картинкам.                                                     11.Составление слов с пропущенным звуком в словах.                                                            12.Называние картинок.                                 13.Чтение текста, ответы на вопросы.                                                                       14. Составление рассказа по сюжетной картинке.

15.

Дифференциация звуков «Ж-З».

1.Дифференциация звуков  изолированно.

2. Дифференциация звуков в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 3.Дифференциация звуков в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, фразах.

5. Дифференциация звуков в предложениях.        6.Дифференциация звуков  в самостоятельной речи.

1.Вставить слово с заданным звуком в предложение.

2. Вставить слова с пропущенными звуками в рассказ.

3.Заучивание наизусть потешек, скороговорок и чистоговорок.

4.Заучивание наизусть небольших стихотворных текстов.

16.

Дифференциация звуков «Ш-Ж».

Планирование  логопедической работы по преодолению заикания у детей

  1. Спонтанная речь                                                                                                                                                                                                                                  

в) Сложность речевой структуры:

В начале смыслового отрезка трудно говорить. Поэтому вначале берутся, фразы, не связанные по содержанию.

г) Степень громкости речи:

1. всегда говорить свободно шёпотом;

2. нет судорог при беззвучной речи;

3. свободней говорят тихо, чем громко.

д) Зависит от обстановки:

1. привычная обстановка;

2. незнакомая, малознакомая чужая обстановка.

е) Плавность и ритмичность речи:

1. пение;

2. пение с движением;

3. ритмизированная речь;

4. ритмизированная речь без движения;

5. опора на гласные звуки;

6. разнометричная речь (ударение падает на разные слоги).

ж) Зависит от общественного окружения:

1. в одиночестве;

2. с близкими друзьями;

3. с логопедом,  с учителем;

4. с малознакомыми;

5. с незнакомыми.

з) Эмоциональное состояние.

Логопед ставит задачу: воспитать умение владеть собой, проявлять волю и демонстрировать речь независимо от обстановки.

и) Деятельность:

1. дидактические и подвижные игры, рисование, конструирование;

2. степень сложности действий (элементарные действия, комплекс действий).

3. отношение деятельности к речи во времени (речь сопровождающая, завершающая, предваряющая).

Тематический план индивидуальной логопедической работы с заикающимся школьником, с нарушением звукопроизношения, Травниковым И.  учеником 2 «Б» класса (рассчитан на 2 года).

I год обучения

1 этап. Подготовительный.

Цели:

  1. Знакомство с детьми, исследование речевой патологии ребенка, заполнение речевой карты, изучение данных невропатолога.
  2. Установление бесед с родителями: организация и проведение речевого охранительного режима  (два первых занятия).

2 этап. Охранительный.

Цели:

  1. Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.
  2. Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи, знакомство с артикуляционной гимнастикой.
  3. Обучение нижнее диафрагмальному дыханию.
  4. Расслабление мышц по контрасту с напряжением.
  5. Устранение психоэмоцинального напряжения, вселение в ученика уверенности в свои силы.

Лексические темы

Тема

Содержание

1- 16

«Семья»

«Школа»

«Осень»,

«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы».
«Домашние птицы», «Домашние животные»

Знакомство с органами артикуляции и артикуляционной зарядкой.

Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи. Упражнение для челюсти и губ.  Дыхательные и голосовые упражнения.   Постановка звука [Р] по подражанию (закрепление).

4- 16

Речь, предложение, слово. Гласные и согласные звуки.

Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц Дифференциация понятий «предложение» - «слово» Признаки гласных и согласных звуков. Дыхательные и голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р].  Постановка звука [Р] по подражанию (закрепление).

4- 16

Артикуляция гласных звуков.

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков и для звука [Р]. Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.  

Релаксация: «Кулачки», «Олени», «Штанга». Расслабляющий массаж лица и шеи.          

4- 16

Постановка речевого дыхания.  Правила речевого дыхания.

Постановка дифрагмально – реберного дыхания:

- без фонации,

 -с произнесением гласных;

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем;

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

  Правила речевого дыхания: 1) во время разговора вдох делаем через лёгкую улыбку; 2) при вдохе стенка живота немного поднимается, при выдохе – опускается;  3) грудь и плечи неподвижны. Обучение нижнедиафрагмальному дыханию насчет 2 – 8 (сначала лежа, затем сидя). Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р] Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.  

4- 16

«Зима», «Зимние забавы», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Новый год» «Одежда» «Обувь» «Мебель»

Артикуляция и голосоведение.

Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р] Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.  

4- 16

Речь и движение.

Координация речи и движений рук:

-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"),

-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").

* Развитие общей и мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р] Автоматизация звука [Р] в обратных слогах.  

3 эта. Режим ограничения речи.

Цели:

  1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
  2. Развитие голоса и четкой артикуляции.
  3. Снятие напряженности мышц органов артикуляции и тела.
  4. Воспитание навыков замедленной, плавной, слитной речи.
  5. Развитие коммуникативных способностей.

16 - 32

 «Посуда»,
«День Защитника Отечества»

«Мужские профессии»

Релаксация.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]. Автоматизация звука [Р] в обратных слогах. Упражнения на релаксацию «Дрема», «Песенка», «Ветер и ветерок», «Жарко - холодно». Обучение самомассажу лица и шеи. Повторение правил речевого дыхания, сидя затем стоя.

16 - 32

Артику - ые и дыхательные упражнения для звука [Ш]. Артикуляция гласных звуков.

Релаксация: «Парус», «Камень - бумага», «Жарко - холодно», «Душистый цветок». Самомассаж лица и шеи. Гласный 1 и 2 ряда. Их артикуляция.  Артикуляционная и дыхательная  гимнастика для постановки звука [Р] Автоматизация звука [Р] в обратных слогах.

16 - 32

Работа над голосом.

Релаксация «Дрема», «Песенка», «Ветер - ветерок», «Жарко - холодно». Упражнения: «Песенка», «Музыкант», «Эхо». Артикуляционные упражнения для звука [Р]. Автоматизация звука [Р] в обратных слогах. Голосовые  и дыхательные  упражнения.

16 - 32

Упражнения артикуляционные, дыхательные, голосовые.

Релаксация: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Горки». Голосовые  и дыхательные упражнения. Произнесение на одном выдохе ряд гласных.  Артикуляционные упражнения для звука [Р].  Автоматизация поставленного звука [Р] обратных  слогах.

20 - 32

Правило об ударении. Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная.

Релаксация «Шалтай - болтай», «Сердитая кошка», «Пружинки», «Душистый цветок». Правило: «В каждом слове выделяй ударный звук (звук - командир)». Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отраженно.   Произнесение слов с разной интонацией: вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением. Артикуляционные упражнения для звука [Р]. Автоматизация поставленного звука [Р]  в прямых  и обратных  слогах.


20 - 32

 

«Весна», «Весенние месяцы»

«Мамин праздник»      «Первоцветы»«Дикие животные», «Перелетные птицы», «Космос» «Столица нашей родины, Москва»,

«Наш город»
«Насекомые»,
понятий о лете.

Правило о паузах. Сопряженная речь.

Релаксация: «Жук», «Комарик», «Ворона», «Гуси». Дыхательные и голосовые упражнения. Правило: «В речи соблюдай паузы». Пауза – остановка, во время которой делается вдох. Заучивание четверостишья сопряжено, затем отраженно с соблюдением изученных правил речи.  Артикуляционные упражнения для звука [Р]. Автоматизация звука в  словах.

33 - 63

Краткие ответы. Автоматизированная речь. Сопряжено – отраженная речь.

Релаксация «Волшебный сон». Краткие ответы на вопросы по сюжетной картине с соблюдением изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отраженно. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни». Автоматизированная речь: перечисление дней недели, зимних месяцев. Определение в этих словах звуков – командиров. Артикуляционные и дыхательные упражнения для звука [Р]. Автоматизация звука в словах.

33 - 63

Сопряжено – отраженное чтение стихов.

Релаксация «Волшебный сон». Артикуляционно – дыхательные упражнения. Закрепление правил речи: «Короткая фраза произносится на одном выдохе». Упражнения в кратких ответах: «Закончи предложение». Игры «Любопытный», «Угадай и добавь». Автоматизированная речь: порядковый счет. Артикуляционные и дыхательные упражнения для звука [Р]. Автоматизация звука в словах. Чтение и разучивание чистоговорки со звуком [Р].  .

33 - 63

Правило о произнесении короткой  фразы

Релаксация с музыкальным сопровождением «Море на рассвете». Артикуляционно – дыхательные упражнения. Закрепление изученных правил речи. Отраженное чтение стихов. Решение арифметических примеров. Игра «Любопытный». Автоматизированная речь: счет предметов. Артикуляционные и дыхательные упражнения для звука [Р]. Автоматизация звука в тексте.

33 - 63

Отраженная речь.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Морские просторы». Артикуляционно – дыхательные упражнения. Закрепление изученных правил речи. Отраженное чтение стихов со звуком [Р]. Автоматизированная речь: счет предметов с определениями. Игра: «Я знаю пять…

64 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа  коррекционно - логопедической работы начального общего образования  на 2014 – 2015 учебный год...

«Особенности реализации примерных программ по предмету «Музыка» начального о основного общего образования (2015г.)»

Основные направления содержания музыкального образования в 1 – 4 классах начальной школы.   Виды музыкально-практической деятельности, направленные на усвоение раздела «Муз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Изобразительное искусство»для начального общего образованияСрок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)​Данная рабочая программа разработана в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...