Программа по ОБЖ для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа (3 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда» г. Коломны
Таланова Н.И.
ПРОГРАММА
Основы безопасной жизнедеятельности
для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида с умеренной умственной отсталостью, имеющих сложную структуру дефекта
Разработала:
учитель начальных классов
высшей категории
Таланова Н. И.
Р е ц е н з е н т ы :
Горохова И.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»;
Сыкало А.А., старший преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».
Таланова Н.И.
Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с.
Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений VIII вида с умеренной умственной отсталостью.
© Таланова Н.И., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………………….…3
- Примерное планирование………………………………………………………………….….6
- Список рекомендуемой литературы……………………………………………………..11
- Рекомендации по использованию электронных ресурсов…………………..12
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений. Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.
Становление у детей с умеренной умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Вся программа поделена на 7 модулей:
1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
2) безопасность на дороге;
3) безопасность на улице и во дворе;
4) безопасность в помещении;
5) безопасность в лесу;
6) пожарная безопасность;
7) безопасность на воде.
Задача учителя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умеренной умственной отсталостью, становление их психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.
Уроки должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов, иллюстраций, DVD c обучающим характером.
Предполагаемые результаты обучения.
Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия. Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной, навыки правильного поведения в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной жизнедеятельности:
- формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
- соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 4 5 | 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Новый учебный предмет - ОБЖ. Что такое безопасность? Источники опасности. Чрезвычайная ситуация. Обобщающий урок по теме. | 6 1 2 1 1 1 | |
1 2 | Безопасность на дороге. Транспорт на дорогах города. Правила поведения в транспорте. | 3 2 1 | |
1 2 3 4 1 | 2 четверть Безопасность на дороге. Правила поведения в транспорте. Знакомство с улицей. Проезжая и пешеходная части улицы. Встреча с зам.директора по безопасности. Безопасность на воде. Безопасность на льду. Пожарная безопасность. Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт. | 4 1 1 1 1 1 1 2 2 | |
1 2 3 1 2 1 | 3 четверть. Безопасность в помещении. Безопасное общение с домашними животными. Разговор о самых обычных вещах. Опасно ли быть неряхой? Безопасность на дороге. Светофор. Сигналы светофора. Наблюдения за движением транспорта. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. | 5 2 1 2 3 2 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 4 четверть. Безопасность на дороге. Пешеходный переход. Правила для пешеходов. Внимание! Переходим через улицу! Улица – не место для игр. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок. | 5 2 2 1 2 1 1 |
4 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 | 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Мой родной город. Какая опасность нас ожидает. Мой микрорайон, моя улица. Что такое чрезвычайная ситуация. | 3 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Безопасность на дороге. Безопасность на улице. Мы - пешеходы. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила передвижения пешеходов по улице. « Внимание! Переходим через улицу». Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина. | 6 1 1 1 2 1 | |
1 2 3 4 | 2 четверть Безопасность на улице и во дворе. « Если ты заблудился». « Осторожно! Незнакомец». Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». Безопасность на воде. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период. | 5 1 2 2 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 | 3 четверть. Пожарная безопасность. « Огонь – друг или враг». « Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой». « Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112. « Чем опасен дым?». « Детские шалости с огнём». Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Безопасность на дороге. « Улица – не место для игр». Встреча с работником ГИБДД. | 6 1 1 1 1 1 1 3 2 1 | |
1 2 3 4 5 6 7 | 4 четверть. Безопасность в помещении. « Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». « Осторожно - электроприборы». « Кухня – не место для игр». Горючие вещества. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Лесной пожар. Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу» | 4 1 1 1 1 3 1 1 1 |
5 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 | 1четверть Безопасность на улице и во дворе. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице. « Внешность человека может быть обманчива». Ребёнок и его старшие приятели. | 5 2 1 2 | |
1 2 | Безопасность на дороге. Знакомство с дорожными знаками. Переход по пешеходной дороге и без него. | 4 2 2 | |
1 2 3 4 | 2 четверть Безопасность на дороге. Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского транспорта. Основные правила поведения на улице и дороге. Правила перехода дороги при выходе из транспорта. Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112. Безопасность на улице и во дворе. Конфликты между детьми во время игр. Опасные участки около дома и на улице.
| 5 1 2 1 1 2 1 1 | |
1 2 3 4 5 6 | 3 четверть. Безопасность на дороге. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Дорожная разметка. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Выбор наиболее безопасного пути. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Основные спасательные средства. | 6 1 1 2 2 3 2 1 | |
1 2 3 4 | 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в леcу. Осторожно – ядовитые грибы и ягоды! Съедобные и несъедобные грибы. Обобщающий урок. | 7 1 3 2 1 |
6 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 4 5 6 | 1четверть. Пожарная безопасность. Правила поведения на кухне. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте. Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности. Безопасность на улице и во дворе. Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с медработником. | 7 2 3 1 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 2 четверть Безопасность на дороге. Перекрёстки и их виды. Поведение пешеходов на перекрёстках. Сигналы, подаваемые водителями. Пешеход на нерегулируемом перекрёстке. Тормозной путь транспортных средств. | 7 1 2 1 2 1 | |
1 2 3 4 5 6 | 3 четверть. Безопасность на дороге. Повторение правил безопасного поведения на дороге. Итоговое занятие. Безопасность в помещении. Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении. Правила культурного и этичного поведения в помещении. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание! Ледоход. Служба спасения. Встреча со спасателем. | 2 1 1 3 1 2 4 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с медработником. Внимание! Клещи! Обобщающий урок. Безопасность на воде. Меры безопасности на воде летом. Что делать, если на твоих глазах тонет человек. Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры. | 3 2 1 2 1 1 2 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
- Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
- Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
- Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.
10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005.-447с.
11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники).
Рекомендуемые адреса:
Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/
РГБ диссертационный зал (г. Химки): http://www.rsl.ru.
Международная энциклопедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница
Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window
ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 4 класса
С каждым годом растет количество ребят, обучающихся в общеобразовательных школах по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида. Предлагаю рабочие программы для учащихся 4 кл...
рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение
Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...
рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение
Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....