Программа по ОБЖ для учащихся 3-6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений VIII вида с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда» г. Коломны

Таланова Н.И.

ПРОГРАММА

Основы безопасной   жизнедеятельности

для учащихся  3-6 классов  коррекционных  образовательных  учреждений  VIII вида с  умеренной  умственной отсталостью, имеющих сложную структуру дефекта

Разработала:

учитель начальных классов

высшей категории

Таланова Н. И.

Р е ц е н з е н т ы :

Горохова И.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»;

Сыкало А.А., старший преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».

Таланова Н.И.

         Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с.

Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,  пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа  рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных  образовательных  учреждений  VIII вида с  умеренной  умственной отсталостью.

© Таланова Н.И., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….…3
  2. Примерное планирование………………………………………………………………….….6
  3. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………..11
  4. Рекомендации по использованию электронных ресурсов…………………..12

Пояснительная   записка

Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания  безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся,  формированием у них базовых установок и социальных представлений. Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире,  ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни.     Социальные представления о  безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественным   своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих  физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие  отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой -  всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.

Низкий уровень  социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер  у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,  пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей.  Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию  и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.

Становление у детей с  умеренной умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Вся программа поделена на 7 модулей:

1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;

2) безопасность на дороге;

3) безопасность на улице и во дворе;

4) безопасность в помещении;

5) безопасность в лесу;

6) пожарная безопасность;

7) безопасность на воде.

Задача учителя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умеренной умственной отсталостью, становление их  психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.

Уроки должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать  рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов,  иллюстраций, DVD c обучающим характером.

Предполагаемые результаты обучения.

Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.

Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  основополагающих  знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия.   Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной,  навыки правильного поведения  в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.

Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной   жизнедеятельности:

  • формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно  в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
  • коррекция нарушений физического  развития;
  • формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
  • соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
  • формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной    реабилитации  и адаптации.

 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс.                  

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

4

5

                         1четверть

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Новый учебный предмет - ОБЖ.

Что такое безопасность?

Источники опасности.

Чрезвычайная ситуация.

Обобщающий урок по теме.

6

1

2

1

1

1

1

2

Безопасность на дороге.

Транспорт на дорогах города.

Правила поведения в транспорте.

3

2

1

1

2

3

4

1

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Правила поведения в транспорте.

Знакомство с улицей.

Проезжая и пешеходная части улицы.

Встреча с зам.директора по безопасности.

Безопасность на воде.

Безопасность на льду.

Пожарная безопасность.

Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт.

4

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

3

1

2

1

                        3 четверть.

Безопасность в помещении.

Безопасное общение с домашними животными.

Разговор о самых обычных вещах.

Опасно ли быть неряхой?

Безопасность на дороге.

Светофор. Сигналы светофора.

Наблюдения за движением транспорта.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.

5

2

1

2

3

2

1

2

2

1

2

3

4

5

                        4 четверть.

Безопасность на дороге.

Пешеходный переход. Правила для пешеходов.

Внимание! Переходим через улицу!

Улица – не место для игр.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок.

5

2

2

1

2

1

1

          

4 класс.            

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

                         1четверть

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Мой родной город. Какая опасность нас ожидает.

Мой микрорайон, моя улица.

Что такое чрезвычайная ситуация.

3

1

1

1

1

2

3

4

5

Безопасность на дороге.

Безопасность на улице.

Мы - пешеходы.

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

Правила передвижения пешеходов по улице.

« Внимание! Переходим через улицу».

Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина.

6

1

1

1

2

1

1

2

3

4

                          2 четверть

Безопасность на улице и во дворе.

« Если ты заблудился».

« Осторожно! Незнакомец».

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

  Безопасность на воде.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период.

5

1

2

2

1

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

                        3 четверть.

Пожарная безопасность.

« Огонь – друг или враг».

« Пожарный -  герой, он с огнём вступает в бой».

« Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112.

« Чем опасен дым?».

« Детские шалости с огнём».

Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

Безопасность на дороге.

« Улица – не место для игр».

Встреча с работником ГИБДД.

6

1

1

1

1

1

1

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

                        4 четверть.

Безопасность  в помещении.

« Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».

« Осторожно -  электроприборы».

« Кухня – не место для игр».

Горючие вещества.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу.

Лесной пожар.

Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу»

4

1

1

1

1

3

1

1

1

           

5 класс.                

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

                       1четверть

Безопасность на улице и во дворе.

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

« Внешность человека может быть обманчива».

Ребёнок и его старшие приятели.

5

2

1

2

1

2

Безопасность на дороге.

Знакомство с дорожными знаками.

Переход по пешеходной дороге и без него.

4

2

2

1

2

3

4

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского транспорта.

Основные правила поведения на улице и дороге.

Правила перехода дороги при выходе из транспорта.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112.

Безопасность на улице и во дворе.

Конфликты между детьми во время игр.

Опасные участки около дома и на улице.

 

5

1

2

1

1

2

1

1

1

2

3

4

5

6

                        3 четверть.

Безопасность на дороге.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Дорожная разметка.

Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги.

Выбор наиболее безопасного пути.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.

Основные спасательные средства.

6

1

1

2

2

3

2

1

1

2

3

4

                        4 четверть.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в леcу.

Осторожно – ядовитые грибы и ягоды!

Съедобные и несъедобные грибы.

Обобщающий урок.

7

1

3

2

1

6 класс.              

п/п

Название разделов и тем.

К-во

часов

Примечание

1

2

3

4

5

6

                       1четверть.

Пожарная безопасность.

Правила поведения на кухне.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте.

Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности.

Безопасность на улице и во дворе.

Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с медработником.

7

2

3

1

1

2

2

1

2

3

4

5

                          2 четверть

Безопасность на дороге.

Перекрёстки и их виды.

Поведение пешеходов на перекрёстках.

Сигналы, подаваемые водителями.

Пешеход на нерегулируемом перекрёстке.

Тормозной путь транспортных средств.

7

1

2

1

2

1

1

2

3

4

5

6

                        3 четверть.

Безопасность на дороге.

Повторение правил безопасного поведения на дороге.

Итоговое занятие.

Безопасность в помещении.

 Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении.

Правила культурного и этичного поведения в помещении.

Безопасность на воде.

Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание! Ледоход.

Служба спасения. Встреча со спасателем.

2

1

1

3

1

2

4

2

2

1

2

3

4

5

                        4 четверть.

Безопасность в лесу.

Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с медработником. Внимание! Клещи!

Обобщающий урок.

Безопасность на воде.

Меры безопасности на воде летом.

Что делать, если на твоих глазах тонет человек.

Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры.

3

2

1

2

1

1

2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
  3. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  4. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
  5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
  7. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
  8. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.

10. Щипицина Л.М. «Необучаемый»  ребёнок в семье и обществе. - СПб.:      Речь, 2005.-447с.

11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники).

Рекомендуемые адреса:

Российская государственная библиотека:  http://www.leninka.ru/

РГБ диссертационный зал (г. Химки):  http://www.rsl.ru.

Международная энциклопедия:  

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница

Цифровая библиотека (русские издания):  www.Lib.Ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window

ГНПБ им. К. Д. Ушинского:  http://www.gnpbu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:·     программа «Коррекционно- развивающее обучение для...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 4 класса

С каждым годом растет количество ребят, обучающихся в общеобразовательных школах по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида. Предлагаю рабочие программы для учащихся 4 кл...

рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...

рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....