Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР. Пояснительная записка
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) по теме
Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР.
Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zap_k_progr_po_logop_2-3_kl.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 2 класса с ЗПР.
Пояснительная записка
Логопедическая работа в общеобразовательном учреждении VII вида осуществляется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами стоящими перед учителем-логопедом являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
На логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление на занятия с учителем-логопедом осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Зачисление на логопедические занятия обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Выпуск обучающихся производится в конце учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
Занятия учащихся с учителем-логопедом, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФ программы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с ЗПР, можно использовать методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
В специальной (коррекционной) начальной школе VII вида №47 логопедические занятия проводятся в соответствии с программой по преодолению нарушения письма у младших школьников, рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары, автор Е.М.Мазанова.
При использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:
— артикуляторно-акустической;
— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;
— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
— аграмматической;
— оптической.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Лексический материал должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Так как у школьников с ЗПР нарушение речи системного характера, то и программа строится с учётом всех имеющихся нарушений в устной и письменной речи.
У учащихся 2 класса проводится работа по преодолению дефектов звукопроизношения и устранению всех форм дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Обучение продолжается после исправления звукопроизношения или параллельно этому виду работы, опираясь на сохранные, а также на исправленные звуки.
Коррекционно-логопедическую работу по исправлению недостатков письменной речи обязательно должна предварять работа по дифференциации звуков в устной речи.
Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением.
Задачи коррекционного обучения:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.
Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
При составлении программы коррекционно-логопедической работы во 2 классе так же были использованы:
- «Программа коррекционной работы со школьниками с ЗПР», автор П.Д. Лебедева;
- «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», автор Л.М. Козырева;
- «Индивидуально-подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения», авторы С.В.Коноваленко, В.В.Коноваленко;
- «Домашний логопед», автор Е.М.Косинова.
Программа коррекционно-логопедической работы со школьниками 3 класса с ЗПР.
Пояснительная записка
Логопедическая работа в общеобразовательном учреждении VII вида осуществляется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами стоящими перед учителем-логопедом являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
На логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление на занятия с учителем-логопедом осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Зачисление на логопедические занятия обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Выпуск обучающихся производится в конце учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
Занятия учащихся с учителем-логопедом, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФ программы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с ЗПР, можно использовать методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
В специальной (коррекционной) начальной школе VII вида №47 логопедические занятия проводятся в соответствии с программой по преодолению нарушения письма у младших школьников, рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары, автор Е.М.Мазанова.
При использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:
— артикуляторно-акустической;
— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;
— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
— аграмматической;
— оптической.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Лексический материал должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Так как у школьников с ЗПР нарушение речи системного характера, то и программа строится с учётом всех имеющихся нарушений в устной и письменной речи.
У учащихся 3 класса проводится работа по преодолению дефектов звукопроизношения и устранению всех форм дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Обучение продолжается после исправления звукопроизношения или параллельно этому виду работы, опираясь на сохранные, а также на исправленные звуки.
Коррекционно-логопедическую работу по исправлению недостатков письменной речи обязательно должна предварять работа по дифференциации звуков в устной речи.
Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением.
Акустическая дисграфия
Задачи коррекционного обучения:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.
Аграмматическая дисграфия
Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Оптическая дисграфия
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
При составлении программы коррекционно-логопедической работы в 3 классе так же были использованы:
- «Программа коррекционной работы со школьниками с ЗПР», автор П.Д. Лебедева;
- «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», автор Л.М. Козырева;
- «Индивидуально-подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения», авторы С.В.Коноваленко, В.В.Коноваленко;
- «Домашний логопед», автор Е.М.Косинова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...