Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_uo_chernetsov_matvey_1v_klass_demyanoa_a.o.docx | 65.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании методического зам. директора по УВР Директор МАОУ «Лицей № 6»
объединения начальных классов МАОУ «Лицей №6» ____________З.Н. Родина
Протокол №___от «____»2021 г _______ Санкина А.И. ___________Руководитель МО
Индивидуальная рабочая
программа коррекционно-развивающих
логопедических занятий для учащегося 1в класса Чернецова Матвея
с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями)
на 2021 – 2022 учебный год.
Составитель учитель-логопед: Демьянова Анастасия Олеговна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.3648-20 с1.09.21г.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Приказ Министра просвещения РФ от 22.03.2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательных программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2021 N 63180).
- Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой — особенностями речевого развития я структурой речевого дефекта.
Логопедическая работа подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем пели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, по с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности,
переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с другими детьми.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученика 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Чернецов Матвей Иванович.
Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с УО относятся
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо – родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Формы организации учебной деятельности
Подгрупповая форма работы (продолжительность до 35 мин 2 раза в неделю)
Индивидуальная форма работы (продолжительность до 25 минут 2 раза в неделю). Направлена на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков, создающих определённые трудности в овладении программой.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг, проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированости средств языка, (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент обучающихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в образовательное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношення;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы‚ проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
—недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения
последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует организации специальной логопедической работы.
В начале учебного года учитель-логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования обучающихся составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико — фонематическую, так и лексико — грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено речевую систему в целом, а не только какой-то одним изолированным дефектом. Кpoмe того, весь процесс логопедической работы направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствие с темой программы, которая изучается в классе. Лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
Основное содержание коррекционно-логопедической программы:
Направление коррекционной работы:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся;
- Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по воросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Программа состоит из трех этапов коррекционной работы:
I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи)
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу I этапа.
К этому времени у учащихся должны быть:
- сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
II этап
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении ( согласование, предложное и беспредложное управление).
- Формирование и развитие полноценных познавательных и регулятивных учебных действий.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях.
На II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов и активного и адекватного использования их целях устного общения в разных учебных ситуациях.
Кроме того на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.
Так как изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой обучения учащихся 1 класса родному языку, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционно-развивающего обучения учащихся 1 класса в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе. Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- понятие о родственных словах (в практическом плане);
- понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
- практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
- понятие о многозначности слов.
Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций.
В процессе логопедических занятий в плане устной речи постоянно осуществляется работа по овладению детьми моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы "Образование слов при помощи приставок", т.к. значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосочетании и предложении.
В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку как безударные гласные в корне, родовые, падежные окончания различных частей речи и т.д.
Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно - основа овладения правилом правописания безударных гласных, то отработка его занимает одно из основных направлений логопедической работы. При этом важно научить учащегося не только правильно ставить ударение в соответствии с орфоэпическими нормами, но и уметь на материале большого количества родственных слов анализировать сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной позиции. Таким образом, суть логопедических упражнений сводится к подготовительной работе по формированию предпосылочных умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующих у детей с ОНР. Именно этим они принципиально отличаются от заданий учителя.
В течение II этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма, учащихся следует чаще упражнять в чтении:
- различных слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы (сын, сына, к сыну, о сыне),
- разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в тетрадях;
- однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное);
- слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелетать, улетать, залетать);
- слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилетать прибежать, приехать, прискакать).
На втором этапе коррекционно-развивающего обучения формируется одно из важнейших качеств чтения - осознанность, которая складывается из ряда умений и навыков: способности объяснять значение слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле, а также - значение фраз, предложений. В силу этого работа по формированию полноценного навыка чтения обязательно должна проводиться на каждом занятии.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу II этапа коррекционно-развивающего обучения.
Учащиеся должны в практическом плане научиться:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
- уточнен и расширен словарный запас путем развития номинативного, атрибутивного и предикативного словаря, а также способом накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- закреплены навыки использования орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
К этому времени должна быть создана основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.
III этап
Восполнение пробелов в формировании связной речи
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии:
Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Эти цели реализуются в определенной последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа (текста);
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания;
- определять последовательность развертывания выказывания (план);
- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания.
Формируя связную речь в условиях класса, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т.д.).
Для детей 2 группы этого недостаточно. Формирование полноценной речевой деятельности предполагает формирование у них коммуникативных умений и навыков.
С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развёрнуто), что осуществляется практически на любом логопедическом занятии, а учить вести активно диалоги по учебной теме:
- уметь самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;
- уметь сравнить, обобщить и сделать вывод, доказывать и рассуждать;
Как уже отмечалось, эти умения и навыки формировались и развивались в процессе коррекционно-развивающего обучения на первых двух этапах представленной системы,
На III этапе задачи формирования коммуникативной деятельности у детей 2 группы усложняются: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу III этапа коррекционно-развивающего обучения
В процессе работы на данном этапе дети научатся: -
- - определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного,
- - строить собственные сообщения в логической последовательности;
- - отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- - делить текст по смыслу на отдельные части,
- - выделять смысловые опорные пункты,
- - составлять план пересказа, изложения.
- - грамматически правильно оформлять связное высказывание моделями синтаксических конструкций;
- - программировать смысловую структуру высказывания;
Содержание коррекционно-воспитательной работы на всех этапах обучения
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
1) устойчивости внимания;
2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
3) способности к запоминанию;
4) способности к переключению;
5) навыков и приёмов самоконтроля;
6) познавательной активности;
7) произвольности общения и поведения
.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
1) умения внимательно слушать и слышать учителя—логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда
Формирование полноценных учебных действий:
1) планирование предстоящей деятельности:
а) принятие учебной задачи;
б) активное осмысление материала;
в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.),
4) применение знаний в новых ситуациях;
Формирование коммуникативных учебных действий, адекватных ситуации учебной деятельности:
1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
2)ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
4) применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях (например: «Мы составляли предложения», «Я подобрал два слова с глухим согласным звуком с»);
6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в рамках реализации ФГОС
На логопедических занятиях формируются универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия (УУД) на логопедических занятиях реализуются через постановку воспитательных целей в соответствии с адекватными технологиями их реализации, а именно: через моделирование ситуации достижения, подбор соответствующего воспитательным целям смыслового содержания речевого материала, а также через прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.
Регулятивные УУД на логопедических занятиях обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает также наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания.
Познавательные УУД на логопедических занятиях включают в себя общеучебные, логические учебные действия , а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: анализ, синтез, сравнение объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
К коммуникативным УУД на логопедических занятиях относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий ; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Особенность логопедической работы в новых условиях ФГОС состоит в том, что она направлена на оказание помощи школьникам, испытывающим трудности в достижении предметных результатов. Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения универсальных учебных действий
Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
№ | Тема | Описание | Виды деятельности | Часы |
1 | Осень, признаки осени. Гласные звуки и буквы 1 ряда. | Обогащение словаря по теме. Уточнение и обобщение знаний о предмете, о грамматических категориях числа. Формирование понятия «действие предметов?» Учить детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делал?». Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
2 | Деревья. Гласные и согласные звуки. Звук и буква П. | Обогащение словаря. Дифференциация слов, обозначающих предметы, слов обозначающих действия предметов. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
3 | Фрукты. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П | Обогащение словаря. Учить детей составлять предложения путем подбора слов-действий к словам предметам. Дифференциация понятий «слово», «предложение». Познакомить учащихся с правилами оформления предложений (большая буква в начале и точка в конце). Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
4 | Овощи. Звук и буква Т. | Обогащение словаря. Формировать умение определять интонационную законченность предложений. Деление текста на предложения. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
5 | Человек. Звук и буква Д | Обогащение словаря по теме. Познакомить детей с понятием «признак предмета». Учить отвечать на вопросы: «какой? » «какая?», «какое?», «какие?» | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
6 | Школа. Уроки. Дифференциация Д-Т. | Обогащение словаря. Учить детей составлять предложения из трех слов, подбирая слова признаки к словам предметам. Выделение главных членов предложения. Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
7 | Семья. Звук и буква С | Обогащение словаря. Развивать умение строить грамматически правильные предложения. Учить детей объединять, простые предложения в короткие рассказы. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
8 | Дом. Квартира. Звук и буква З | Обогащение словаря. Формировать умения составлять предложения из четырех слов. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
9 | Зима признаки зимы. Дифференциация З-С | Обогащение словаря. Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже. Закреплять умения отвечать на вопросы: «кого?», «что?». Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
10 | Праздник Новый год. Звук и буква К | Обогащение словаря. Продолжать учить детей грамматически правильно составлять предложения, отвечать на вопросы: «кому?», «чему?». Закреплять умения составлять предложения из четырех слов. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
11 | Электроприборы. Звук и буква Г | Обогащение словаря. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам. Совершенствовать умения правильно отвечать на вопросы: «кого?», «чего?». Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
12 | Мебель. Дифференциация К-Г | Обогащения словаря. Закреплять умения детей согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы: «кем?», «чем?». Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
13 | Одежда. Звук и буква Ф | Повторение. Закреплять умения детей составлять грамматически правильные предложения, определять количество слов в предложении. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
14 | Обувь. Звук и буква В | Обогащение словаря. Предлоги. Формировать представление детей о смысловом значении предлогов (в, из, на,с). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
15 | Посуда. Дифференциация В-Ф | Обогащение словаря. Продолжать учить детей правильно употреблять предлоги (у, к, от), выделять их из потока речи. Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
16 | Домашние животные. Звук и буква Ш (правило). | Обогащение словаря. Закреплять знания детей о предлогах (в, за). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
17 | Домашние птицы. Звук и буква Ж (правило) | Обогащение словаря. Формирование представлений детей о смысловом значении предлогов (по, под) и о правилах их использования. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
18 | День защитника отечества. Дифференциация Ж-Ш | Обогащение словаря. Формирование представлений детей о смысловом значении предлогов (по, под) и о правилах их использования. Сравнение глухих и звонких согласных. Развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
19 | Международный женский день. Дифференциация З-Ж | Обогащение словаря. Закрепления знания детей о предлогах, правилах их написания. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
20 | Весна. Признаки весны. Звук и буква Ч | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
21 | Перелетные птицы. Звук и буква Щ | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
22 | Деревья весной. Звук и буква Дифференциация Щ-Сь | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
23 | Космос. Звук и буква Ц | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
24 | Цветы. Дифференциация С-Ц | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
25 | Насекомые. Дифференциация С-Ч-Щ | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
26 | Город. Улица. Дом. Звук и буква Л | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
27 | День победы. Звук и буква Р | Обогащение словаря. Составление рассказа по теме (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
28 | Наши любимые писатели. Дифференциация Л-Р | Обогащение словаря. Составление рассказа – описания (устно и письменно с опорой на картинку). Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, определение последовательности звуков в слове), развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Логопедическая ритмика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика, Звуковой анализ слогов и слов. Звукобуквенный анализ слогов и слов. Дидактические игры. Устное составление словосочетаний и предложений. Пересказ небольших текстов с наглядной опорой. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Запись слогов, слов. Письмо слогов, слов, предложений. Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам. Зрительный диктант. Слуховой логопедический диктант. | 3 |
Список используемой литературы:
- З.Е. Агранович Логопедическая работа по преодалению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001
- Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. М.: «Парадигма» 2010
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников – СП.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2003.
- Ефиминкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.,1991
- Ильякова Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР – Издательство Гном и Д. – М.:2006.
- Кислова Т.Р., Иванова А.А. Пособие по речевому развитию для детей (Ч.5, 6-7 лет, логопедическая группа) – М.: Баласс,2015
- Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 2015
- Данилов Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.:2001.
- Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6-9 лет – М.:ГНОМ, 2011
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007;
- Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном, 2020;
- Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: Изд-во Гном, 2019;
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
- Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза– М.: Изд-во Гном, 2020;
- Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. Коррекция аграмматической дисграфии– М.: Изд-во Гном, 2020;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Физическая культура» для учащихся 1 классов с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекци...
Формирование лексической стороны речи учащихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Выступление на заседании школьного методического объединения...
Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Тема: Слова, обозначающие один и много предметов....
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...