«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
рабочая программа (2 класс) на тему
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи.
Самую многочисленную группу, согласно статистическим данным последних лет, составляют дети с отклонением в речевом развитии. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
Цель индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечение коррекции недостатков в развитии.
Задачи:
-познавательное развитие: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических функций (внимание, память, мышление).
-социально-эмоциональное развитие: развитие личности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональное развитие и соблюдение норм поведения в обществе.
-развитие деятельности: формирование навыков предметно- манипулятивной и игровой деятельности, развитие мелкой моторики, формирование элементов продуктивных видов детской деятельности (рисование, конструирование и пр.).
-Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в классе, при общении с детьми, педагогическим персоналом.
-Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
-Повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
-Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
-Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение тревожности, беспокойства, повышение самооценки.
-Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.ти с нарушениями речи занимаются в общеобразовательных учреждениях, поэтому от общества требуется особое толерантное отношение к данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_onr.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
№___от______2016 г.
___________В. В. Жукова
«Программа коррекционно-развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе
в условиях интегрированного обучения»
Педагог –психолог
МБОУ Заворонежской СОШ
Свиридова Лариса Васильевна
2016-2017 гг.
Обоснование актуальности.
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи.
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь.
Самую многочисленную группу, согласно статистическим данным последних лет, составляют дети с отклонением в речевом развитии. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.
Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
Дети с нарушениями речи занимаются в общеобразовательных учреждениях, поэтому от общества требуется особое толерантное отношение к данной категории детей.
Именно инклюзивное образование подразумевает
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении (выигрывают все дети, а не только дети с ОВЗ).
- процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных организациях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОНР.
Девочка учится в общеобразовательной школе во 2 классе. 1.09.2015 года была зачислена в 1 класс в возрасте 8 лет и обучалась по программе начального общего образования для детей с нарушениями речи по заключению ЦПМПК от 8.09 2015 г..
Заключение ПМПК: «Общее недоразвитие речи III уровня. Дизартия МП. Нарушение активности и внимания»
Семья проживает в частном доме, социально-бытовые условия удовлетворительные, материальное положение удовлетворительное. Режим дня ребенка в основном соблюдается. Учащаяся не посещает внеурочные занятия. Пропуски занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Вопросами воспитания и развития в семье занимаются бабушка- опекун, мать с детьми не общается.
По результатам школьного обследования адаптации обучающихся 2 класса к учебно-воспитательному процессу было выявлено, что недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала.
У девочки ринолалия, нарушены звукопроизношение и фонематический слух, речь невнятная, нечеткая, снижена острота зрения. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Составляет описательные и сюжетные рассказы по вопросам взрослого. Речь тихая, монотонная,.
Внешний вид у девочки опрятный. Со сверстниками общительна, охотно идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Познавательная мотивация развита хорошо. Девочка переживает за свои поступки, поведение: на критические замечания реагирует адекватно, старается исправить ошибки.
Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Плохо развита мелкая моторика рук. Ведущая рука левая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны очень хорошо. Работоспособность средняя.
Хорошо развит объем знаний и представлений об окружающем мире. Познавательная деятельность на достаточном уровне. Учащаяся знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы хорошо, достаточно ориентирована в основных понятиях времени, причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при овладении программным материалом по русскому языку и математике.
Девочка испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям (по русскому языку). Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание. У неё лучше развита зрительная память.
Восприятие и осмысление нового учебного материала, особенно по русскому языку, чтению, замедленное. Ей требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельные работы выполняет медленно, с помощью учителя, с опорой на наглядный материал (алфавит, таблицы); знает, но не всегда применяет изученные правила на письме. Словарные слова запоминает с трудом. Навык самоконтроля развит средне.
Внимание у девочки достаточно устойчивое, его объем несколько отличается от возрастной нормы; повышенная утомляемость влияет на снижение концентрации внимания в конце занятия. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.
Сформированность учебных навыков средняя, соответствует требованиям учебной программы.
На уроках математики выполняет сложение и вычитание чисел иногда при помощи счётных палочек, пальцев, линейки. Осуществляет прямой и обратный счёт в пределах десяти. Хорошо знает таблицу сложения однозначных чисел в пределах десяти. Иногда допускает ошибки на сравнение чисел. Не умеет самостоятельно решать задачи. Принимает помощь учителя в виде наводящих вопросов, может решить простую арифметическую задачу по аналогии на сложение чисел. Темп чтения низкий, читает по слогам, допуская ошибки; смысл прочитанного улавливает фрагментарно, пересказ затруднен.
Характерные ошибки чтения: допускает перестановки, пропуски букв, искажения слов, чтение по догадке. Пишет не всегда аккуратно, почерк неустойчивый.
Уровень культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение пользоваться учреждениями социально-бытового обслуживания развит на должном уровне.
Школьница практически без ошибок списывает короткие печатные и рукописные тексты. При письме под диктовку допускает стойкие специфические ошибки, связанные с нарушением речи, недостаточным овладением звуковым анализом, орфографические ошибки, связанные с неумением применять изученные правила.
Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Предпочитает спокойные игры. Девочка отзывчива на просьбу взрослого, помогает учителю, одноклассникам.
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОНР в начальной школе.
Цель индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечение коррекции недостатков в развитии.
Задачи:
-познавательное развитие: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических функций (внимание, память, мышление).
-социально-эмоциональное развитие: развитие личности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональное развитие и соблюдение норм поведения в обществе.
-развитие деятельности: формирование навыков предметно- манипулятивной и игровой деятельности, развитие мелкой моторики, формирование элементов продуктивных видов детской деятельности (рисование, конструирование и пр.).
-Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в классе, при общении с детьми, педагогическим персоналом.
-Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
-Повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
-Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
-Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение тревожности, беспокойства, повышение самооценки.
-Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Срок реализации индивидуальной программы 1 год.
Ресурсы: учебная литература, игровой материал, дидактический материал, направленный на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Программные мероприятия каждого учебного года распределены по четырем разделам:
I раздел - диагностический блок;
II раздел направлен на коррекцию познавательных процессов и учебной мотивации детей (Программа «Психологическая азбука»)
III раздел направлен на коррекцию и профилактику неблагоприятных эмоциональных состояний, развитие адекватной самооценки и навыков конструктивного общения (в его основу положена программа «От сердца к сердцу»;
IV раздел - это подведение итогов, включая промежуточную или итоговую диагностику познавательной и эмоционально-волевой сферы.
I раздел - диагностический блок;
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей школьного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.
Психологическая диагностика проводится с целью:
-определения актуального уровня развития ребенка,
-его соответствия возрасту,
-выявления личностных особенностей ребенка;
-вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития ребенка.
Основные направления психологической диагностики
Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:
внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность); контактность; проявление инициативы; усидчивость (или расторможенность) интерес к обследованию; работоспособность и темп.
Познавательная сфера
-Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
Внимание: произвольность, устойчивость, преключаемость.
-Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
-Мышление.
наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
-Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
-Развитие речи: словарный запас, умения составлять рассказ по картинкам.
Эмоционально-личностная сфера: эмоциональный комфорт в школе, уровень тревожности, страхи.
Коммуникативная сфера: статус в классе, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
II раздел Коррекция познавательных процессов и учебной мотивации й (Программа «Психологическая азбука»)
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с ребенком с нарушениями речи.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией МБОУ в следующих формах: индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); тренинговые занятия с педагогами; тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
развитие познавательной активности ребенка;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
развитие словаря, устной монологической речи ребенка в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
психокоррекция поведения ребенка;
формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной и слуховой памяти;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие внимания;
Развитие основных мыслительных операций:
навыков анализа и синтеза;
навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
умения работать по инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия: предметно-манипулятивные; двигательно-экспрессивные; изобразительно-графические;
музыкально-ритмические; вербально-коммуникативные.
Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Большое внимание на занятиях уделяется мелкой моторике рук, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тренинги проводятся 1 раз в 2 недели на такие темы как «Толерантность», «Азбука общения», «Я и моя семья», «Я и здоровый образ жизни» и т.д.
Работа педагога-психолога с педагогами
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы ребенка с нарушениями речи;
Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения.
Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в классе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Применяются следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные и групповые консультации.
Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.
Важным условием эффективной работы программы является участие педагога – психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а так же оказать помощь в их проведении.
Рекомендации педагогам:
- Создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
- Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся;
- Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;
- При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ОНР;
- Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
- Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
- Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
- Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни;
- Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
Работа педагога-психолога с родителями
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.
При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
Установление партнерских отношений с семьей ребенка, объединение усилий для развития и воспитания ребенка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:
проявлять доброжелательное отношение к родителям и ребенку, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;
следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.
акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями
Психологическое просвещение через «Уголок психолога», информационные стенды, информацию на школьном сайте.
Индивидуальные и семейные консультации для родителей.
Выступления на родительских собраниях.
Рекомендации родителям:
- Необходимо сотрудничать с различными специалистами, занимающимися проблемами ОНР у детей (логопед, психолог);
- Обратить внимание на низкую самооценку ребенка;
- Необходимо закреплять изученный материал дома
- Общаться (по возможности) с родителями, у которых дети с подобными проблемами.
Развивающие игры и упражнения для детей с ОНР для педагогов и родителей.
№ | Психический процесс | Содержание игр и упражнений |
1. | Восприятие | - Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?» - Игры – опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки», «Волшебный мешочек»(восприятие на ощупь мелких предметов) |
2. | Внимание | - Сравнение композиций (поиск одинаковых рисунков, нахождение различий). - Нахождение одинаковых по форме деталей. - Анализ незавершенных конструкций, дополнение подходящими деталями. - Подбор элементов по цвету, в заданной последовательности. - Сличение цветов на образцах с цветовой гаммой рисунков. - Сопоставление геометрических форм, мысленное приложение выбранной фигуры. - Анализ состава построек и подбор аналогичного комплекта из деталей. - Мысленное реконструирование образцов, подбор соответствующего комплекта геометрических фигур. - «Спутанные линии» - Неоконченные фразы, которые нужно закончить. |
3. | Память | - Запоминаем небольшие стихотворения, тексты. - Игры на запоминание карточек – картинок. - игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов. |
4. | Мышление | |
Наглядно – образное. | - Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова). Игры – классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки) с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, цвет, величина; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение – дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику» | |
Логическое | - игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоционального состояния героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд». | |
5. | Мелкая моторика | Использование игрового набора «Пертра» - Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, паззлы по возрасту. - Игры с мелкими предметами, конструктором. - Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв. - Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су – джоками, пуговицами. - Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка. |
III раздел Коррекция и профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний, развитие адекватной самооценки и навыков конструктивного общения «От сердца к сердцу» (Прилагается)
IV раздел - это подведение итогов, включая промежуточную или итоговую диагностику познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, разработанная программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОНР позволяет создать психологические условий для нормального развития и успешного обучения ребенка, обеспечивает коррекцию недостатков в познавательном, социально-эмоциональном развитии ребенка. Способствует развитию навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности, развитию мелкой моторики.
Способствует повышению психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОНР.
В процессе реализации адаптированной образовательной программы решались задачи восполнения пробелов в развитии ребенка, расширение его кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что в совокупности с лечебно-оздоровительными мероприятиями и коррекционными занятиями позволило достичь положительной динамики в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
Таким образом, говоря словами Л.С. Выготского «Только через активную организацию в школе ученик придет к умению войти в жизнь».
Использованная литература
1. Газман О.С. Новые ценности в образовании/ Газман О.С. - М., 2010 – с.23.
2. Гончарова Е.Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Ганчарова Е.Л., Кукушкина О.И// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000 – № 1- с.42-26.
3. Гюнваль Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех»/ Гюнваль Ч.// Дефектология- 2006 - № 2- с.38-43.
4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Марцинковская Т.Д. – М., 1997. – с.176 .
5. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования/ Малофеев, Н.Н. // Дефектология. - 2005. - № 5. - с. 3-18.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ Мамайчук И.И. – С-Пб., 2012-с.192-199
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ Мамайчук И.И. – С-Пб., 2010-с.87-101.
8. Алехина С.В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Алехина С.В. - МГППУ, 2013- с.334.
9. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В. – М., 2011- с.188.
10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А.Панфилова. – М., 2000. – с. 160 .
11. Алехина С.В. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья /Алехина С.В, Кутепова Е.Н. – МГППУ, 2013- с.324 .
12. Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. М.: Генезис, 2004. – с.136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...
Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"
Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...
Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"
Пояснительная запискаДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных услови...
Использование интегрированных проектов на уроках в начальной школе как условие эффективного обучения учащихся
В предлагаемой презентации рассказывается о том, что такое интегрированный проект и как можно эффективно использовать их на уроках в начадьной школе....