Карта наблюдений Л. Стотта
тест на тему

Погодина Светлана Васильевна

 Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Карта состоит из 198 «отрезков», сгруппированных в 16 синдромов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карта наблюдений Л. Стотта57.77 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (КН) Л.Стотта

Е.В.Гурова, Н.Ф.Шляхта, Н.Н. Седова "Диагностика психического развития детей"

Учебно - методическое пособие к курсу "Возрастная психология".

Москва, Институт молодежи, 1992 г.

Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Карта состоит из 198 «отрезков», сгруппированных в 16 синдромов.

I        - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;

II        - депрессия;

III        - уход в себя;

IV        - тревожность по отношению к взрослым;

V        - враждебность по отношению к взрослым;

VI        - тревожность по отношению к детям;

VII        - недостаток социальной нормативности;

VIII        - враждебность по отношению к другим детям;

IX        - неугомонность;

X        - эмоциональное напряжение;

XI        - невротические симптомы;

XII        - неблагоприятные условия среды;

XIII        - умственная отсталость;

XIV        - сексуальное развитие;

XV        - болезни и органические нарушения;

XVI        - физические дефекты.

Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка.

Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам. Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ.

Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.

  1. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
  2. Д - депрессия. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома «Д» обычно сопутствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ», в особенности в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
  3. У - уход в себя. Избегание контакта с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
  4. ТВ - тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуется ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
  5. ВВ - враждебность по отношению ко взрослым. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
  6. ТД - тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
  7. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-18 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
  8. ВД - враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).
  9. Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
  10. ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 - о серьезных страхах. 8-10 – о прогулах и непунктуальности.
  11. НС - невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко).

Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов. Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.


Карта наблюдений

  1. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
  2. Плачет, когда ему делают замечания.

3.        Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4.        Ребёнок "подчинённый" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5.        Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6.        Лжёт из боязни.

7.        Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

  1. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
  2. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
  3. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
  4. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12.        Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13.        Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи).

14.        Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15.        Легко устраняется от активного участия в игре.

16.        Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

II.        Д – депрессия

  1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чём не заботится.
  2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
  3. Ведёт себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
  4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
  5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
  6. Выполняя ручную работу иногда очень старателен, иногда нет.
  7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения.
  8. Рассерженный, "впадает в бешенство".
  9. Может работать в одиночестве, но быстро устаёт.
  10. Для ручной работы не хватает физических сил.
  11. Вял, безынициативен (в классе).
  12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
  13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.
  14. Движения замедленны.
  15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
  16. Взгляд "тупой" и равнодушный.
  17. Всегда ленив и апатичен в играх.
  18. Часто мечтает наяву.
  19. Говорит невыразительно, бормочет.
  20. Вызывает жалость (угнетённый, несчастный), редко смеётся.

III.         У - уход в себя

  1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
  2. Не реагирует на приветствия.
  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
  4. Избегает разговоров ("замкнут в себе").
  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
  6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
  8. Избегает других людей.
  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет иди в чем-то подозревается.
  10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
  11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
  12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
  13. Ведёт себя, подобно "настороженному животному".

IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.

1.        Очень охотно выполняет свои обязанности.

2.        Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3.        Слишком разговорчив (докучает своей болтовнёй).

4.        Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5.        Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6.        Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7.        Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8.        "Подлизывается", старается понравиться учителю.

9.        Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10.        Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11.        Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12.        Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13.        Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14.        Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15.        Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16.        Полностью "устраняется", если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым.

1.        Переменчив в настроениях.

2.        Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении.

3.        Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4.        Часто бывает в плохом настроении.

5.        При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6.        Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.

7.        Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8.        В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9.        Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10.        Очень переменчив в поведений. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11.        Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12.        Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13.        Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14.        "Бормочет под нос", если чем-то недоволен.

15.        Негативно относится к замечаниям.

16.        Временами лжёт без какого-либо повода и без затруднений.

17.        Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18.        Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19.        "Дикий" взгляд. Смотрит "исподлобья".

20.        Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21.        Агрессивен (кричит, угрожает» употребляет силу).

22.        Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами".

23.        Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24.        Ведёт себя непристойно.

VI.        ТД - тревога по отношению к детям.

1.        "Играет героя", особенно когда ему делают замечания.

2.        Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими.

3.        Склонен "прикидываться дурачком".

4.        Слишком смел (рискует без надобности).

5.        Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

6.        Любит быть в центре внимания.

7.        Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

8.        Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9.        Хвастает перед другими детьми.

10.        Паясничает (строит из себя шута).

11.        Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе.

12.        Одевается вызывающе (брюки, причёска - мальчики: преувеличенность в одежде, косметика - девочки).

13.        Co страстью портит общественное имущество.

14.        Дурацкие выходки в группе сверстников.

15.        Подражает хулиганским проделкам других.

VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность)

  1. Не заинтересован в учебе.
  2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
  3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
  4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
  5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
  6. Никогда добровольно не берётся ни за какую работу.
  7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
  8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми
  9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
  10. Списывает домашние задания.
  11. Берет чужие книги без разрешения.
  12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
  13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
  14. "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
  15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
  16. Скрытен и недоверчив.

VIII.        ВД - враждебность по отношению к другим детям.

  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их путать.
  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
  3. Надоедает другим детям, пристаёт к ним.  
  4. Ссорится, обижает других детей.
  5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
  6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
  7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
  8. Пристает к более слабым детям.
  9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
  10. Дерётся несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.)

IX.        Неугомонность.

  1. Очень неряшлив.
  2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
  3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
  4. В играх совершенно не владеет собой.
  5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
  6. Неровный, безответственный в ручном труде
  7. Нестарателен в школьных занятиях,
  8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
  9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.
  10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
  11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

X.        ЭН - эмоциональное напряжение.

  1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
  2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
  3. Слишком инфантилен в речи.
  4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
  5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
  6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
  7. Другие дети пристают к нему (он является "козлом отпущения").
  8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
  9. Часто опаздывает.
  10. Уходит с отдельных уроков.
  11. Неорганизован, разболтан, несобран.
  12. Ведёт себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

XI.        НС - невротические симптомы.

  1. Заикается, запинается. "Трудно вытянуть из него слово".
  2. Говорит беспорядочно.
  3. Часто моргает.
  4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные "тики".
  5. Грызёт ногти.
  6. Ходит, подпрыгивая.
  7. Сосёт палец (старше 10 лет).

XII.        С - неблагоприятные условия среды.

  1. Часто отсутствует в школе.
  2. Не бывает в школе по несколько дней
  3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребёнка в школе.
  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
  5. Неряшлив, "грязнуля".
  6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.
  7. Значительно некрасивее других детей.

ХIII.        УО - умственная отсталость.

  1. Сильно отстаёт в учёбе.
  2. "Туп" для своего возраста.
  3. Совершенно не умеет читать.
  4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
  5. Совершенно не понимает математики.
  6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
  7. Попросту глуп.

XIV.        СР - сексуальное развитие.

  1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу
  2. Задержки полового развития.
  3. Проявляет извращённые наклонности.

XV.        Б - болезни и органические нарушения.

  1. Неправильное дыхание.
  2. Частые простуды.
  3. Частые кровотечения из носа.
  4. Дышит через рот.
  5. Склонность к ушным заболеваниям.
  6. Склонность к кожным заболеваниям.
  7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
  8. Частые головные боли.
  9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
  10. Болезненные, покрасневшие веки.
  11. Очень холодные руки.
  12. Косоглазие.
  13. Плохая координация движений.
  14. Неестественные позы тела.

XVI.        Ф - физические дефекты.

  1. Плохое зрение
  2. Слабый слух.
  3. Слишком маленький рост.
  4. Чрезмерная полнота.
  5. Другие ненормальные особенности телосложения.


Карта наблюдений Л.Стотта

Имя, фамилия ___________________________________    

Возраст _________________________                                

Дата ____________________________

Класс ___________________________

НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

НС

2

3

4

1

5

6

7

С

1

2

3

4

5

6

7

СР

1

2

3

УО

1

2

3

4

5

6

7

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ф

1

2

4

5

3

www.obekasova.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация «Педагогической карты наблюдений» в условиях коррекционной школы VIII вида.

Захарова Ирина Владимировна учитель-логопедАмелькина Илона Юрьевна учитель-дефектологГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  школа №487...

Карта наблюдений за учащимися

Карта наблюдений за учащимися...

Карта наблюдения за воспитанником.

Эта карта помогает нам видеть все изменения, которые происходят с воспитанником в течении нескольких лет....

Технологическая карта наблюдения

Данные диагностические карты используются эспертами при оценивании учащихся в рамках межпредметного образовательного модуля:Технологическая карта наблюдения уровня сформированности учебной грамотности...

Карта наблюдений за поведением ребенка на уроке

Карта обследования поведенческих характеристик младшего школьника на урокках...