Адаптация «Педагогической карты наблюдений» в условиях коррекционной школы VIII вида.
статья по теме
Захарова Ирина Владимировна учитель-логопед
Амелькина Илона Юрьевна учитель-дефектолог
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа №487 (ГБС(К)ОУ школа№487)
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей. В школе № 487 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья разных видов, в том числе дети обучающиеся по программе 8 вида (2 варианта). Внутри каждого класса (8вида 2 варианта) дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна, с синдромом РДА (ранний детский аутизм), с нарушением зрения, слуха, в последние годы школу посещают и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:
- слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)
- трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)
- слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)
- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения
- склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.
Поэтому обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и личностно ориентированном подходах в системе обучения в образовательном учреждении.
Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой СПб 2011г составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения: об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка; о сензитивных этапах развития психических функций; об актуальном и потенциальном уровнях развития; о процессе социализации; о значении деятельности и развития; о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.
В программе Л.Б.Баряевой представлен примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося. Изучив бланк, служба сопровождения, в которую входят учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, решили адаптировать и внедрить новую форму обследования для учащихся: это «Педагогическая карта наблюдений». Карта представляет собой обследование, включающее оценивание уровня развития обучающегося по девяти направлениям:
- Состояние движений и действий
- Исследование гнозиса
- Понимание речи
- Общение и речь
- Графомоторные навыки
- Трудовые умения и навыки
- Коммуникативность
- Навыки самообслуживания
- Игровая деятельность
Карта представлена в виде таблиц, которые позволяют не только объективно оценить уровень и степень развития ребёнка, но и вести наблюдение в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы. Данные о результатах обследования заполняются в начале и в конце учебного года.
В таблице №1 представлен один из параметров «карты наблюдений» (графомоторные навыки).
Обследование графомоторных навыков позволяет определить состояние тонкой моторики пальцев, кистей рук, координацию движений «взгляд-рука», определить размер шрифта письма.
Таблица №1. 1 класс. (Ульяна.К.)
Фамилия имя ребёнка | Число | 15.10 | 25.05 | .. | .. | .. | .. |
Ульяна К. категории | Класс/ полугодие | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 |
Правильное удерживание карандаша, ручки. |
| 0.5 |
|
|
|
|
|
Проведение прямой линии |
| 0 |
|
|
|
|
|
Проведение волнистой линии |
| 0 |
|
|
|
|
|
Раскрашивание фигур |
| 0.5 |
|
|
|
|
|
Обводка по трафарету внутреннему |
| 0 |
|
|
|
|
|
Обводка по трафарету внешнему |
| 0 |
|
|
|
|
|
Обводка по точкам |
| 0 |
|
|
|
|
|
Письмо букв |
| 0 |
|
|
|
|
|
Письмо слов |
| 0 |
|
|
|
|
|
Невозможность письма |
| - |
|
|
|
|
|
Макрография (крупно) | +,- | + |
|
|
|
|
|
Микрография (мелко) | +,- | - |
|
|
|
|
|
Общее кол-во баллов |
| 1 |
|
|
|
|
|
Уровень графомоторных навыков измеряется суммированием оценочных баллов. Критерии представлены ниже.
О баллов-не выполняет
0,5 балл-выполняет совместно с педагогом
1 балла-выполняет по подражанию
1,5 балла-выполняет по образцу с помощью
2 балла-выполняет по образцу самостоятельно
2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции
3 балла-выполняет по инструкции самостоятельно
На основе анализа составляется профиль (таблица №2) для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций по 9 параметрам, который представляет собой диаграмму.
Таблица №2 Профиль развития учащегося
По результатам заключения (Таблица №2) учитель ставит задачи, выстраивает коррекционную работу, с целью оказания своевременной помощи ребёнку, в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций.
Литература:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г
- «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой, М.2010г
- «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Адаптация «Педагогической карты наблюдений» в условиях коррекционной школы VIII вида.
Захарова Ирина Владимировна учитель-логопед
Амелькина Илона Юрьевна учитель-дефектолог
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа №487 (ГБС(К)ОУ школа№487)
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей. В школе № 487 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья разных видов, в том числе дети обучающиеся по программе 8 вида (2 варианта). Внутри каждого класса (8вида 2 варианта) дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна, с синдромом РДА (ранний детский аутизм), с нарушением зрения, слуха, в последние годы школу посещают и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:
- слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)
- трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)
- слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)
- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения
- склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.
Поэтому обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и личностно ориентированном подходах в системе обучения в образовательном учреждении.
Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой СПб 2011г составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения: об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка; о сензитивных этапах развития психических функций; об актуальном и потенциальном уровнях развития; о процессе социализации; о значении деятельности и развития; о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.
В программе Л.Б.Баряевой представлен примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося. Изучив бланк, служба сопровождения, в которую входят учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, решили адаптировать и внедрить новую форму обследования для учащихся: это «Педагогическая карта наблюдений». Карта представляет собой обследование, включающее оценивание уровня развития обучающегося по девяти направлениям:
- Состояние движений и действий
- Исследование гнозиса
- Понимание речи
- Общение и речь
- Графомоторные навыки
- Трудовые умения и навыки
- Коммуникативность
- Навыки самообслуживания
- Игровая деятельность
Карта представлена в виде таблиц, которые позволяют не только объективно оценить уровень и степень развития ребёнка, но и вести наблюдение в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы. Данные о результатах обследования заполняются в начале и в конце учебного года.
В таблице №1 представлен один из параметров «карты наблюдений» (графомоторные навыки).
Обследование графомоторных навыков позволяет определить состояние тонкой моторики пальцев, кистей рук, координацию движений «взгляд-рука», определить размер шрифта письма.
Таблица №1. 1 класс. (Ульяна.К.)
Фамилия имя ребёнка | Число | 15.10 | 25.05 | .. | .. | .. | .. |
Ульяна К. категории | Класс/ полугодие | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 |
Правильное удерживание карандаша, ручки. | 0.5 | ||||||
Проведение прямой линии | 0 | ||||||
Проведение волнистой линии | 0 | ||||||
Раскрашивание фигур | 0.5 | ||||||
Обводка по трафарету внутреннему | 0 | ||||||
Обводка по трафарету внешнему | 0 | ||||||
Обводка по точкам | 0 | ||||||
Письмо букв | 0 | ||||||
Письмо слов | 0 | ||||||
Невозможность письма | - | ||||||
Макрография (крупно) | +,- | + | |||||
Микрография (мелко) | +,- | - | |||||
Общее кол-во баллов | 1 |
Уровень графомоторных навыков измеряется суммированием оценочных баллов. Критерии представлены ниже.
О баллов-не выполняет
0,5 балл-выполняет совместно с педагогом
1 балла-выполняет по подражанию
1,5 балла-выполняет по образцу с помощью
2 балла-выполняет по образцу самостоятельно
2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции
3 балла-выполняет по инструкции самостоятельно
На основе анализа составляется профиль (таблица №2) для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций по 9 параметрам, который представляет собой диаграмму.
Таблица №2 Профиль развития учащегося
По результатам заключения (Таблица №2) учитель ставит задачи, выстраивает коррекционную работу, с целью оказания своевременной помощи ребёнку, в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций.
Литература:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г
- «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой, М.2010г
- «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....
Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...
Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида
Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или качественные, следует использова...
Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...
«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».
Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...