КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал по теме
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_nablyudeniy_za_osobennostyami_lichnostnogo_razvitiya_rebenka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.
Инструкция
Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).
- Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
- Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
- Пассивность, замкнутость, безразличие
- Беспокойство, возбудимость
2.Эмоции
- Положительно окрашенные
- Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
- Частая смена эмоций
- Особенности общения со взрослыми
- Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
- Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
- Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
- Особенности общения со сверстниками
1. Личностное общение:
- Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
- Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
- Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение:
- Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
- Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
1.Мотивация
Особенности мотивов:
- Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
- Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
- Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
- Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
- Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов:
- Мотивы достижения успеха
- Мотивы избегания неудач
- Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
2. Произвольность
Особенности восприятия образца и правила:
- Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
- Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи:
- Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
- Принимает, но не удерживает учебную задачу
- Не принимает учебную задачу.
- Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности:
- Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
- Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
- Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
- Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
- Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
3. Отношение к помощи со стороны взрослого
- Принимает помощь взрослого
- Не принимает помощь взрослого
VI.Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
VII.Рекомендации:
педагогу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
родителям___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
IX. ФИО экспериментатора, подпись
_____________________________________ __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...
Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка
Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...
Карта наблюдений за поведением ребенка на уроке
Карта обследования поведенческих характеристик младшего школьника на урокках...
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...
Технологическая карта урока. Русский язык во 2 классе. Тема. Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов
УМК "Школа России"...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...
Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
О роли рисования в коррекции проблем личностного развития ребёнка...