Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет
рабочая программа (1 класс)
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особо важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 490 с углублённым изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор школы
школы ______ Н.Б. Александрова
Протокол от _______г. № Приказ от _______г. №
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Возраст учащихся – 6-7 лет
Срок реализации –1год
Разработчик рабочей программы:
Радчук Татьяна Васильевна, педагог-психолог I категории
Год разработки программы – 2019
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР
«Внеурочной деятельности» _________Т.Г. Маркова
Председатель МО _____________ ______г.
___________ В.И. Тавчева
Протокол от _______г. №
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………………..…...3
- Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………………...…..6
- Требования к уровню подготовки обучающихся (6-7лет)…………. ...…………….….…..7
- Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности ……….….9
- Календарно-тематическое планирование программы (6-7 лет)……….………………….10
- Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....24
1.Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействии с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают.
Данная рабочая программа составлена для учащихся 1 класса педагогом-психологом I категории Радчук Т.В., на реализацию программы отводится 33 часа.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особое важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки от 06.10.2009. №474;
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ № 2.4.2821-10 с изменениями;
4. Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;
5.Образовательной программы начального общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
6. Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
7. Календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
8.Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15.
Актуальность. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной. Программа «Тропинка к своему Я» имеет социально-психологическое направление и предназначена для детей в возрасте 6-7 лет. Курс рассчитан на 33 часа – 1а класс , 33 часа – 1б класс, 33 часа – 1в класс. Программа предусматривает оказание помощи в адаптации к учебному процессу, преодолении страхов, агрессии, способствует личностному развитию обучающихся. Программа курса разработана на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в начальной школе, 1 класс М: Генезис, 2012г.).
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивного отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
Формы занятий:
- групповые занятия
- тренинговые упражнения
- ролевые и ситуационные игры
- занятия с использованием художественных средств выразительности
- дискуссии
- сказкотерапия
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Режим занятий. Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут.
Принципы реализации программы курса:
1.Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4.Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5.Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.
6.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс» (33 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Я школьник (16 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса?Зачем мне нужно ходить в школу? Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе? Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (17 часов)
Радость. Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку? Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх, его относительность. Как справиться со страхом? Страх и как его преодолеть? Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? Вежливые слова. Обида. Резервное занятие.
Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологиче6ских занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия, формирование дружного коллектива.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
1 класс
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
- учиться наблюдать;
- моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся (6-7 лет)
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; |
-получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и сверстниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
4. Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
№ п/п | Методика исследования | Цель | Содержание |
1 | Исследование самооценки у школьников по методике «Лестница» (модификация Луговой В.Ф.- Методика Т.В. Дембо использована модификации С.Я Рубинштейн) | Изучение адекватности Самооценки детей младшего школьного возраста | Оцениваемые УУД : Самооценка (действие смыслообразования) - представление себя в роли ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения "Я" и" хороший ученик" Возраст: школьники 1 - 4 кл. |
2 | Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) | Выявление сформированности Я-концепции ребенка | Оцениваемые УУД: -действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. |
3 | Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.) методика Н. Г. Лускановой, | Определение уровня учебной мотивации | Оцениваемые УУД: -внутренняя позиция школьника Возраст: школьники1-4 кл. Форма оценивания: индивидуальная или групповая диагностика. |
4 | Проективная методика «Что мне нравится в школе?» | Выявление мотивационной готовности к обучению, отношение к школе. | Анализ детских рисунков на заданную тему. |
5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности (6-7лет)
№ занятия | Тема занятия и элементы содержания | Основные виды деятельности | Формы контроля | Дата проведения | Примечание УУД | ||
По плану | По факту | ||||||
Раздел 1. Я - школьник (16часов) | |||||||
1 | Тема «Знакомство. Введение в мир психологии» Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками. Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени» | Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе. | Рисунок на заданную тему | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Выделяют и формулируют познавательную цель с помощью учителя | |||
2 | Тема «Как зовут ребят моего класса?» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы» | Групповая работа, индивидуальная работа, направленные на осознание позиции школьника | Рисунок на заданную тему | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют работать по предложенному учителем плану К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей | |||
3-4 | Тема «Зачем мне нужно ходить в школу?» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы» | Групповая и индивидуальная работа Социальные пробы, обсуждение | Рисунок на заданную тему | Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя К Слушают, понимают речь других людей Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих | |||
5-6 | Тема «Я в школе» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе» | Групповая и индивидуальная работа | Метод самостоятельных наблюдений | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы П Слушают и понимают речь других К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности | |||
7-8 | Тема «Мой класс» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение | Тестирование. | Р Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату П Пересказывают небольшие тексты К Строят простое речевое высказывание Л Формируют положительное отношение к школе | |||
9-10 | Тема «Какие ребята в моем классе?» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший» | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры, обсуждение | Понимание текста, ответы на вопросы | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя К Имеют первоначальные навыки работы в группе Л Оценивают результаты своей деятельности | |||
11-12 | Тема «Мои друзья в классе» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка». | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение, ролевые игры | Рисунок по сказке. | Р Овладевают способами самооценки выполнения действия П Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт К Выполняют различные роли Л Формируют положительное отношение к школе | |||
13-14 | Тема «Мои успехи в школе» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь» | Групповая и индивидуальная работа Развивающие упражнения, обсуждение | Рисунок на заданную тему. | Р Осваивают правила планирования, контроля способа решения П Группируют предметы и их образы по заданным признакам К Строят понятные для партнера высказывания Л Соблюдают правила игры и дисциплины | |||
15 | Тема «Моя «учебная сила» Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрюпигав» | Групповая и индивидуальная работа Психогимнастические, ролевые игры Дискуссионная игра | Рисунок по сказке | Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале П Классифицируют объекты под руководством учителя К Принимают чужую точку зрения Л Знают правила игрового общения | |||
16 | Тема: «Ученье – свет, а неученье - тьма!» Разминка «Ролевая гимнастика», «Покажи профессию». Игра «Алфавит», Игра «Чего не стало», Задачи на сообразительность. Работа над сказкой о школе. | Групповая и индивидуальная работа Психогимнастические, ролевые игры. | Рисунок «Я ученик» | Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале П Классифицируют объекты под руководством учителя К Принимают чужую точку зрения Л Знают правила игрового общения | |||
Раздел 2. Мои чувства (17часов) | |||||||
17 | Тема «Радость. Что такое мимика?» Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости». | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение. | Рисунок на тему «Радость» | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя К Учатся работать в паре и группе Л Ориентируются на понимание чувств других людей | |||
18 | Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку?» Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения, беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова», сказка «Радость» | Групповая и индивидуальная работа, беседа. | Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки | Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Понимают смысл простого текста Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |||
19 | Тема «Жесты» Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными» | Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Рисунок по сказке | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата | |||
20 | Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом» Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь» | Словесные методы Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Рисунок по сказке | Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Понимают смысл простого текста Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |||
21 | Тема «Грусть» Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську» | Групповая и индивидуальная работа, беседа. | Рисунок по сказке | Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную П Учатся наблюдать К Договариваются и уважают разные мнения Л Формируют положительное отношение к школе | |||
22 | Тема «Страх» Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия» | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение. | Рисунок и ответы на вопросы по содержанию сказки. | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Моделируют ситуации с помощью учителя К Учиться слушать и понимать речь других ребят Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия | |||
23 | Тема «Страх. Его относительность» Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас» | Групповая и индивидуальная работа, беседа. | Рисунок на заданную тему. | Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах Л Умеют налаживать контакты с окружающими | |||
24 | Тема «Как справиться со страхом?» Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна» | Фронтальная работа, работа со страхами. | Практические задания. | Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Учатся работать в паре и группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | |||
25 | Тема «Страх и как его преодолеть?» Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд» | Групповая и индивидуальная работа Работа в парах, фронтальная работа | Практические задания. | Р Осваивает правила планирования, контроля способа действия П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Применяют первоначальные способы поиска информации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | |||
26-27 | Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит?» Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились». | Фронтальная работа беседа, игровые упражнения | Рисунок по сказке | Р Овладевает способами самооценки выполнения действия П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя К Учитывают разные мнения Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки | |||
28-29 | Тема «Может ли гнев принести пользу?» Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде» | Фронтальная работа беседа | Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Устанавливают последовательность событий в тексте К Формулируют собственное мнение Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей | |||
30 | Тема «Вежливые слова» Разминка «Вежливые слова», беседа на тему, Драматизация сказки «Заяц и еж». Игра с мячом «Вежливые слова» Работа со сказкой «Вежливость» | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение. | Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки , итоговое тестирование. | Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние П Учатся работать по предложенному учителем плану К Учатся использовать в своей речи вежливые слова Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей | |||
31 | Тема «Обида» Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида» | Групповая и индивидуальная работа, беседа. | Практическая работа. | Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние П Учатся работать по предложенному учителем плану К Строят понятные для партнера высказывания Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей | |||
32-33 | Резерв | Групповая и индивидуальная работа, подведение итогов. | Творческая работа. | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их П Высказывают свое мнение К Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности |
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 План/факт | 2 План/факт | 3 План/факт | 4 План/факт | |||||
5. Ресурсное обеспечение программы
- Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
- Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.
М.: Просвещение, 1991.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
- Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности, М. : Книголюб, 2007
- Николаева Е.И. Я в мире других. СПб Специальная литература , 2003
- Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
- Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
- Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
- Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
- Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
- Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в начальной школе, М: Генезис, 2012г.).
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
- Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"
Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...
КТП по программе внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 1-4 класс
КТП на учебный год с развитием и формированием УУД...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я", 1-4 кл.
Программа расчитана на 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Тропа в профессию» Сорок реализации – 1 год Возраст обучающихся: 7-12л
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВнеурочной деятельности«Тропа в профессию» Сорок реализации – 1 годВозраст обучающихся: 7-12л...