Программа факультатива "Тропинка к своему Я" (1-4 классы)
рабочая программа (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programsma_fakultativa.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Тропинка к своему Я»
( 1 – 4 классы)
Автор:
Устинова Мария Александровна
учитель начальных классов
МКОУ "Школа №18"
Ирбит
2010
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Тропинка к своему Я» составлена на основе курса «Полезные привычки» и курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа содержит следующие отличия:
- часы отведенные на практическую деятельность детей;
- программа предусматривает участие детей в конкурсах и викторинах.
Разработана в соответствии с документами:
- Федеральный Закон «Об образовании РФ».
- Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
- «Всеобщая декларация прав человека».
- Гражданский кодекс РФ.
- «Основы законодательства РФ о культуре»
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Цель программы:
формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий;
Задачи:
- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;
- обучить способам разрешения конфликтов;
- развивать креативные способности;
- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета. У ребенка появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашнее задания. Он впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности и своих обязанностей с другими через систему оценок принятую в школе. Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». Через призму собственного «у меня получается», ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно хотя бы в чем – то, в каких – то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что – то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Но не все дети попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению самооценки детей. В ситуации длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять к этому стремление. Данная причина в признании может вызвать у младших школьников не только снижения самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.
Немаловажным аспектом в данный период развития младшего школьника являются отношения с родителями, с учителем, со сверстниками. Можно сказать, что в это время родители становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются со школой. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.
Особо значимы для ребенка взаимоотношения с учителем. Учитель становится объектом подражания, учитель во многом определяет мнения, стремления младшего школьника. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников, школьную жизнь. Поэтому оценка учителя для ребенка особо значима; она может способствовать формированию у него уверенности в себе или же, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее может порождать обиду и даже злость.
Важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками, которые во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем.
Иными словами, малейшее снижение результатов в учебе, во взаимоотношениях как с учителем, так и со сверстниками приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на развитие ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.
Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.
Ценностно-смысловые компетенции:
♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.
Срок реализации 4 года.
Тематическое планирование 1 класс.
№ | Тема и содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Я – школьник. | |||
1 | Знакомство. Введение в мир психологии. | 1 | |
2 | Как зовут ребят моего класса. | 1 | |
3 | Положительный образ Я. | 1 | |
4 | Культура моей страны и Я. | 1 | |
5 | Зачем мне нужно ходить в школу. | 1 | |
6 | Мой класс. | 1 | |
7 | Какие ребята в моем классе. | 1 | |
8-9 | Мои друзья в классе. | 1 | 1 |
10 | Мои успехи в школе. | 1 | |
11 | Моя «учебная сила». | 1 | |
Мои чувства | |||
12-13 | Общение. | 1 | 1 |
14 | Человеческие эмоции. Что такое мимика. | 1 | |
15 | Радость. Как ее доставить другому человеку. | 1 | |
16 | Радость можно передать прикосновением. | 1 | |
17 | Радость можно подарить взглядом. | 1 | |
18-19 | Жесты. Жесты народов разных стран. | 1 | 1 |
20 | Разные чувства. | 1 | |
21 | Грусть. | 1 | |
22 | Страх. | 1 | |
23 | Страх, его относительность. | 1 | |
24-25 | Страх и как его преодолеть. | 1 | 1 |
26 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | |
27 | Может ли гнев принести пользу? | 1 | |
28 | Обида. | 1 | |
29 | Принятие решений. | 1 | 1 |
Валеология. | |||
30 | Нужные и ненужные тебе лекарства. Информация. | 1 | |
31 | Информация о пассивном курении. | 1 | |
32-33 | Творческая деятельность. | 2 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
Содержание занятий 1 класс.
№ раздела | Наименование раздела и количество часов | Содержание |
1 | Я – школьник. 11 часов | Знакомство. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. |
2 | Мои чувства. 18 часов | Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности. |
3 | Валеология. 5 часов. | Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. |
Ожидаемые результаты:
К концу 1 –го класса ребенок должен:
- идентифицировать себя как школьника;
- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;
- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;
- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;
- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;
- уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;
- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;
- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;
- иметь представление о понятии «здоровье».
Тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема и содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Вспомним чувства. | |||
1 | Мы рады встрече. | 1 | |
2 | Понимаем чувства другого. | 1 | |
3 | Мы испытываем разные чувства. | 1 | |
4-5 | Чем люди отличаются друг от друга? | 1 | 1 |
6 | Хорошие качества людей. | 1 | |
7 | Самое важное хорошее качество. | 1 | |
8 | Кто такой сердечный человек. | 1 | |
9 | Кто такой доброжелательный человек. | 1 | |
10 | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 1 | |
11 | «Я желаю добра ребятам в классе». | 1 | |
12 | Очищаем свое сердце. | 1 | |
13 | Какие качества нам нравятся друг в друге. | 1 | |
14-15 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. | 1 | 1 |
16 | В каждом человеке есть светлые и темные качества. | 1 | |
Какой Я – Какой Ты? | |||
17 | Какой Я? | 1 | |
18 | Вкусы и увлечения. Положительный образ Я. | 1 | |
19 | Творческая работа. | 1 | |
20 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 1 | |
21 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Положительный образ Я. | 1 | |
22 | О чем говорят выразительные движения. | 1 | |
23 | Учусь понимать людей. Общение. | 1 | |
24 - 25 | Школьные трудности. | 1 | 1 |
26 - 27 | Домашние трудности. | 1 | 1 |
Валеология. | |||
28 | Основные и безопасные ситуации. Принятие решений. | 1 | |
29 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | 1 | |
30 | Реклама табака и алкоголя. Информация. | 1 | |
31 | Творческая работа. | 1 | |
32 | Правда об алкоголе. | 1 | |
33 | Творческая работа. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
Содержание занятий 2 класс.
№ раздела | Наименование раздела и количество часов | Содержание |
1 | Вспомним чувства. 16 часов. | Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека. Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей. |
2 | Какой Я – Какой Ты? 11 часов. | Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им. |
3 | Валеология. 7 часов. | Обсуждение различных жизненных ситуаций. Обучение детей навыкам ориентировки в сложных ситуациях и принятия рациональных и безопасных решений. |
Ожидаемые результаты:
К концу 2 –го класса ребенок должен:
- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;
- выполнять творческие задания;
- научится сдерживать свои эмоции;
- способствовать сотрудничеству в играх и учебе;
-уметь договариваться, уступать друг другу;
-распределять задания без помощи взрослых;
- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;
- владеть информацией о вредных привычках.
Тематическое планирование. 3 класс.
№ | Тема и содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Я - фантазер. | |||
1 | Я – третьеклассник. | 1 | |
2 | Кого можно назвать фантазером? | 1 | |
3 | Я умею фантазировать! | 1 | |
4 | Мои сны. | 1 | |
5 | Я умею сочинять! | 1 | |
6 | Мои мечты. | 1 | |
7 | Фантазии и ложь. | 1 | |
Я и моя школа. | |||
8 | Я и моя школа. | 1 | |
9 | Что такое лень? | 1 | |
10 – 11 | Я и мой учитель. | 1 | 1 |
12 | Как справляться с «Немогучками». | 1 | |
Я и мои родители | |||
13 | Я и мои родители. | 1 | |
14 | Я умею просить прощения. | 1 | |
15 | Почему родители наказывают своих детей? | 1 | |
Я и мои друзья. | |||
16 | Настоящий друг. | 1 | |
17 | Умею ли я дружить? | 1 | |
18 | Трудности в отношениях с друзьями. | 1 | |
19 | Ссора и драка. | 1 | |
Что такое сотрудничество. | |||
20 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
21 | Я умею понимать другого. | 1 | |
22 | Я умею договариваться с людьми. | 1 | |
23 | Мы умеем действовать сообща. | 1 | |
24 | Что такое коллективная работа? | 1 | |
25 | Мой характер. | 1 | |
26 | Учусь оценивать себя сам. | 1 | |
27 | Учусь взаимодействовать. | 1 | |
28 | Учусь настаивать на своем. | 1 | |
29 | Я становлюсь увереннее. | 1 | |
30 | Когда на меня оказывают давление. | 1 | |
Валеология. | |||
31 | Информация о курении. | 1 | |
32 | Курение. Вредное влияние дыма. | 1 | |
33 | Творческая работа. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
Содержание занятий. 3 класс.
№ раздела | Наименование раздела и количество часов | Содержание |
1 | Я – фантазер. 7 часов. | Темы нацелены на помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развивать креативные способности. |
2 | Я и моя школа. 5 часов. | Работа над осознанием особенностей позиции ученика, предоставление учащимся возможности отрефлексировать свои чувства в отношении учителя. |
3 | Я и мои родители. 3 часа. | Помощь детям в осознании справедливости требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями |
4 | Я и мои друзья. 4 часа. | Осознание качеств настоящего друга. Трудности в отношениях с друзьями. |
5 | Что такое сотрудничество. 11 часов. | Представление о сотрудничестве. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого, договариваться с людьми, взаимодействовать? |
6 | Валеология. 4 часа. | Информация о курении. Вредное влияние дыма. Творческая работа. |
Ожидаемые результаты:
К концу 3 –го класса ребенок должен:
- научится анализировать собственные личностные качества;
- иметь представление о самооценке;
- научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;
- выполнять стандартные задания, уметь действовать по образцу;
- уметь налаживать отношения с окружающими, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей;
- уметь противостоять давлению;
- знать негативные последствия курения.
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема и содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
Кто Я? Мои силы, мои возможности. | |||
1 | Мое лето. | 1 | |
2 | Кто Я? | 1 | |
3 | Какой я – большой или маленький? | 1 | |
4 | Мои способности. | 1 | |
5 | Мой выбор, мой путь. | 1 | |
6 | Мой внутренний мир. | 1 | |
7 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | 1 | |
8 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 1 | |
9 | Что значит верить? | 1 | |
10 | Самоуважение. | 1 | |
11 | Привычки. | 1 | |
Я расту, я изменяюсь. | |||
12- 13 | Мое детство. | 1 | 1 |
14 | Я изменяюсь. | 1 | |
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | |||
15- 16 | Мое будущее. | 1 | 1 |
17 | Хочу вырасти здоровым человеком! | 1 | |
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? | |||
18 | Кто такой интеллигентный человек? | 1 | |
19 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | 1 | |
20 | Что такое идеальное Я? | 1 | |
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? | |||
21 | Кто такой свободный человек? | 1 | |
22 | Права и обязанности школьника. | 1 | |
23 | Что такое «право на уважение»? | 1 | |
24 | Права и обязанности. | 1 | |
25 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | 1 | |
26 | Как разрешать конфликты мирным путем? | 1 | |
27-28 | Дружба. | 1 | 1 |
29 | Учусь сопротивляться давлению. | 1 | |
30 | Учусь говорить «нет». | 1 | |
Валеология. | |||
31 | И снова алкоголь. | 1 | |
32 | Алкоголь в компании. | 1 | |
33 | Творческая работа. | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
Содержание занятий. 4класс.
№ раздела | Наименование раздела и количество часов | Содержание |
1 | Кто Я? Мои силы, мои возможности. 11 часов. | Помощь детям в усвоении понятия «способности», в исследовании своих способностей и возможностей, помощь в осознании своей уникальности. |
2 | Я расту, я изменяюсь. 3 часа. | Осознание детьми происходящих в них изменений, обучение планированию целей и путей самоизменения. |
3 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 часа. | Размышление о будущем. Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться спланировать его. |
4 | Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа. | Кто такой интеллигентный человек? Понятие «интеллигентный человек», обсуждение проблемы идеалов. |
5 | Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 10часов. | Осознание личной свободы и свободы другого человека, признание и уважение прав других людей. |
6 | Валеология. 4 часа. | Вредные привычки. Алкоголь в компании. Творческая работа. |
Ожидаемые результаты:
К концу 4 –го класса ребенок должен:
- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;
- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;
- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;
- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;
- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;
- знать виды давления на личность и способы сопротивления им;
- знать негативные последствия курения и употребления алкоголя.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый;
- наблюдение.
Учебно – методическое обеспечение:
- учебные пособия;
- иллюстративный материал;
- дидактический материал к урокам;
- методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;
- ИКТ.
Справочный блок программы
Список используемой литературы.
- Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.
- Бодалева А. А «Популярная психология для родителей». Москва, 1989г.
- Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.
- Гречаная Т. Б. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя «Полезные привычки». Москва, 2000г.
- Романова О. Л. «Этиология зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, теоретические основы их первичной профилактики». Москва, 1996г.
- И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.
- Р. С. Немов «Психология в трех книгах». Москва «ВАЛДОС», 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Проектируем свою математику"2-4 класс
Составленный мной курс «Проектируем свою математику» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2-4 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала пос...
Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...
Профилактическая программа «Тропинка к своему Я» (для учащихся 1 класса)
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показыв...
О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я» в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности»
Доклад на педсовете. Тема: О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я» в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий во 2 классе....
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 4 классе...