Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов
рабочая программа (3 класс)
Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tropinka_k_svoemu_ya_3_klass.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе _______________/_______________ «___» ___________________ 20__г. | «Утверждаю» Директор ______________________/_______________ «___» __________________________ 20_г. |
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
«Тропинка к своему Я»
для обучающихся 3 классов
Составитель: педагог-психолог
Навлютова Анастасия Сергеевна
Пояснительная записка
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка. Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы курса занятий Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе».
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» в начальной школе заключается в том, что процесс обучения в школе создает серьезную психологическую нагрузку для современного ученика, справиться с которой может только гармоничная, эмоционально устойчивая личность. Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Основная цель программы психолого-педагогического сопровождения - формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
- Способствовать формированию терпимости к мнению собеседника.
- Способствовать профилактики формирования у детей негативных черт характера и асоциальных форм поведения.
- Способствовать формированию мотивации детей к самопознанию и познанию других людей.
- Создавать условия для пробуждения интереса к внутреннему миру человека, размышления о себе и своих поступках, о потребностях и мотивах, которые за ними скрываются.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Общая характеристика программы
Программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе игры, беседы, поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии.
Место программы в учебном плане
Программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов состоит из 10 занятий. Режим проведения – 1 занятие в неделю. Время проведения занятия 25-30 минут. Данная программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на детей 9-10 летнего возраста. Занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; извлекать необходимую информацию из текста; определять и формулировать цель в совместной работе; учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; обогатить представление о собственных возможностях и способностях; учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
адекватно воспринимать оценку учителя.
КоммуникативныеУУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учиться контролировать свою речь и поступки; учиться толерантному отношению к другому мнению; учиться самостоятельно решать проблемы в общении; осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; формулировать своё собственное мнение и позицию; учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Обучающиеся получат возможность научиться: адекватно вести себя в различных ситуациях; справляться со страхами, обидами, гневом; справляться с негативными эмоциями; стремлению к изучению своих возможностей и способностей; успешно адаптироваться в социуме.
Содержание курса
В третьем классе у ребенка наблюдаются качественные изменения во взаимоотношениях со значимыми взрослыми – учителями и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия педагога-психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности. Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Тропинка к своему Я» 3 класс
№ | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Мои цели | Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | |
2. | Мои качества | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Исследование своих качеств и особенностей. | |
3. | Каким меня видят окружающие | Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера. | |
4. | Мой характер | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. | |
5. | Я и моя школа | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». | |
6. | Что такое лень? | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Осознание ценности умения фантазировать. Развитие креативных способностей. | |
7 | Я и мой учитель | Осознание своих чувств в отношении учителя. | |
8 | Я и мои родители | Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Формирование представления о семейных ценностях. | |
9 | Я умею просить прощения | Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | |
10. | Я взрослею | Приобретения умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО
Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся "группы риска" (состоящих на внутришкольном и других видах учёта)"
Авторско-составительская программа (в соавторстве) (2018-2019 учебный год)...
- Мне нравится (2)