Дипломная работа по теме "Специфика формирования личности подростка в неполной семье"
материал на тему

В настоящее время неполная семья стала достаточно распространенным явлением. В семье с одним родителем возникает значительно  больше воспитательных проблем и даже появляются такие, каких почти не бывает в полной семье. Родители не всегда осознают и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые подростки задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своих особенностей, не могут обратиться за советом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям. Знающий и понимающий родитель может многие неприятности предупредить, предотвратить и найти наиболее тактичный, тонкий подход к подростку.

Трудности таких родителей весьма сложны, но не менее сложно и положение самих подростков в неполной семье. Они часто попадают в такие ситуации при общении с одноклассниками, родственниками, учителями, соседями, когда должны решать проблемы, которые подросткам из полной семьи вообще не могут прийти в голову. Поэтому взрослым людям иногда эти подростки кажутся «трудными», резко отличающимися от одногодков. Взрослому человеку не всегда легко «заглянуть» в мир такого ребенка.

Но жизнь подростка только с матерью или отцом не развивает в нем какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других людей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства. Будут ли эти обстоятельства использованы правильно или неверно, принесут ли они хорошие или плохие результаты – это зависит от целого ряда факторов. Исходя из этого, исследование психологических факторов, оказывающих влияние на развитие личности подростка в неполной семье, становится особенно актуальным в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осницкий А. К.

 ОПРОСНИК СПА

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав (или прослушав), очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни, чтобы указать, в какой мере это высказывание Вы можете отнести к себе. В бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от "О" до "6":

"0"                -  "это ко мне совершенно не относится";

"1"           - "это на меня непохоже";

"2"                - "сомневаюсь, что это можно отнести ко мне";

"3"                - "не решаюсь отнести это к себе";

"4"                - "это похоже на меня, но нет уверенности";

"5"                - "это на меня похоже";

"6"                - "это точно про меня".

Выбранный Вами вариант ответа отметьте в Бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

ОПРОСНИК

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противополож-
    ного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10.        Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
11.        В своих неудачах винит себя.

  1. Человек ответственный; на него можно положиться.
  2. Чувствует, что не в силах, хоть что-нибудь изменить, все усилия напрас-
    ны.
  3. На многое смотрит глазами сверстников.
  4. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следо-
    вать.
  5. Собственных убеждений и правил не хватает.

1 7. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

  1. Всегда готов к защите и даже нападению; "застревает" на переживани-
    ях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  2. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя,
    разрешать себе; самоконтроль для него — не проблем.
  3. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  4. Все, что касается других, не волнует; сосредоточен на себе; занят собой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Определение характеристик социальной адаптации

  1. Люди, как правило, ему нравятся.
  2. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  3. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  4. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться
  5. С окружающими обычно ладит.
  6. Всего труднее бороться с самим собой.
  7. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружаю-
    щих.
  8. В душе — оптимист, верит в лучшее.
  9. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  10. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  11. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается
    мыслить и действовать самостоятельно.
  12. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит
    его.
  13. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем де-
    литься.
  14. Человек с привлекательной внешностью.
  15. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  16. Приняв решение, следует ему.
  17. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освобо-
    диться от влияния других людей.
  18. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  19. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  20. Всем доволен.
  21. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать се-

бя.

  1. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  2. Уравновешен, спокоен.
  3. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  1. Часто чувствует себя обиженным.
  2. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; не хватает сдержанности.
  3. Бывает, что сплетничает.
  4. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  5. Довольно трудно быть самим собой.
  6. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать,
    подумает.
  7. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать
    лишнего... Словом — не от мира сего.
  8. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
  9. Старается не думать о своих проблемах.
  10. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность,
    заметным.
  11. Человек стеснительный, легко тушуется.
  12. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до
    конца.
  13. В душе чувствует превосходство над другими.

Осницкий А.К.

  1. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность,
    свое Я.
  2. Боится того, что подумают о нем другие.
  3. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него суще-
    ственно, старается быть среди лучших.
  4. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  5. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  6. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнения
    ми.
  7. Себя просто недостаточно ценит.
  8. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  9. Относится к себе в целом хорошо.
  10. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на сво-
    ем.
  11. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если
    разногласия грозят стать явными.
  12. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его пра-
    вильности.
  13. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
  14. Доволен собой.
  15. Невезучий.
  16. Человек приятный, располагающий к себе.
  17. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как
    личность.
  18. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  19. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справ-
    люсь, а вдруг — не получится.
  20. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  21. Умеет упорно работать.
  22. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружаю-
    щему миру.
  23. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  24. Всегда говорит только правду.
  25. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  26. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  27. Чувствует неуверенность в себе.
  28. Обстоятельства  часто  вынуждают защищать  себя,  оправдываться  и
    обосновывать свои поступки.
  29. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  30. Человек толковый, любит размышлять
  31. Иной раз любит прихвастнуть.
  32. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а
    сделать с собой ничего не может.
  33. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает yа чью-то по-
    мощь:
  34. Никогда не опаздывает.
  35. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

Определение характеристик социальной адаптации

  1. Выделяется среди других.
  2. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  3. В себе все ясно; себя хорошо понимает.
  4. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  5. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые при-
    ходится решать; со всем может справиться.
  6. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к
    нему снисходительны, просто терпят.

  1. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают
    мысли.
  2. Все свои привычки считает хорошими.

Результаты заполнения приводимого ниже "бланка для ответов" соотносятся со шкалами бланка-ключа. Подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке при ответе.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39 

40 

41 

42 

43 

44 

45 

46 

47 

48 

49 

50 

51 

52 

53 

54 

55 

56 

57  _ 

58 

59 

60 

61 

62 

63 

64 

65 

66 

67 

68 

69 

70 

71 

72 

73 

74 

75 

76 

77 

78 

79 

80 

81 

82 

83 

84 

85 

86 

87 

88 

89 

90 

91 

92 

93 

94 

95 

96 

97 

98 

99 

100 

101 

ФИО 

Возраст 

ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

№ № 

Показатели 

Номера высказываний 

Нормы 

1 

а) 

Адаптивность 

4,5,9, 12, 15, 19,22,23,26,27,29,33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 

(68-170)68-136 

b) 

Дезадаптивность 

2,6,7, 13, 16, 18,25,28,32,36,38,40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 7.7, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 

(68-170)68-136 

2 

а) 

Лживость 

34,45,48,81,89, 

(18-45) 18-36 

b) 

8,82,92, 101 

3 

а) 

Приятие себя 

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 

(22-52) 22-42 

b) 

Неприятие себя 

7,59,62,65,90,95,99 

(14-35) 14-28 

4 

а) 

Приятие других 

9, 14,22,26,53,97 

12-30) 12-24 

b) 

Неприятие других 

2, 10,21,28,40,60,76 

(14-35) 14-28 

Осницкий А.К.

5 

а) 

Эмоциональный комфорт 

23,29,30,41,44,47, 78 

(14-35) 14-28 

b)

Эмоциональный дискомфорт 

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 

(14-35) 14-28 

6 

а) 

Внутренний контроль 

4,5, 11, 12, 13, 19, 27,37, 51,63,68, 79,91,98 

(26-65) 26-52 

b)

Внешний контроль 

25,36,52,57,70,71,73,77 

(18-45) 18-36 

1 

а) 

Доминирование 

58,61,66 

(6-15) 6-12 

b) 

Ведомость 

16,32,38,69,84,87 

(12-30) 12-24 

8 

Эскапизм (уход от проблем) 

17, 18,54,64,86 

(10-25) 10-20 

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждоq шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Интегральные показатели

«Адаптация»

«Самоприятие»

«Приятие других»

Эмоциональная комфортность

«Интернальность»

«Стремление к доминированию»

        

                                        высокий уровень        - выше 60%

                                        средний уровень        - от 40% до 60%

                                        низкий уровень        - ниже 40%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования

Формирование личности  подростка  в учреждениях  дополнительного образования...

Дипломная работа на тему : " Формирование приёма аналогия при обучении математики в начальных классах"

СодержаниеВведение……………………………………………………………………...51 Теоретические основы формирования приёма аналогии при обучении математике в начальных классах…………………………….…………… 81.1 Формирование логиче...

Особенности развития личности ребенка в неполной семье

   Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости...

Формирование личности младшего школьника в семье

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным...

Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"

Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"...