Дипломная работа по теме "Специфика формирования личности подростка в неполной семье"
материал на тему
В настоящее время неполная семья стала достаточно распространенным явлением. В семье с одним родителем возникает значительно больше воспитательных проблем и даже появляются такие, каких почти не бывает в полной семье. Родители не всегда осознают и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые подростки задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своих особенностей, не могут обратиться за советом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям. Знающий и понимающий родитель может многие неприятности предупредить, предотвратить и найти наиболее тактичный, тонкий подход к подростку.
Трудности таких родителей весьма сложны, но не менее сложно и положение самих подростков в неполной семье. Они часто попадают в такие ситуации при общении с одноклассниками, родственниками, учителями, соседями, когда должны решать проблемы, которые подросткам из полной семьи вообще не могут прийти в голову. Поэтому взрослым людям иногда эти подростки кажутся «трудными», резко отличающимися от одногодков. Взрослому человеку не всегда легко «заглянуть» в мир такого ребенка.
Но жизнь подростка только с матерью или отцом не развивает в нем какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других людей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства. Будут ли эти обстоятельства использованы правильно или неверно, принесут ли они хорошие или плохие результаты – это зависит от целого ряда факторов. Исходя из этого, исследование психологических факторов, оказывающих влияние на развитие личности подростка в неполной семье, становится особенно актуальным в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Специфика формирования личности подростка в неполной семье" | 149.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Осницкий А. К.
ОПРОСНИК СПА
Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав (или прослушав), очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни, чтобы указать, в какой мере это высказывание Вы можете отнести к себе. В бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от "О" до "6":
"0" - "это ко мне совершенно не относится";
"1" - "это на меня непохоже";
"2" - "сомневаюсь, что это можно отнести ко мне";
"3" - "не решаюсь отнести это к себе";
"4" - "это похоже на меня, но нет уверенности";
"5" - "это на меня похоже";
"6" - "это точно про меня".
Выбранный Вами вариант ответа отметьте в Бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
ОПРОСНИК
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противополож-
ного пола. - Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
11. В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный; на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах, хоть что-нибудь изменить, все усилия напрас-
ны. - На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следо-
вать. - Собственных убеждений и правил не хватает.
1 7. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению; "застревает" на переживани-
ях обид, мысленно перебирая способы мщения. - Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя,
разрешать себе; самоконтроль для него — не проблем. - Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует; сосредоточен на себе; занят собой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Определение характеристик социальной адаптации
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружаю-
щих. - В душе — оптимист, верит в лучшее.
- Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
- Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается
мыслить и действовать самостоятельно. - Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит
его. - Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем де-
литься. - Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следует ему.
- Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освобо-
диться от влияния других людей. - Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
- Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
- Всем доволен.
- Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать се-
бя.
- Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
- Уравновешен, спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствует себя обиженным.
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; не хватает сдержанности.
- Бывает, что сплетничает.
- Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать,
подумает. - Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать
лишнего... Словом — не от мира сего. - Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
- Старается не думать о своих проблемах.
- Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность,
заметным. - Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до
конца. - В душе чувствует превосходство над другими.
Осницкий А.К.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность,
свое Я. - Боится того, что подумают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него суще-
ственно, старается быть среди лучших. - Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнения
ми. - Себя просто недостаточно ценит.
- По натуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на сво-
ем. - Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если
разногласия грозят стать явными. - Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его пра-
вильности. - Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
- Доволен собой.
- Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как
личность. - Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справ-
люсь, а вдруг — не получится. - Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружаю-
щему миру. - Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и
обосновывать свои поступки. - Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а
сделать с собой ничего не может. - Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает yа чью-то по-
мощь: - Никогда не опаздывает.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
Определение характеристик социальной адаптации
- Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно; себя хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые при-
ходится решать; со всем может справиться. - Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к
нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают
мысли. - Все свои привычки считает хорошими.
Результаты заполнения приводимого ниже "бланка для ответов" соотносятся со шкалами бланка-ключа. Подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке при ответе.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 _ | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
101 | ФИО | Возраст | |||||||
ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
№ № | Показатели | Номера высказываний | Нормы | |
1 | а) | Адаптивность | 4,5,9, 12, 15, 19,22,23,26,27,29,33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 | (68-170)68-136 |
b) | Дезадаптивность | 2,6,7, 13, 16, 18,25,28,32,36,38,40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 7.7, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170)68-136 | |
2 | а) | Лживость | 34,45,48,81,89, | (18-45) 18-36 |
b) | 8,82,92, 101 | |||
3 | а) | Приятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 | (22-52) 22-42 |
b) | Неприятие себя | 7,59,62,65,90,95,99 | (14-35) 14-28 | |
4 | а) | Приятие других | 9, 14,22,26,53,97 | 12-30) 12-24 |
b) | Неприятие других | 2, 10,21,28,40,60,76 | (14-35) 14-28 |
Осницкий А.К.
5 | а) | Эмоциональный комфорт | 23,29,30,41,44,47, 78 | (14-35) 14-28 |
b) | Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | (14-35) 14-28 | |
6 | а) | Внутренний контроль | 4,5, 11, 12, 13, 19, 27,37, 51,63,68, 79,91,98 | (26-65) 26-52 |
b) | Внешний контроль | 25,36,52,57,70,71,73,77 | (18-45) 18-36 | |
1 | а) | Доминирование | 58,61,66 | (6-15) 6-12 |
b) | Ведомость | 16,32,38,69,84,87 | (12-30) 12-24 | |
8 | Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18,54,64,86 | (10-25) 10-20 |
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждоq шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Интегральные показатели | |
«Адаптация» | «Самоприятие» |
«Приятие других» | Эмоциональная комфортность |
«Интернальность» | «Стремление к доминированию» |
высокий уровень - выше 60%
средний уровень - от 40% до 60%
низкий уровень - ниже 40%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования
Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования...
Дипломная работа на тему : " Формирование приёма аналогия при обучении математики в начальных классах"
СодержаниеВведение……………………………………………………………………...51 Теоретические основы формирования приёма аналогии при обучении математике в начальных классах…………………………….…………… 81.1 Формирование логиче...
опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....
Особенности развития личности ребенка в неполной семье
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости...
Формирование личности младшего школьника в семье
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным...
Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"
Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"...