Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования
статья на тему
Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования»
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
О.Уайльд.
Современное общество, с особой актуальностью, выдвинуло проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков и молодежи.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Активный поиск и развитие детей должны стать одним из основных направлений программы деятельности комитета по образованию. Каждый школьник талантлив по-своему. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается в творчестве. Именно поэтому так важны учреждения дополнительного образования, на базе которых каждый ребенок имеет возможность состояться и реализовать свои возможности. Для развития творческой одаренности, самореализации и самоопределения детей и существуют ДМШ и ДШИ.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию дополнительного образования.
Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. К сожалению, существует явление, где бурный всплеск инициативы подростков, молодежи приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.
Корни этого явления произрастают из той культурной и экономической ситуаций, которая сформировались за длительный период. Самое страшное в сегодняшней подростковой ситуации - это десятилетия застоя, социального неравенства общества, остаточным принципом по отношению к детству, культуре, образованию, а также недооценкой интеллектуального, творческого труда.
Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к учреждениям дополнительного образования, кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрастающему поколению. Эта проблема является межведомственной, региональной. Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система общественной помощи детям. Данная проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя.
Проблема досуга подросткового возраста – потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. – это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений дополнительного образования – ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей.
Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т. д. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.
Актуальность проблемы свободного времени подростка социально значима. Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это:
- создание условий для развития и саморазвития;
- управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;
- целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций;
- восстановление и развитие физических данных (игры, забавы, развлечения, );
- повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики.
- развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);
- выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).
Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому учреждениям дополнительного образования следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.
Последние десятилетия социологи, педагоги, психологи ставят вопрос о культурной среде в каждом регионе. Однако имеющиеся ресурсы: материальная база, кадры , использовались не достаточно эффективно. В современных условиях укрепляется материальная база учреждений дополнительного образования, подбираются квалифицированные специалисты, модернизированное оснащение.
Центральной фигурой в работе учреждений дополнительного образования является педагог – творческая, социально активная личность, умеющая мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности. Центральное место в профессионализме педагога занимает направленность его личности. В ней выделяют социально-нравственный, профессионально-педагогический и познавательный аспекты.
Принципиальным является вопрос о правовой базе учреждений дополнительного образования, где приоритетное место уделяется свободе личности, согласованию интересов учащихся обеспечению условий и доступности каждому ребенку РФ.
Являясь педагогом дополнительного образования, я уверенна, что ДШИ – неисчерпаемый источник ощущения полноты жизни, неважно, занимается ли школьник вокалом, танцует или играет на музыкальном инструменте. А если действия проводятся коллективно, облечены в форму игры и сопровождаются предварительной подготовкой, то можете быть уверены - в результате участников ожидает высокая самоотдача и эмоциональное удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа начального общего образования по формированию универсальных учебных действий (ФГОС второго поколения)
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении пробле...
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Формирование УУД ОС "Школа2100"...
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....