Формирование личности младшего школьника в семье
статья

Иващенкова Елена Николаевна

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности младшего школьника в семье

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

В семье складывается характер ребёнка, и психологический климат семьи представляет для него среду ближайшего социального окружения. Семейная среда, отрицательные взаимоотношения родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребёнка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера. Более того, в семье могут создаваться условия, приводящие к нервно-психическим заболеваниям детей.

О необходимости положительного влияния семьи и в частности родителей свидетельствует Декларация прав ребёнка от 1959 г. принятой ООН - ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании, то есть он должен расти в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. [1]

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки ребёнок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. [8]

Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [14]

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

· отношение к себе;

· стиль отношений с другими людьми;

· представления о себе как о мужчине или женщине;

· нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

· жизненные смыслы;

· стремления, идеалы;

· чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Здесь авторитет родителей - то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Ещё одним важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения «школа - семья - ребенок». Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих, психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Такие качества как доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности личность приобретает в семье.

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создаёт свою систему ценностей.

Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Для ребёнка очень важны взаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важно для ребёнка, как взрослые относятся к нему. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Неадекватность может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нём. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

Родители в жизни ребёнка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. В семье младший школьник усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения. [19]

Ребёнок должен чувствовать любовь, тепло, внимание и заботу со стороны своих родителей. Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нём свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личности младшего школьника необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1. Принимать активное участие в жизни семьи;

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4. Не оказывать на младшего школьника никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

5. Иметь представление о различных этапах в жизни своего ребёнка;

6. Уважать право ребёнка на собственное мнение;

7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Таким образом, анализирую роль семьи в жизни младшего школьника, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом в, котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...