Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"
электронный образовательный ресурс (4 класс)
Презентация по теме: "Влияние театра на формирование личности подростка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_shkolnyy_teatr.pptx | 270.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский театр Детский театр - уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, ребенок искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действе. Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Ребенок вливается и действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела.
Школьный театр
Ш кольный театр Формирование личности человека происходит во взаимодействии с социальным окружением через общение и социальную деятельность. Одним из наиболее важных периодов развития личности является подростковый период, который называют «вторым рождением личности». Ф. Шиллер писал: «Все, что чувствует наша душа в виде смутных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». Расширяя диапазон знаний в области литературы, музыки, танца, живописи, школьный театр приобщает подростка к мировой культуре, учит его посредством этих искусств познавать, ощущать мир. «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в процессе» [2, с. 66-67]. Школьный театр является яркой, заразительной, эмоционально-насыщенной средой, в которой весь процесс построения спектакля влияет на развитие ума, характера и воли, на формирование мировоззрения подростка, во многом определяет его систему убеждений, обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности учащихся, подчеркивая индивидуальность каждого. Такие предпосылки и условия объективно являются прекрасной почвой для многостороннего формирования личности подростка.
Школьный театр Все начинается с создания атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, которые являются залогом успеха всей последующей работы коллектива. На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать. В процессе этих занятий они внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Школьный театр Следующим важным моментом является распределение ролей. «Вовлекая в работу самые разнообразные специальности и дарования, театр требует от каждого участника уменья делать в большой общей работе свое маленькое дело, жертвовать своими эгоистическими интересами во имя всем дорогого общего дела». [5, с. 20] В процессе подготовки спектакля участвуют: актеры, сценаристы, помощники режиссера, художники, декораторы, бутафоры, звукорежиссеры, осветители, костюмеры, гримеры и т.д. Учащиеся определяются в своих желаниях и амбициях. Большинство выбирают роль артиста, но кто-то хочет быть сценаристом, звукооператором, аккомпаниатором, кинооператором. Некоторые хотят быть одновременно актером и костюмером, звукорежиссером и художником. Главное, что с момента выбора своей «роли» каждый подросток самостоятельно отвечает за свою работу. В процессе создания спектакля ребята начинают понимать, что успех зависит буквально от всех. И только благодаря сотворчеству всего коллектива может получиться гармоничный целостный спектакль. На этом этапе работы происходит процесс персонализации и самореализации, приходит осознание подростком своих способностей и своего места в общем деле, проявляется умение доводить работу до конца, приходит осознание ценности любого вида труда, ценности труда другого человека.
Школьный театр Следующий важный шаг репетиционной работы - совместный анализ пьесы, когда определяется тема, идея и главная мысль автора. Во время поиска и размышлений подростки учатся анализировать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Обсуждение пьесы выявляет мировоззрение всех участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам, выясняется и отношение к проблемным ситуациям, происходит столкновение мнений и суждений, пересмотр и формирование новых убеждений. Такие процессы болезненны, но очень важны для становления подрастающей личности. Определив идею и сквозную линию спектакля, начинается работа над ролью. Почувствовать своего героя, сродниться с ним - задача не из легких. Чаще всего ребята играют себя на сцене и роли распределяются из расчета того, что учащийся сможет осилить материал, почувствовать своего героя, слиться с ним на том психофизическом уровне, который ему доступен. Период работы над ролью учит понимать и принимать своего героя. Зная его прошлое, характер, взгляды и убеждения, подросток начинает понимать логику действий своего героя, логику его поступков и мыслей. Подросток учится давать нравственную оценку поступкам персонажа, исходя из содержания мотивов, которыми герой руководствовался, а не из внешней формы поступка. В процессе такой работы подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей. Активно включается механизм рефлексии.
Школьный театр «Драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, ... Это является синтезом того сложного процесса, который можно назвать приятием жизни. В этом процессе заложен глубокий воспитательный момент: чтобы понять людей, необходимо сопереживание с разными типами, а это вхождение в жизнь другого, понимание этого другого – есть путь к созданию из наших детей, часто эгоцентрических и замкнутых – широких, общественных и любовно принимающих мир» [6, с.5]. На репетиционном этапе работы накопленная информация о роли переходит в плоскость сценического действия, когда подросток становится творцом, субъектом своей деятельности. В этот период активно включается эмоционально-волевая сфера, когда участники спектакля учатся управлять своим настроением, поведением, реакциями, начинают ценить и уважать труд своих сверстников-партнеров, учатся сопереживать друг другу. Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех. Развитие эмпатийности - способности эмоционально отзываться на переживание другого, на этом отрезке театральной работы, является одной из важнейших наработок личности.
Школьный театр Итогом постановочного процесса становится спектакль, где каждый нашел свое место и будет оценен по достоинству. Главный результат – это общая радость творчества, когда актер отдает себя зрителю, заражая его своей энергией, эмоциями, игрой. Умение отдавать себя людям является высшим проявлением личности. К.С. Станиславский писал: «Из театра зрители выходят с разбуженными чувствами и мыслями, обогащенными познанием красивой жизни духа» [7, с.50], а юные актеры становятся чуточку мудрее. Заключительный этап является одним из главных, так как в нем подводится итог совместной деятельности. Ребята обмениваются впечатлениями о работе всех участников спектакля, партнеров по сцене и о своей собственной. Ум подростка критичен и задача режиссера состоит, прежде всего, в умении научить их раскрывать лучшие стороны друг друга и уметь о них рассказать. Затем ребята получают оценку руководителя школьного театра. Назвать все положительные моменты, удачные находки в роли и работе каждого, проговорить о позитивных изменениях и личностном росте участников, о перспективах их дальнейшего развития – вот главная цель руководителя на заключительном этапе. Такая оценка необходима для развития и укрепления формирующейся Я-концепции подростка, которая прежде всего помогает соотнести внутреннюю оценку самого себя с мнением окружающих людей и выстраивать свое дальнейшее взаимодействие с социумом.
ВЫВОДЫ
Выводы: Последовательно рассмотрев структуру занятий школьного театра, мы увидели, что благодаря театральной педагогике, построенной на принципах сотрудничества между всеми участниками театрального процесса и субъект-субъектных отношений, руководитель так выстраивает занятия, что подросток естественно и без принуждения вбирает в себя самое ценное и лучшее, заложенное в творческом процессе, становится активным исследователем, творцом, субъектом своей деятельности. Влияние той или иной стадии (подготовительного, постановочного и заключительного) рабочего процесса направлено на когнитивно-познавательную и эмоционально-волевую сферы, на развитие эмпатийности , на раскрытие и развитие способностей, что приводит в конечном счете к успешному формированию Я-концепции . Таким образом, занятия в школьном театре действительно активно влияют на многосторонний процесс формирования личности, а процесс социализации подростка проходит более естественно и полноценно.
Собираемся в театр Использованная литература: Гаврилова , Е. Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка / Е. Э. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2724/ (дата обращения: 10.01.2021). Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1991. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. – М., 1972. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! - М., 1997. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства М., 2005. Игра – драматизация в средней школе // под ред. Е.Соловьевой.- М., 1925. Станиславский К.С. Об искусстве театра. – М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр - одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.Проблема сост...
Исследовательская работа по теме: «Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к...
Исследовательская работа по теме:«Влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни»
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе...
Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования
Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования...
Дипломная работа по теме "Специфика формирования личности подростка в неполной семье"
В настоящее время неполная семья стала достаточно распространенным явлением. В семье с одним родителем возникает значительно больше воспитательных проблем и даже появляются такие, каких почти не...
презентация на тему: «Влияние человека на природу родного края»
Человек считает себя "царем природы". Не задумываясь, убивает животных, уничтожает растения, отравляет воду и воздух. Все это наносит вред человечеству. Пора остановиться, задуматься....
Доклад на тему: «Влияние семейных традиций на формирование личности ребёнка»
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех обще...