Особенности развития личности ребенка в неполной семье
материал на тему
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_po_psihologii.doc | 481.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Глазовская средняя общеобразовательная школа»
Курская область Конышевский район
Курсовая работа по психологии
на тему:
«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»
Учитель начальных классов
Сумина Галина Алексеевна
I квалификационная категория
Содержание
1. Характеристика развития ребенка в неполной семье 5
1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе 7
1.3. Особенности личности ребенка в неполной семье 10
2. Опыт исследования развития личности ребенка неполной семьи 16
2.1. Диагностика межличностных отношений 16
2.2 Коррекция влияния детско – родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка 20
2.3. Диагностика отношения ребенка к самому себе 29
Список использованной литературы 42
Введение
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
Объект данной работы - неполные семьи как объект психологического исследования.
Предмет данной работы - основные направления, формы и методы психологической деятельности неполной семьей.
Задачи:
1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.
2. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей.
3. Выделить и охарактеризовать особенности личности ребенка в неполной семьи.
4. Раскрыть основные формы и методы диагностики психики детей из неполных семей.
Цель исследования – изучить возможности и основные направления диагностики и коррекции развития ребенка в неполной семье.
Объект исследования – неполные семьи имеющие детей.
Предмет исследования – особенности влияния неполной семьи на развитие личности ребенка.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
1. Характеристика развития ребенка в неполной семье
1.1 Сущность неполной семьи
В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно». [1]
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья
Факторами трансформации института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:
- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);
- мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;
- социально-экономическая ситуация. [2]
В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака.
Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.
Такие формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи - это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми). Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).
1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры. [3]
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания.
На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала определенная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брачном рынке». Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.
В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения».
Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.
Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.
Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться.
1.3. Особенности личности ребенка в неполной семье
Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. [4]
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
2. Опыт исследования развития личности ребенка неполной семьи
2.1. Диагностика межличностных отношений
Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др.
Таким образом, для уcтранения негативных пcиxологичеcких и cоциальныx причин, деформирующиx развитие личноcти, мешающих нормальной адаптации детей из неполных семей в общеxтве, необходимо создание для них комплекcной cлужбы помощи и поддержки. Оcуществлять такую поддержку должны профеccиональные пcихологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.
Для исследования межличностных отношений младших школьников была проведена методика Кинетический рисунок семьи. Это вариант Рисунка семьи методики, который предложили Р.Бернс и С.Кауфман в 1972 году. В нем необходимо нарисовать каждого из членов семьи, который выполняет какое-либо действие. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики основана на принципе психоанализа.
Исследовательская работа во время педагогической практики в начальных классах позволила нам задействовать в эксперименте 20 младших школьников (10 девочек и 10 мальчиков). Целью применения методики являлось выявление особенностей внутрисемейных отношений.
В результате анализа рисунков было важно выявить:
- состав семьи в соответствии с составом реальной семьи обследуемого;
- расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;
- деятельность, которой занят каждый из членов семьи;
Также мы учитывали:
- Эмоциональные характеристики рисунка, которые отражают настроение ребёнка и его отношение к ситуации в семье.
- Взаимоотношения ребёнка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи, относительно Я-фигуры ребёнка.
На диагностическом этапе в целях определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, следуя которым мы утверждаем, что во внутрисемейных отношениях преобладают данные ситуации:
благоприятная ситуация в семье — 20 % (4 чел.);
тревожность в семье — 15 % (3 чел.);
конфликтность в семье — 15 % (3 чел.);
чувство неполноценности — 40 % (8 чел.);
враждебные отношения в семье — 10 % (2 чел.)
Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучие взаимоотношений в семьях детей. Полученные результаты действительно показывают, что взаимоотношения между матерью и ребенком в 75 % семей складываются неблагополучно. В первую очередь, этому способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом, на основании этого можно предположить, что в семьях половины обследуемых детей (50 %) вообще отсутствует социальная роль отца и это негативно сказывается на формировании личности ребенка.
После проведения теста была организована беседа, направленная на получение дополнительной информации. Многие испытуемые из неблагополучных семей не желали отвечать на вопросы об их семье. Это связано с особенностями внутрисемейных отношений таких, как неудовлетворенность существующей ситуацией, плохое самочувствие испытуемых в семье в эмоциональном плане.
У значительной части испытуемых было выявлено:
- неблагоприятный климат в семье;
- плохое эмоциональное самочувствие;
- стремление утвердиться в семье;
- неблагоприятное физическое состояние, напряжение.
Большинство испытуемых к матери относятся положительно и воспринимают ее как близкого человека.
Отрицательное, больше даже негативное, отношение испытуемых к близким людям можно объяснить злоупотреблением алкоголем одним или обоим родителями. Отсюда появляется негативное отношение к такому родителю или к семье в целом. Возможно, это можно объяснить отсутствием внимания, заботы со стороны одного из родителей.
На основе выше изложенного можно сформулировать рекомендации для родителей:
В воспитании детей необходимо учитывать следующее:
- залогом эффективного воспитания является любовь и доброжелательность в семье;
- при общении с ребенком важно сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;
- нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
- воспитание нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, главное опираться на положительное в ребенке.
Нужно внимательно относиться к мнению ребенка, его точки зрения, суждениям, нужно стараться его понять. Не нужно заставлять ребенка, более целесообразно будет убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
В центре семейных конфликтов детьми находится несоответствие родительского отношения и тех требований, которые предъявляются к желаниям и возможностям ребенка. Особое внимание стоит уделить обоснованности запретов ребенка и дать ему возможность самостоятельно принимать решения.
Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать процесс воспитания, что повлияет на обеcпечение благоприятного протекания процесса становления девочку — женщиной, а мальчика — мужчиной.
Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания детей в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.
Подводя итог нашего исследования, можно утверждать о том, что для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это — взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Поскольку только с их помощью ребенок может успешно решить внутренние проблемы, волнующие его в этом сложном мире.
Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери необходимо в первую очередь обратить внимание на собственные слова и поступки, на организуемый быт семьи, на знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и следовательно на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, обязательно позволять ребенку общаться с отцом, так как это играет значительную роль в формировании и развитии ребенка.
2.2 Коррекция влияния детско – родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка
На основании изученной психолого–педагогической литературы, нами была предпринята попытка экспериментального исследования, которое основано на поэтапности.
Для этого мы провели констатирующий эксперимент, который позволил нам выявить следующие особенности взаимоотношений в семьях, участвующих в исследовании.
В семидесяти процентах семей, в родительском отношении к ребенку отчетливо просматривается авторитарный стиль поведения, стремление инфантилизировать ребенка. Ребенок представляется родителю не приспособленным, неумелым. Родитель поэтому старается оградить ребенка от трудностей жизни и в тоже время строго контролировать его действия.
В нашем исследовании приняли участие 10 семей. Из 10 семей: семь неполных, где ребенка воспитывает одна мать, и три семьи, где мать является единственным воспитателем ребенка в силу того, что отцы не занимаются воспитанием по роду своей профессии (один отец моряк дальнего плавания, другой военный летчик, третий работает по контракту в другом городе).
Исследование проводилось с помощью двух методик: теста-опросника родительского отношения (авторы А. Я.Варга, В. В.Столин) и методики «Лесенка» (автор Т. Д.Марцинковской (см. приложения)).
Констатирующий эксперимент был проведен в два этапа.
На первом этапе было организовано кратковременное наблюдение за детьми в повседневной жизни на базе исследования.
На основе кратковременного наблюдения, бесед с родителями и детьми были подобраны диагностические методики.
Тест – опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника.
Опросник включает пять шкал.
1. «Принятие-отвержение» - отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника и ключи (приложение №1)
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1- отвержение,
2- социальная желательность,
3- симбиоз,
4- гиперсоциализация,
5- инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160 (приложение №2).
Сводные таблицы показателей по шкалам
Шкала 1. Принятие – отвержение
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Мальчики | 1реб. 17% | 3реб. 50% | 2реб. 33% | ||||||||||
Девочки | 3реб. 75% | 1реб. 25% | |||||||||||
всего | 10% | 30% | 40% | 20% |
2 шкала: «кооперация»
“сырой” бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Мальчики | 1реб.-17% | 2реб.-33% | 3реб.-50% | |||||||
Девочки | 1реб.-25% | 3 реб.-75% | ||||||||
всего | 1 реб.-10% | 3реб.-30% | 6дошк.-60% |
3 шкала: «симбиоз»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мальчики | 1реб-17% | 1реб. 17% | 3реб. 50% | 1реб. 17% | ||||
Девочки | 1реб. 25% | 1 реб. 25% | 2реб. 50% | |||||
всего | 20% | 10% | 10% | 50% | 10% |
4 шкала: «авторитарная гиперсоциализация»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мальчики | 2реб. 33% | 2реб. 33% | 2реб. 33% | ||||
Девочки | 2реб. 50% | 2 реб. 50% | |||||
всего | 40% | 20% | 40% |
5 шкала: «маленький неудачник»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мальчики | 1 реб. 17% | 2реб. 33% | 2реб. 33% | 1реб. 17% | ||||
Девочки | 2реб. 50% | 2реб. 50% | ||||||
всего | 30% | 20% | 20% | 30% |
Показатели таблиц говоря о том, что в 40-50% родителей из неполных семей придерживаются авторитарного стиля воспитания и проявляют к ребенку повышенное стремление оградить его от любых даже незначительных трудностей (показатели по3 и 4 шкале).
Таблицы показателей констатирующего эксперимента
Анна Р. 9 лет
1 шкала | 10/ 53,79 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 6/ 92,93 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 5/ 96,83 |
Иван Е. 8 лет
1 шкала | 9/ 31,01 |
2 шкала | 6/ 19,22 |
3 шкала | 7/ 96,65 |
4 шкала | 5/ 83,79 |
5 шкала | 5/ 96,83 |
Саша С. 9 лет
1 шкала | 10/ 53,79 |
2 шкала | 7/ 31,19 |
3 шкала | 4/ 74,97 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 5/96,83 |
Денис Ц. 9 лет
1 шкала | 11/ 68,35 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 5/ 86,63 |
4 шкала | 4/ 69,30 |
5 шкала | 2/ 70,25 |
Валерия Т. 9 лет
1 шкала | 11/ 68,35 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 3/ 57,98 |
4 шкала | 4/ 69,30 |
5 шкала | 2/ 70,25 |
Артем Ш. 9 лет
1 шкала | 12/ 77,21 |
2 шкала | 7/ 31,19 |
3 шкала | 6/ 92,93 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 4/ 93,04 |
Вероника С. 9 лет
1 шкала | 10/ 53,79 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 6/ 92,93 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 5/ 96,83 |
Костя Ч. 8 лет
1 шкала | 12/ 77,21 |
2 шкала | 7/ 31,19 |
3 шкала | 6/ 92,93 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 4/ 93,04 |
Илья И 9 лет
1 шкала | 11/ 68,35 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 3/ 57,98 |
4 шкала | 4/ 69,30 |
5 шкала | 2/ 70,25 |
Саша Х. 8 лет
1 шкала | 11/ 68,35 |
2 шкала | 8/ 48,82 |
3 шкала | 6/ 92,93 |
4 шкала | 6/ 95,76 |
5 шкала | 4/93,04 |
Проанализируем показатели таблиц:
Анна Р. по 1 шкале «принятие-отвержение» имеет 10 баллов (низкий), это указывает на то, что в семье к ребенку относятся с уважением, стремятся проводить с ним много времени вместе; по 2 шкале «кооперация» - 8 баллов (высокий), родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ему во всем, сочувствует ему; по 3 шкале «симбиоз» -6 баллов(высокий) означают то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; по 4 шкале «авторитарная гиперсоциализация» -6 баллов (самый высокий балл) – отражает в родительском отношении авторитаризм, родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения;
по 5 шкале «маленький неудачник»- 5 баллов это высокое значение по этой шкале оно означает, что в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. В этой семье просматривается авторитарный стиль воспитания и общение носит немного формальный оттенок.
Валерия Т. по1 шкале – 11 баллов (низкий показатель), по 2 шкале – 8 баллов (высокий показатель), по 3 шкале - 3 балла (средний показатель), по шкале 4 – 4 балла (средний), по 5 шкале – 2 балла (средний). В этой семье мать старается придерживаться демократического стиля воспитания но в тоже время испытывает тревогу за ребенка, не предоставляя ему большей самостоятельности.
Иван Е. 1 шкала - 9 баллов(низкий показатель), 2 шкала – 6 баллов (средний показатель), 3 шкала -7баллов (самый высокий),4 шкала – 5баллов (высокий показатель), 5 шкала -5 баллов (высокий). В этой семье родитель придерживается авторитарного стиля воспитания (показатель 4 шкалы), испытывает постоянную тревогу за ребенка, старается предупредить малейшее проявление самостоятельность с его стороны (высокий показатель 3 шкалы), инфантилизирует и приписывает ребенку социальную и личную несостоятельность (шкала 5).
Артем Ш. – высокие показатели по 2,3,4 шкалам, что указывает на авторитарный стиль воспитания в семье (шкала 4), гиперопеку (шкала 3).
Саша С. – средние показатели по всем шкалам, в семье стараются придерживаться демократического стиля воспитания, поддерживают инициативу и самостоятельность ребенка.
Вероника С. – высокие показатели по 2,3,4 шкалам, в семье авторитарный стиль воспитания (шкала 4), но в тоже время родитель высоко оценивает интеллектуальные способности ребенка, и в спорных вопросах старается встать на его точку зрения (шкала 2).
Денис Ц. – Средние показатели по всем шкалам, в семье либеральный стиль воспитания (4 балла по 4 шкале), родитель придерживается дистанции в общении с ребенком (шкала3), родитель заинтересован в самостоятельности ребенка, но редко контролирует ход этой самостоятельности (шкала 2).
Костя Ч.- высокий показатель по 4 шкале указывает на авторитарный стиль воспитания в семье, родитель старается пресекать любое проявление самостоятельности ребенка, навязывает свою волю во всем, пристально следит за достижениями ребенка, в семье могут применить силу в отношении сына.
Илья И. – низкие показатели по шкалам возможно указывают на то, что в семье попустительский стиль воспитания, ребенку предоставлена полная свобода в действиях и желаниях.
Саша Х. – высокие показатели по шкале 3,4, в семье авторитарный стиль воспитания и гиперопека.
Таким образом, ответы на вопросы и обработка этих ответов дали нам, как видно из таблиц результаты, которые можно интерпретировать следующим образом. В семидесяти процентах семей родитель (показатель по 4 шкале) требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Старается навязать ребенку во всем свою волю. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Высокий показатель по 5 шкале указывает на то, что родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, т. е. стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на него за неуспешность и неумелость.
2.3. Диагностика отношения ребенка к самому себе
Для того чтобы диагностировать отношение ребенка к самому себе мы применили методику Т. Д. Марцинковской «Лесенка».
Методика «Лесенка»
Методика служит для изучения особенностей самооценки старшего дошкольника.
Нами были выданы детям листки бумаги, с изображением лестницы, состоящей из шести ступенек и фигурки человечка стоящего посредине лестницы.
Детям объяснили, как нужно выполнить данное задание:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит человечек. На ступеньку выше (показываем) ставят хороших детей, еще выше самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже самых плохих. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница? Брат? и т. д.»
Важно проследить, правильно ли понял ребенок наше объяснение. В случае необходимости мы повторяли его.
Анализ результатов.
Прежде всего, мы обратили внимание на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или «хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.
Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу. Что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть постоянно хорошими и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница.
Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаки неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки.
Таким образом, как видно из протоколов диагностирование детей показало, что серьезных нарушений в структуре личности еще нет. Как и положено возрасту, самооценка ребенком остается высокой.
Проведя констатирующий эксперимент и выявив, что в детско-родительских отношения в неполных семьях существуют трудности, мы решили применить экспериментальную программу, направленную на коррекцию этих трудностей.
Цели, задачи и основные принципы программы.
Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком. В программе использованы идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера.
Задачи программы: расширение возможностей понимания своего ребенка, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
В системе детско–родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в больше мере зависит, как складываются эти отношения. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Программа предполагает занятия с родителями в течение 1,5 – 2 месяцев с периодичностью два раза в неделю, каждое занятие рассчитано на 2 – 3 часа, всего 12 занятий. В группу может входить от 7 до 12 человек.
Занятия проводятся в форме бесед, диалогов, семинаров.
Эффективность участия в программе во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт.
Занятие первое. ЗНАКОМСТВО.
ЦЕЛЬ: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
Занятие второе. МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ.
ЦЕЛЬ: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Разная организация восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п.
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:
· требование внимания или комфорта;
· желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
· месть, возмездие;
· утверждение своей несостоятельности.
Родители часто исходят из положения, что дети должны их и окружающий мир понимать так же, как и взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что взрослые им говорят, но и то, что они при этом делают, как ведут себя с другими людьми. Их личный пример подчас более воспитывающий, чем любые нравоучения.
Занятие третье. «ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ» И «ЯЗЫК НЕПРИЯТИЯ».
ЦЕЛЬ: знакомство с понятием «приятие» ребенка, особенности принимающего и не принимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».
Пояснение о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.
Э. Фромм еще в 50-е годы писал о важности как безусловной, так и условной любви. Да, родитель имеет право любить ребенка и за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений. Если раньше можно было говорить, что носителем безусловной любви (или любви с безусловным принятием) является мать, а условной – отец, то сейчас каждый из родителей во многом выполняет обе эти функции.
Если мать воспитывает ребенка одна, ей приходится сочетать в себе разные качества? Принимающего и не принимающего родителя. На самом деле человек живет в мире, где ему что-то нравится, а что-то нет, он испытывает разные чувства и по отношению к своему ребенку: и позитивные, и негативные, потому быть и принимающим, и непринимающим для него очень естественно.
Занятие четвертое. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ.
ЦЕЛЬ: прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.
Перечисляются те проблемы, которые поднимались родителями в ходе прошедших занятий. Обсуждается вопрос какого рода это были проблемы – детей или родителей. Отмечается центрированность родителей на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Часто это мешает слушанию своего ребенка. Родители склонны приписывать свои собственные проблемы детям. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка – очень важный элемент занятия. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, а для разрешения собственных затруднений – «Я-сообщения», констатирующие высказывания.
Занятие пятое. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ЦЕЛЬ: продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков.
Повторение приемов активного слушания. Рассказ о целях активного слушания и его последствиях. Отработка навыков «уточнения», «проговаривания подтекста» в «сухих» упражнениях.
Занятие шестое. СОВМЕСТНОЕ С ДЕТЬМИ ЗАНЯТИЕ.
ЦЕЛЬ: знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми, создание ситуации взаимодействия и сотрудничества.
Занятие седьмое. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ.
ЦЕЛЬ: научиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителей с ребенком (проблемы родителей).
Рассматриваются две формы обращения к другому человеку: ты-сообщениях и я-сообщениях.
Ты – сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создавая впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор»)
Я – сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. В общении может использоваться не полная форма я – сообщения, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор»). Первоочередная цель я – высказываний – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Занятие восьмое. КОНФЛИКТЫ.
ЦЕЛЬ: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).
Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращается в конфликтную ситуацию, для неё характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.
Занятие девятое. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.
ЦЕЛЬ: знакомство и принципами использования поощрений и наказаний.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного поведения. В теории эффективного родительского поведения Томаса Гордона стремление родителей воздействовать с помощью поощрений и наград рассматривается как фактор развития у детей либо синдрома выигрывающего, либо синдрома проигравшего. В первом случае ребенок настроен на выигрыш, на победу, высокие достижения любой ценой; во втором случае он обречен испытывать фрустрацию в течение всей жизни, так как оказался недостаточно способным, чтобы получать поощрения. Для родителей вопрос о поощрениях и наказаниях в высшей степени актуален и, как показал опыт, вызывает огромный интерес и дискуссию.
Занятие десятое. ТРАНСАКТНЫЙ ПОДХОД.
ЦЕЛЬ: научиться различать следующие состояния «Я»; Родитель, Ребенок и Взрослый, знакомство с концепцией «Свинского родителя» Стейнера.
«Свинский родитель» - это фиксированное эго-состояние, не чувствительное к изменениям, именно это состояние «несет основное бремя воспитания детей» (по К. Стейнеру). Если нельзя изменить его абсолютный объем в личности, то можно уменьшить его относительный объем, развивая состояние заботливого родителя. Пребывание родителя в эго-состоянии взрослого дает возможность ребенку почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла.
Занятие одиннадцатое. ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ (ПО СХЕМЕ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ).
ЦЕЛЬ: повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.
Предметом анализа в группе являются «трудные» ситуации общения с ребенком, которые были в прошлом, или те, которые оставили чувство дискомфорта и до сих пор беспокоят родителя.
Занятие двенадцатое. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ.
ЦЕЛЬ: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников программы, завершение работы в группе.
Написание семейных заповедей помогает лучше осознать механизмы внутрисемейного взаимодействия. Семейные заповеди можно рассматривать как своего рода ценности, существующие в семье, от которых трудно отказаться и которые выступают как регуляторы поведения членов семьи. Для участников группы семейные заповеди – это обычаи, правила, запреты, привычки, взгляды, которых придерживаются все члены семьи. Список составляемых заповедей может охватывать отношения к различным сторонам семейной жизни: к еде, к вещам, к приему гостей, к старшим или младшим членам семьи, к животным и т. д.
После применения экспериментальной программы мы подвели итоги.
Изменения, произошедшие во внутрисемейных отношениях, отмечали все семьи, участвующие в программе. Их можно разделить на следующие группы.
· Изменения, которые произошли с самим родителем. Они проявляются в улучшении рефлексии, способности к самонаблюдению, осознании своего поведения, в меньшей ориентации на мнения других, в эмоциональной саморегуляции и т. п.
· Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком. Они проявляются в лучшем понимании друг друга, меньшей конфликтности, большей открытости и т. п.
· Изменения, произошедшие с детьми, касаются улучшения эмоционально-регуляторной сферы, проявления положительных черт характера и т. п.
· Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений с другими членами семьи.
Таким образом, сравнив показатели констатирующего исследования, где у половины семей 40-50% в стиле воспитания прослеживался авторитаризм и гиперопека и контрольного исследования (показатели указывающие на гиперопеку и авторитаризм снизили до 30%) после проведенных с родителями занятий, можно сделать вывод о том, что родители правильно понимают роль гармоничных семейных отношений в жизни ребенка и их влияние на становление личности ребенка.
Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна помощь взрослого.
Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудновоспитуемостью.
Семейное воспитание – это, прежде всего, управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в этой системе принадлежит родителю. Поэтому именно ему необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Во время нашего исследования многие родители осознали, что основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание этого общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания. Социальное воспитание дает детям представления о связях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, проявляют заботу друг о друге.
Заключение
В ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза о том, что целенаправленная программа психологической помощи родителям неполных семей позволяет скорректировать влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста подтвердилась, задачи исследования выполнены. Доказана значимость отношений в семье для полноценного развития личности ребенка.
В перспективе полученные результаты могут быть использованы для проведения семинаров с педагогами дошкольных учреждений, для информационно-просветительской деятельности среди родителей, в консультативных центрах и кабинетах в ДОУ, для лекций в педучилищах и других учебных заведений социально-психологической направленности.
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.
При анализе родительского отношения к детям выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему. Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка.
В семьях наиболее часто наблюдаются два полярных характера воспитания – авторитарное и свободное. Сторонники авторитарного воспитания придерживаются тактики диктата, в таких условиях дети растут либо агрессивными, либо безвольными. Родители, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считают, что ребенок должен развиваться без ограничений и обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание права и интересы других людей.
Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело – как это получается на практике.
Одна из главных причин этого - разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.
В ходе экспериментального исследования также были выявлены причины, влияющие на результативность семейного воспитания:
- Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка;
- Отрывочность педагогических знаний;
- Непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка;
- Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;
- Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;
- Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.
Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к осознанному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия собственного ребенка. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка и созданию гармоничных детско-родительских отношений.
Список использованной литературы
- Башкирова Н. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2007
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. - М.: Росмэн-Пресс, 2002. - 79 с.
- Варданян Г.А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» ребенка. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология:– М.: Б. и., 1981. – 198 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 456 с.
- Гуревич К.И. Тесты интеллекта в психологии// ВП.— №. 2.—1980.— С. 53-54
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986. - 240с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. – 288 с.
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М: Просвещение 1994. - 347 с.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.— М.: Педагогика, 1973.
- Занков Л. В. Беседы с учителями.— М.: Просвещение, 1975.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
- Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование.
- - М., 1981.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1971. - 288 с.
- Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 354 с.
- Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. - 240 с.
- Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. — Вопр. психологии, 1982, № 4.
- Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. — В кн.: Семья и формирование личности. М., 1981.
Приложение №1
Текст опросника родительского отношения (Варга А. Я., Столина В. В).
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку « липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и поведению, и по суждениями.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику.
1.Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 64.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Приложение №2
1 шкала: «принятие-отвержение»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Процентильный ранг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 31,01 | 53,79 | 68,35 | 77,21 |
«сырой» бал | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Процентильный ранг | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 | 94,30 | 95,50 | 97,46 | 98,10 |
«сырой» бал | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Процентильный ранг | 98,73 | 99,36 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 шкала: «кооперация»
“сырой” бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Процентильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,93 |
3 шкала: «симбиоз»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 |
4 шкала: «авторитарная гиперсоциализация»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Процентильный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,76 |
5 шкала: «маленький неудачник»
«сырой» бал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Илья. И.
Артем С. попросил маму подписать все имена, и свое на первой ступени.
под буквой С – Саша С. поставила себя.
.
Анна Р. Себя изобразила в виде человечка.
Валерия Т себя показала под номером 1.
Две цифры 6 означают, бабушку и дедушку.
Саша Х.
Костя Ч.
[1] Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. - 198с.
[2] Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008г. - 29с.
[3] Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008г. - 75с.
[4] Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К. В. Радецкая // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 721-724.
[5] Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К. В. Радецкая // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 721-724.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
Доклад на общешкольном родительском собрании...
Воспитание ребенка в неполной семье
Информационный буклет для родителей...
Дипломная работа по теме "Специфика формирования личности подростка в неполной семье"
В настоящее время неполная семья стала достаточно распространенным явлением. В семье с одним родителем возникает значительно больше воспитательных проблем и даже появляются такие, каких почти не...
Влияние семьи на культурно-нравственное развитие личности ребенка
Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Актуальность обусловлена тем, что семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы преобретает в ...
"Воспитание ребенка в неполной семье"
По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семе...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка в неполной семье. Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из непол...
Особенности развития личности ребенка с ДЦП
Особенности развития личности ребенка с ДЦП...