Методическая разработка к уроку "Развиваем уверенность"
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка игр и практических упражнений к уроку для учащихся младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klasse_2013.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Как развить уверенность».
Уверенность – твёрдая вера в кого-то, во что-нибудь.
Уверенный – твёрдый, не колеблющийся, не сомневающийся в своих силах, возможностях.
Самоуверенный – слишком уверенный в себе, переоценивающий свои вилы, выражающий пренебрежение к другим, к собственной компетентности, к опасности, к обстоятельствам.
- Поведение самоуверенного человека часто ведёт к проблемам не только для него самого, но и для окружающих.
Так как уверенность связана с верой во что-то или в кого-нибудь, давайте определим и перечислим факторы, сумма которых может дать чувство уверенности.
Факторы, которые дают человеку ощущение уверенности.
- Чувство защищённости, безопасности (если рядом люди, которые понимают тебя и принимают безусловно)
- «Чувство локтя» - чувство товарищества, ощущение, что тебя поддержат и поймут
- Чувство собственного достоинства (формируется вместе с самооценкой при осознанном анализе).
- Вера в себя – ощущение, что я могу одолеть любое препятствие, приложив максимум усилий. (она формируется при наличии привычки и навыков целенаправленной систематической работы: учебной, домашней, общественной)
Упражнение «Подстройка»
Участники становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.
Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счёт вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90ᵒ. Выполнять задание будем молча: друг с другом переговаривать нельзя. Задача: всем повернуться в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее (ведущий прекращает счёт, когда все участники будут стоять лицом в одну сторону).
Обсуждение: «Что помешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?». При обсуждении ведущий обращает внимание на необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других (вникать в логику и позицию других).
Насколько труднее общаться молча, и как упрощают задачу переговоры.
Упражнение «Что мне нравится в себе»
1. Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества, которые вам нравятся в себе, которые вы считаете их своими достоинствами. Подумайте, как эти качества вам помогают в жизни.
2. Вывод: осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к другим и себе.
3. Каждый высказывает своё мнение, и получает положительную «обратную связь».
Ведущий обращает внимание участников на то, что при высказывании недопустимо давать оценку говорящему, поскольку он имеет полное право на собственное мнение.
- Чтобы верить в себя, нужно обладать достаточным уровнем информированности:
- Учебная информация (домашние задания, знания по предметам)
- Коммуникативная информация (способы и правила общения, особенности характера и поведения)
- Информация о том, где добыть знания (где прочитать, к кому обратиться за помощью)
- Необходима постоянная поддержка взрослых, как в семье, так и в школе. И учить нужно длительно, деликатно и кропотливо.
Шаги к цели
Шаг 1. Сформулируй проблему
Шаг 2. Проанализируй имеющийся опыт и ресурсы
Шаг 3. Найди новый способ решения проблемы, переработай старый
Шаг 4. Проверь идею и примени на практике
Шаг 1. Сформулируй проблему
Что есть | Почему это не устраивает | Что нужно |
Шаг 2. Проанализируй имеющийся опыт и ресурсы
Известный опыт | Идеи | Решена ли проблема? |
Обсудить, спланировать порядок и последовательность действий
Шаг 3. Найди новый способ решения проблемы
Предложить новые, неизвестные способы решения проблемы, смоделировать ситуацию на бумаге. Составить прогноз, найти компромисс.
Шаг 4. Проверь идею и примени на практике
Обдумываем, апробируем ситуацию на модели, осуществляем идею на практике.
Алгоритм решения проблемы
- Осознание проблемы –постановка цели –формулирование задач –выбор стратегии – планирование – контроль выполнения планов – осознание результатов деятельности (сознательное применение)
| Выявить суть |
| Банк решений |
| Заполнить таблицу, принять решение, обосновать его |
| Взвесить все за и против |
| Проанализировать |
| Ответить на вопросы (что делали и зачем, что упустили) |
Подсказки:
«Куда обратиться, если…» вам поможет телефон
- служба спасения
- скорая помощь
- пожарная служба
- милиция
- ближайшие соседи и друзья
- рабочий телефон родителей
- Научить деловому общению:
научиться пользоваться справочной службой,
отработать: что сказать, как поступить
самим звонить и узнавать время работы, расписание.
Упражнение «Получаем-отдаём»
Это упражнение помогает понять, что при помощи переговоров можно не только уладить конфликты, но и преобразовать в разумные и полезные компромиссы.
Базовые положения.
- Конфликты удаётся решать лишь в том случае, если каждая из сторон получает в ходе переговоров какой-нибудь существенный результат.
- С конфликтом работать легче, если мы рассматриваем его с конструктивной стороны (как продуманный, спланированный процесс). Когда деловые партнёры готовы «заплатить» за то, что они хотят получить.
- Переговоры идут быстрее и легче, если каждый осознаёт собственные ожидания и желания по отношению к партнёру, а также различные варианты того, чем мы готовы «расплатиться» с ним (на какие уступки пойдём, что можем сделать для него).
Участники делятся на группы.
Ведущий объявляет: «Это упражнение даёт нам возможность на практике попробовать вести настоящие переговоры. Но иногда результаты переговоров нравятся обеим сторонам, иногда нет. Мы с вами не будем развязывать конфликт, а затем его улаживать, но попробуем смоделировать ситуацию переговоров».
«Каждый из вас должен побывать в роли того, кто хочет получить, и того кто даёт. Сейчас я раздам карточки с буквами «А», «Б», «В». Каждый возьмёт себе по одной карточке. Вы будете вести переговоры по следующей схеме:
А Б В
Можно предложить три коробочки с фигурами разных цветов, по количеству кратными трём. Задание: участники в конце сдают ведущему коробку с фигурами одного только цвета.
Переговоры проводятся в два этапа: первый – подготовка к переговорам (20 мин.). Второй – сами переговоры (15 мин.).
- Подумать, записать цель (чего хотите добиться от партнёра)
- Подумать и записать 5 различных способов вознаграждения, способы, которыми вы готовы «расплатиться» с партнёром за выполнение вашего желания.
- Пробуем спрогнозировать интересы партнёра, что ему действительно интересно.
- Провести переговоры так, чтобы при завершении переговоров вы, и ваш партнёр могли сказать себе: «Я достиг хороших результатов».
- Помните, что неправильное ведение переговоров может спровоцировать конфликт. Используем технику «Я-высказывание».
Типичные ошибки.
- Стратегическая: переговоры плохо подготовлены:
- не изучены и не учтены интересы партнёра
- не продуманы условия компромисса
- не продумана обстановка (время, место, настрой)
- Тактическая: «плохая» техника общения.
- не налажен контакт с партнёром
- не выдержан комфортный для партнёра темп общения (торопят)
- на партнёра «давят» (перечисляют, что он потеряет, вместо того, чтобы говорить о том, что он приобретёт, если вы сумеете договориться)
(Записываем в тетрадь)
Как видите, не всегда удаётся применить на практике принятое решение, не у всех всё сразу получается. Чаще всего недочёты происходят из-за того, что приняв решение, мы не всегда можем применить волевое усилие для его исполнения.
Следует помнить
Что помогает | Что мешает |
Подчёркиваем сходства | Подчёркиваем различия |
Говорим о проблеме | Игнорируем наличие проблемы |
Выслушиваем | Перебиваем, не слушаем собеседника |
Признаём свою неправоту | Отрицаем, что были неправы |
Предлагаем конкретные решения | Ищем виноватых и обвиняем других |
Говорим спокойно, уверенно | Говорим сбивчиво, громко, тараторим |
Смотрим в глаза | Отворачиваемся |
Вопросы к рефлексии
- Что нового я сегодня узнал?
- Что мне показалось сложным, что мешало?
- Что мне помогло? Что было самым интересным?
- Чему я научился?
Рефлексия – осознанное отражение (анализ) своих действий, мыслей, поступков.
Упражнение «Ха и Ах»
Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу, на расстоянии двух шагов. В каждом человеке заложены разные силы. Это может быть сила нападения, агрессии, а может быть сила принятия и покоя. Обе силы достойны друг друга. Но мы часто ведём себя неестественно, подражая разным героям. Причём копируем с образа героя только то, что видно и не задумываемся, что это означает. Поэтому зачастую самые важные вещи, наши лучшие и сильные стороны остаются внутри, в тени, никак не проявляясь.
Вам надо будет освоить два движения: одно из них – активное. По моей команде один из игроков делает энергичный шаг вперёд и выставляет согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «Ха». В этот звук надо вложить всю мощь, сохраняя при этом спокойствие.
Стоящий напротив - делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом «Ах». В этом движении глубина переживаний. После тренировки участники, по команде, начинают выполнять его в ускоренном темпе. Главное добиться синхронности действий. Через 1-2 минуты происходит смена ролей.
По окончании упражнения каждый рассказывает, что он чувствовал, и какое движение ему было легче выполнять.
Для достижения цели нужно:
- Точно и конкретно определить, чего хотим (учесть, что желания могут быть сбыточными (реальными) и несбыточными (мечтами)
- Составить план последовательных шагов.
- Проявить упорство в достижении цели, и не отвлекаться на второстепенное.
6 ПРАВИЛ ЖИЗНИ:
1. Право Зеркала. Окружающие меня люди - мои зеркала. Они отражают аспекты моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, Я сам в душе готов нахамить. Так что обижаться не на кого.
2. Право Выбора. Я понимаю и осознаю, что всё происходящее в моей жизни - есть результат моего собственного выбора, исходя из моих чувств и ощущений. Так что не к кому предъявить претензии. Автор своей судьбы – Я сам.
3. Право Ответственности. Я готов взять ответственность за свой выбор и отказаться от любых самооправданий - они бесполезны.
4.Право Погрешности. Я осознаю погрешность своих мнений и суждений. Привязанность к чувству собственной правоты рано или поздно приводит к личной катастрофе. Кто свято верит в свой образ мира, тот не видит реальный мир.
5. Право Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, не больше, не меньше, касается ли это отношений, должности или денег. Так что все мои претензии бессмысленны. За то, когда Я меняю отношение к происходящему - меняются и обстоятельства.
6. Право Присутствия - "Здесь и сейчас". Прошлого нет, потому что его уже нет. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока Я жив - Я бессмертен. Есть повод порадоваться.
Кодекс успешного поведения в конфликте
В основе конфликта лежат противоречия между интересами субъектов. Устранение этих противоречий является наиболее результативным путем разрешения конфликта.
Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
* устранение объекта конфликта;
* раздел объекта конфликта между сторонами;
* установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
* компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
* перенос отношений сторон в другую плоскость, выявление у них общего интереса.
типичные ошибки конфликтующего человека:
1. Отстаивает свою точку зрения, а не думает, как решить проблему.
2. Не способен изменить тактику, переключиться на другое.
3. Нетерпим к чужому мнению, не может пойти на компромисс.
4. Мыслит стереотипно, по старому.
5. Отвлекается от основной цели на другие, уходит в сторону от главной проблемы.
6. Видит только один путь решения, а не варианты.
7. Излишне критикует, нагнетает страх и т.п.
8. Не может сделать работу над ошибками
Помните, что нельзя:
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему отрицательные намерения.
3. Демонстрировать своё превосходство.
4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
5. Игнорировать интересы партнера.
6. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.
7. Преувеличивать свои заслуги.
8. Раздражаться, кричать, нападать.
9. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
10. Обрушивать на партнера множество претензий.
Кодекс поведения в конфликте
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним будет трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не бросаются друг на друга. Хороший прием - представить, что вокруг вас есть оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе.
2. Попросите его спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Не давайте отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Ты меня обманываешь», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым(ой)». Не говорите: «Ты грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен(а) тем, как вы со мной разговариваете».
4. Попросите сформулировать желаемый результат и проблему. Проблема — это то, что надо решать. Неприязненное отношение к партнеру могут вызвать у вас нежелание решать проблему. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
5. Предложите партнеру высказать свои варианты решения проблемы. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом варианте, а создавайте несколько. Потом выберете лучший.
6. Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте достоинства и не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Ты уже дважды не выполнил свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек, обманщик».
7. Держитесь в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или наоборот, стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает от агрессии, помогает обоим.
8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Это может несколько обезоружить партнера и пробудить у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоции блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать.
10. Не говорите об эмоциональном состоянии партнера: «А чего ты нервничаешь, чего злишься?». Подобные слова только усиливают развитие конфликта.
11. Говорите уважительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...