Методическая разработка к уроку "Развиваем уверенность"
методическая разработка (3 класс)

Ибрагимова Татьяна Вениаминовна

Методическая разработка игр и практических упражнений к уроку для учащихся младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse_2013.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Как развить уверенность».

Уверенность – твёрдая вера в кого-то, во что-нибудь.

Уверенный – твёрдый, не колеблющийся, не сомневающийся в своих силах, возможностях.

Самоуверенный – слишком уверенный в себе, переоценивающий свои вилы, выражающий пренебрежение к другим, к собственной компетентности, к опасности, к обстоятельствам.

  • Поведение самоуверенного человека часто ведёт к проблемам не только для него самого, но и для окружающих.

Так как уверенность связана с верой во что-то или в кого-нибудь, давайте определим и перечислим факторы, сумма которых может дать чувство уверенности.

        Факторы, которые дают человеку ощущение уверенности.

  1. Чувство защищённости, безопасности (если рядом люди, которые понимают  тебя и принимают безусловно)
  2. «Чувство локтя» - чувство товарищества, ощущение, что тебя поддержат и поймут
  3. Чувство собственного достоинства (формируется вместе с самооценкой при осознанном анализе).
  4. Вера в себя – ощущение, что я могу одолеть любое препятствие, приложив максимум усилий. (она формируется при наличии привычки и навыков целенаправленной систематической работы: учебной, домашней, общественной)

Упражнение «Подстройка»

Участники становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счёт вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90. Выполнять задание будем молча: друг с другом переговаривать нельзя. Задача: всем повернуться в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее (ведущий прекращает счёт, когда все участники будут стоять лицом в одну сторону).

Обсуждение: «Что помешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?». При обсуждении ведущий обращает внимание на необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других (вникать в логику и позицию других).

Насколько труднее общаться молча, и как упрощают задачу переговоры.

Упражнение «Что мне нравится в себе»

1. Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества, которые вам нравятся в себе, которые вы считаете их своими достоинствами. Подумайте, как эти качества вам помогают в жизни.

2. Вывод: осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к другим и себе.

3. Каждый высказывает своё мнение, и получает положительную «обратную связь».

Ведущий обращает внимание участников на то, что при высказывании недопустимо давать оценку говорящему, поскольку он имеет полное право на собственное мнение.

  • Чтобы верить в себя, нужно обладать достаточным уровнем информированности:
  1. Учебная информация (домашние задания, знания по предметам)
  2. Коммуникативная информация (способы и правила общения, особенности характера и поведения)
  3. Информация о том, где добыть знания (где прочитать, к кому обратиться за помощью)
  • Необходима постоянная поддержка взрослых, как в семье, так и в школе. И учить нужно длительно, деликатно и кропотливо.

Шаги к цели

Шаг 1. Сформулируй проблему

Шаг 2. Проанализируй имеющийся опыт и ресурсы

Шаг 3. Найди новый способ решения проблемы, переработай старый

Шаг 4. Проверь идею и примени на практике

Шаг 1. Сформулируй проблему

Что есть

Почему это не устраивает

Что нужно

Шаг 2. Проанализируй имеющийся опыт и ресурсы

Известный опыт

Идеи

Решена ли проблема?

Обсудить, спланировать порядок и последовательность действий

Шаг 3. Найди новый способ решения проблемы

Предложить новые, неизвестные способы решения проблемы, смоделировать ситуацию на бумаге. Составить прогноз, найти компромисс.

Шаг 4. Проверь идею и примени на практике

Обдумываем, апробируем ситуацию на модели, осуществляем идею на практике.        

Алгоритм решения проблемы

  1. Осознание проблемы –постановка цели –формулирование задач –выбор стратегии – планирование – контроль выполнения планов – осознание результатов деятельности (сознательное применение)

  1. Выделить главное, важное

Выявить суть

  1. Поиск, рассмотрение вариантов, новые идеи

Банк решений

  1. Составить план (логическую цепочку)

Заполнить таблицу, принять решение, обосновать его

  1. Оценить свои реальные возможности

Взвесить все за и против

  1. Апробировать на практике

Проанализировать

  1. Сделать вывод

Ответить на вопросы (что делали  и зачем, что упустили)

Подсказки:

«Куда обратиться, если…» вам поможет телефон

        - служба спасения

        - скорая помощь

        - пожарная служба

        - милиция

        - ближайшие соседи и друзья

        - рабочий телефон родителей

  • Научить деловому общению:

научиться пользоваться справочной службой,

отработать: что сказать, как поступить

самим звонить и узнавать время работы, расписание.

Упражнение «Получаем-отдаём»

Это упражнение помогает понять, что при помощи переговоров можно не только уладить конфликты, но и преобразовать в разумные и полезные компромиссы.

Базовые положения.

  1. Конфликты удаётся решать лишь в том случае, если каждая из сторон получает в ходе переговоров какой-нибудь существенный результат.
  2. С конфликтом работать легче, если мы рассматриваем его с конструктивной стороны (как продуманный, спланированный процесс). Когда деловые партнёры готовы «заплатить» за то, что они хотят получить.
  3. Переговоры идут быстрее и легче, если каждый осознаёт собственные ожидания и желания по отношению к партнёру, а также различные варианты того, чем мы готовы «расплатиться» с ним (на какие уступки пойдём, что можем сделать для него).

Участники делятся на группы.

Ведущий объявляет: «Это упражнение даёт нам возможность на практике попробовать вести настоящие переговоры. Но иногда результаты переговоров  нравятся обеим сторонам, иногда нет. Мы с вами не будем развязывать конфликт, а затем его улаживать, но попробуем смоделировать ситуацию переговоров».

«Каждый из вас должен побывать в роли того, кто хочет получить, и того кто даёт. Сейчас я раздам карточки с буквами «А», «Б», «В». Каждый возьмёт себе по одной карточке. Вы будете вести переговоры по следующей схеме:

                   А               Б           В  

Можно предложить три коробочки с фигурами разных цветов, по количеству кратными трём. Задание: участники в конце сдают ведущему коробку с фигурами одного только цвета.

Переговоры проводятся в два этапа: первый – подготовка к переговорам (20 мин.). Второй – сами переговоры (15 мин.).

  1. Подумать, записать цель (чего хотите добиться от партнёра)
  2. Подумать и записать 5 различных способов вознаграждения, способы, которыми вы готовы «расплатиться» с партнёром за выполнение вашего желания.
  3. Пробуем спрогнозировать интересы партнёра, что ему действительно интересно.
  4. Провести переговоры так, чтобы при завершении переговоров вы, и ваш партнёр могли сказать себе: «Я достиг хороших результатов».
  • Помните, что неправильное ведение переговоров может спровоцировать конфликт. Используем технику «Я-высказывание».

Типичные ошибки.

  1. Стратегическая: переговоры плохо подготовлены:

- не изучены и не учтены интересы партнёра

- не продуманы условия компромисса

- не продумана обстановка (время, место, настрой)

  1. Тактическая: «плохая» техника общения.

- не налажен контакт с партнёром

- не выдержан комфортный для партнёра темп общения (торопят)

- на партнёра «давят» (перечисляют, что он потеряет, вместо того, чтобы говорить о том, что он приобретёт, если вы сумеете договориться)

(Записываем в тетрадь)

Как видите, не всегда удаётся применить на практике принятое решение, не у всех всё сразу получается. Чаще всего недочёты происходят из-за того, что приняв решение, мы не всегда можем применить волевое усилие для его исполнения.

Следует помнить

Что помогает

Что мешает

Подчёркиваем сходства

Подчёркиваем различия

Говорим о проблеме

Игнорируем наличие проблемы

Выслушиваем

Перебиваем, не слушаем собеседника

Признаём свою неправоту

Отрицаем, что были неправы

Предлагаем конкретные решения

Ищем виноватых и обвиняем других

Говорим спокойно, уверенно

Говорим сбивчиво, громко, тараторим

Смотрим в глаза

Отворачиваемся

Вопросы к рефлексии

  1. Что нового я сегодня узнал?
  2. Что мне показалось сложным, что мешало?
  3. Что мне помогло? Что было самым интересным?
  4. Чему я научился?

Рефлексия – осознанное отражение (анализ) своих действий, мыслей, поступков.

Упражнение «Ха и Ах»

Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу, на расстоянии двух шагов. В каждом человеке заложены разные силы. Это может быть сила нападения, агрессии, а может быть сила принятия и покоя. Обе силы достойны друг друга. Но мы часто ведём себя неестественно, подражая разным героям. Причём копируем с образа героя только то, что видно и не задумываемся, что это означает. Поэтому зачастую самые важные вещи, наши лучшие и сильные стороны остаются внутри, в тени, никак не проявляясь.

Вам надо будет освоить два движения: одно из них – активное. По моей команде один из игроков делает энергичный шаг вперёд и выставляет согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «Ха». В этот звук надо вложить всю мощь, сохраняя при этом спокойствие.

Стоящий напротив - делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом «Ах». В этом движении глубина переживаний. После тренировки участники, по команде, начинают выполнять его в ускоренном темпе. Главное добиться синхронности действий. Через 1-2 минуты происходит смена ролей.

По окончании упражнения каждый рассказывает, что он чувствовал, и какое движение ему было легче выполнять.

Для достижения цели нужно:

  1. Точно и конкретно определить, чего хотим (учесть, что желания могут быть сбыточными (реальными) и несбыточными (мечтами)
  2. Составить план последовательных шагов.
  3. Проявить упорство в достижении цели, и не отвлекаться на второстепенное.

6 ПРАВИЛ ЖИЗНИ:

1. Право Зеркала. Окружающие меня люди - мои зеркала. Они отражают аспекты моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, Я сам в душе готов нахамить. Так что обижаться не на кого.

2. Право Выбора. Я понимаю и осознаю, что всё происходящее в моей жизни - есть результат моего собственного выбора, исходя из моих чувств и ощущений. Так что не к кому предъявить претензии. Автор своей судьбы – Я сам.

3. Право Ответственности. Я готов взять ответственность за свой выбор и отказаться от любых самооправданий - они бесполезны.

4.Право Погрешности. Я осознаю погрешность своих мнений и суждений. Привязанность к чувству собственной правоты рано или поздно приводит к личной катастрофе. Кто свято верит в свой образ мира, тот не видит реальный мир.

5. Право Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, не больше, не меньше, касается ли это отношений, должности или денег. Так что все мои претензии бессмысленны. За то, когда Я меняю отношение к происходящему - меняются и обстоятельства.

6. Право Присутствия - "Здесь и сейчас". Прошлого нет, потому что его уже нет. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока Я жив - Я бессмертен. Есть повод порадоваться.

Кодекс успешного поведения в конфликте

В основе конфликта лежат противоречия между интересами субъектов. Устранение этих противоречий является наиболее результативным путем разрешения конфликта.

Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:

* устранение объекта конфликта;

* раздел объекта конфликта между сторонами;

* установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

* компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

* перенос отношений сторон в другую плоскость, выявление у них общего интереса.

типичные ошибки конфликтующего человека:

1. Отстаивает свою точку зрения, а не думает, как решить проблему.

2. Не способен изменить тактику, переключиться на другое.

3. Нетерпим к чужому мнению, не может пойти на компромисс.

4. Мыслит стереотипно, по старому.

5. Отвлекается от основной цели на другие, уходит в сторону от главной проблемы.

6. Видит только один путь решения, а не варианты.

7. Излишне критикует, нагнетает страх и т.п.

8. Не может сделать работу над ошибками

Помните, что нельзя:

1. Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему отрицательные намерения.

3. Демонстрировать своё превосходство.

4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.

5. Игнорировать интересы партнера.

6. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.

7. Преувеличивать свои заслуги.

8. Раздражаться, кричать, нападать.

9. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.

10. Обрушивать на партнера множество претензий.

Кодекс поведения в конфликте

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним будет трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не бросаются друг на друга. Хороший прием - представить, что вокруг вас есть оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе.

2. Попросите его спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.

3. Не давайте отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Ты меня обманываешь», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым(ой)». Не говорите: «Ты грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен(а) тем, как вы со мной разговариваете».

4. Попросите сформулировать желаемый результат и проблему. Проблема — это то, что надо решать. Неприязненное отношение к партнеру могут вызвать у вас нежелание решать проблему. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

5. Предложите партнеру высказать свои варианты решения проблемы. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом варианте, а создавайте несколько. Потом выберете лучший.

6. Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте достоинства и не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Ты уже дважды не выполнил свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек, обманщик».

7. Держитесь в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или наоборот, стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает от агрессии, помогает обоим.

8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Это может несколько обезоружить партнера и пробудить у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

9. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоции блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать.

10. Не говорите об эмоциональном состоянии партнера: «А чего ты нервничаешь, чего злишься?». Подобные слова только усиливают развитие конфликта.

11. Говорите уважительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...