РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННОГО РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ
материал по теме

Соколова Юлия Сергеевна

Социально - педагогическая запущенность есть состояние личности ребёнка , которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности , общения , самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе " Я ".Другими словами, Это длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребёнка , связанное с недостаточным , противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды ( внешние обстоятельства ) и преломляющимся через внутренние условия .

Предлагаем специальную программу , цель которой - устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения , реконструкция полноценных контактов ребёнка со сверстниками ,гармонизация образа " Я ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННОГО     РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Учителю начальных классов необходимо учитывать, что социально и педагогически запущенные дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном отношении и искреннем желании можно помочь добиться результатов в работе с такими детьми. Прежде всего, их нельзя воспринимать как злоумышленников, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Если педагогический процесс будет оставаться негуманным по отношению к ребенку, не помогут и специальные коррекционные программы. Поэтому рекомендуем обратить особое внимание на отношение к детям, характер контактов с ними, способы оценки их личности и деятельности. Желательно предоставлять таким детям возможность бывать в различных выигрышных для них ролях, позициях и условиях, создавать ситуации, в которых у ребенка возникает желание изменить свое поведение и отношение к миру. Запущенному ребенку в силу его негативного социального опыта трудно переносить морализирование или прямое жестокое воздействие. Гораздо эффективнее изменить свое отношение к ученику и влиять на отношение к нему одноклассников и родителей, предоставить ребенку право самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций. Хорошо помогают приемы косвенного влияния: личностной перспективы, завтрашней радости, авансирования доверия и т. д.

Групповая поддержка, возможность действовать вместе с другими вызывают у запущенного, гиперобособленного ребенка чувство психологической защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное. Лишь ребенок, принятый родителями, учителем и сверстниками, имеющий их поддержку, способен на полное самораскрытие и самовыражение.

Однако для интенсивного развития ребенка как субъекта общения можно создавать и специально организованные условия.

Предлагаем специальную программу, цель которой устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Задачи программы:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5- Формирование адекватной самооценки у детей-

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ЭТАП РАБОТЫ — ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

1-е занятие

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе со взрослым, который предложил всем участникам назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Взрослый предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину- Имена друзей, названия животных, выбранные детьми, глубоко символичны.

В диагностическом смысле выбор не своего имени признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя так, а не иначе. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства взрослый предлагает игру «Жучок». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, 1 выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют с увлечением, сами выбирают водящего одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа активна, и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

2-е занятие

Если группа активна, то можно продолжить спонтанные игры.

В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Взрослый находится в комнате с детьми, но не вмешивается в их игры.

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые, настольные игры.

3-е занятие

«Жмурки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

  • Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас,

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

«Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

  1. Гимнастика

«Семейный портрет»

Цель: игра служит социометрии семье, опирается на групповое взаимоотношение. детской игровой группы, также отражает сложившиеся отношения в собственной

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

«Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза улыбаются.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист («баран»),

5) «козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается. Об этом свидетельствуют три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это направленные игры, содержание;

осознаваемых навыков и действий целенаправленно задается ведущим. Тем не менее, необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется свободным'' временем. Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

На I — ориентировочном этапе акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пресечения привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что групповая 1 структура сложилась. Во-первых, водящие чувствуют направленную на них агрессию; во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы. В-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Когда сложилась групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II ЭТАП — РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь в том случае, если ребенок удовлетворил свои потребности (неудовлетворенные потребности часто служат источниками неадекватного поведения). Чаще всего это потребности в безопасности и принятии-признании. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют специальные методические приемы, например прием «обратная связь». Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организованная обратная связь помогает сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это словесная интерпретация игровой обратной связи с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После подобных игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой нехороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в необитаемый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа — игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения целенаправленно осуществляется в групповых занятиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребенка, который уточняется постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, взрослый особенно внимательно относится к тому, чего ребенок не может сделать, что ему не удается или чего он не умеет.

4-е занятие

«Ассоциации»

Цель: воспитываются наблюдательность, воображение.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

«Страшные сказки»

Цель: развиваются смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

  1. Гимнастика
  1. Спортивная игра  «Турнир»

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развиваются смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо ;

попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская-      

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из  равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли, второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

«Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.                                    

«Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

5-е занятие

«Бип»

Затем взрослый предлагает детям игру «Паровозик».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.                

6-е занятие

«День рождения»

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница»

 Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг- Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

  1. Гимнастика

Детям показывают картинки с веселыми человечками, их движения надо повторить.

«Мальчик (девочка)-наоборот»

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

Свободное время (забавы за столом)

«Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

«С и л а ч и ». Играющие упираются локтями в стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.

Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

«Хоровод»

Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево.

7-е занятие

«Крепость»

Цель: дать детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры. Группа детей делится на 2 команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

  1. Гимнастика
  2. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход занятая. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Щит и меч»

Цель: выход агрессии, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры. Взрослый держит щит, дети бьют по нему мячами.

  1. Свободное время

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу, улыбаются.

8-е занятие

«Чунга-Чанга»

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры. Путешественник (взрослый) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее — бусы, а в волосах — перья. Они весело пританцовывают под музыку В.Шаинского «Чунга-Чангао вокруг путешественника и поют:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

  1. Гимнастика

1. Попугай.

2. Лебеди.

3. Тюлень на суше.

4. Тюлень в воде.

5. Мартышка.

6. Змея.

«Баба Яга»

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействовать друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2—3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2—3 сценки.)

  1. Спортивные игры

«Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний -кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

«Белые медведи о. Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки — это белые медведи. Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кончается.

«Расставить посты». Дети маршируют друг за другом под «Марш» Ф.Шуберта. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

«Хоровод»

Дети берутся за руки, встают в круг, улыбаются друг другу.

9-е занятие

«Узнай по голосу»

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.

«Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

  1. Гимнастика

1. Фокусник.

2. Силач с гирями.

3. Клоуны с гирями.

4. Змея.

5. Клоун и змея.

6. Воздушные акробаты.

7. Акробаты на батуте.

8. Клоун на батуте.

9. Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

«Два друга»

Цель: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т.Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться — стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится — румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?'»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал — согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

  1. Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

  1. Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Взрослый предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев;

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

— Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? — спросила

мама.

— Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын. — Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают плавные движения вправо, влево.

  1. III ЭТАП — ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ

Важное место в психокоррекционной работе занимает развитие навыков произвольности. Решается эта задача на III этапе.

На заключительном этапе проводится 3 последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, ко взрослому: закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.

10-е занятие

«Разведчики»

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную растор-моженность, негативизм.

Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

  1. Гимнастика

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

«Дружная семья»

Цель: развить эмоционально-выразительные движения рук, научить использовать жесты, отражает сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто — рисует, кто — вяжет и т- п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».

  1. Свободное время

Для эмоционального сближения и взаимодействия детям предлагают выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наш дружный класс».

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

11-е занятие

«Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры. Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

  1. Гимнастика

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»;

пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад-

Этюд «Встреча с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выразительные движения.

Ход этюда. Взрослый рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

«Кораблик»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Ход игры. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду».

При слове «Буря!» дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Один из детей, находящихся на кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

«Хоровод»

Дети берутся за руки, встают в круг, улыбаются друг другу.

12-е занятие

«В магазине зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память; упражнять в уверенности, умении подчиняться требованиям другого.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

  1. Гимнастика

1. Ледышки.

2. Ручейки.

3. Дождик.

4. Фонтанчик.

5. Холод, лед.

6. Жара, солнце.

  1. Этюд «Очень худой ребенок»

Цель: научить выражать страдание и печаль.

Ход этюда. Взрослый объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дому шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, болел!

И вот он лежит одинок-

Муравей повалил его с ног!

(Э. Мошковская) Психолог предлагает детям по очереди показать, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет гулять. Звучит песня З.Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) — Митя падает (приседает).

«Три характера»

 Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д.Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе со взрослым дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

  1. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

«Хоровод»

Взрослый говорит детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из к/ф «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

 Ты мой друг, и я твой друг,

 Самый добрый друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание на тему: «Педагогический такт родителей в общении с ребенком»

Цель и задачи:Актуализировать проблему воспитания в семье. Расширить знания родительского коллектива о педагогическом такте.Стимулировать полноценное общение родителей и детей. Привлечь  род...

Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС

В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...

«Электронная почта и страница в социальной сети «Вконтакте» -один из способов общения с родителями школьников»

В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу....

Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.

Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

Введение Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.Новые по...