Рабочая программа психолого-педагогической направленности по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций, способствующих преодолению дезадаптации и успешной социализации в обществе "Жизненные навыки"
рабочая программа
Аннотация. Пояснительная записка.. Приложения. Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_dlya_7-11_let.docx | 68.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального
обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Принято на заседании Методического совета ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Протокол от «___»__________20___года
№ ________
Согласовано:
Заместитель директора по воспитательной и реабилитационный работе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________ И.Д. Полежаева «___» ________ 20___года
Утверждаю:
Директор
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________Р.А. Ермаков
Приказ от
«___» _______ 20___года
№ _________
«Жизненные навыки»
рабочая программа
психолого-педагогической направленности
по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций, способствующих преодолению дезадаптации и успешной социализации в обществе
Возрастная категория: 7-11 лет
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Ответственный:
педагог-психолог
Старченко Светлана Сергеевна
Белгород 2022
Содержание
1. Пояснительная записка. Актуальность………………………………………….……..…3
2. Цели и задачи реализации программы…………………………………………………....5
3.Технология проведения занятий………………………………………………………....…6
4. Организационные условия……………………………………………………………….…8
5. Содержание программы……………………………………………………………………..9
6. Ожидаемые результаты реализации программы…………………….……………..….10
7. Методы и средства психологической диагностики…………………….……….…...….12
8. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий программы «Жизненные навыки» для воспитанников в возрасте от 7 до 11 лет….…13
9. Цикл коррекционно-развивающих занятий программы «Жизненные навыки» для воспитанников в возрасте от 7 до 11 лет……………………………………………………20
Приложение №1 Методика 1. Тест Е.А. Перелыгиной, И.С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности……………………………..….61
Приложение Методика 2. Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»…………………………………………………………………………….….….….63
Список справочной литературы…………………………………………………….……….64
Пояснительная записка к программе «Жизненные навыки»
Актуальность. В содержании современного образовательного процесса до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развитая в рамках образовательного процесса, так как традиционно считается, что место этим проблемам - в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Одной из причин осторожного отношения к самой идее систематических курсов воспитания является признание того очевидного факта, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.
Эмоциональный интеллект требует такого же заботливого отношения, как и интеллект рациональный, который развивают в ходе получения образования. Если нет серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка, — начинается недоразвитие, а затем и значительное отставание в этой области.
Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках — все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта. По данным американских исследователей (хотелось бы привести отечественные данные, но их нет) субъективно оцениваемая успешность человека в жизни зависит от образования и развития рационального интеллекта только на 20% , а от развития эмоционального — на 80% . В то же время, в рамках образовательных программ доля заданий, рассчитанных на эмоциональный интеллект, не превышает 20% , остальные задачи работают на развитие интеллекта рационального.
Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике. Рациональный интеллект равнодушен к этическим аспектам задачи, а эмоциональный интеллект — нет. Конечно, есть немало проницательных манипуляторов, использующих слабости, «играющих на чувствах» других людей. Однако их собственный эмоциональный мир далек от состояния покоя, самоуважение невысоко, а диалог с собой и миром не складывается. Поэтому обучение эмоциональному интеллекту, на наш взгляд, не может быть свободным от обсуждения этических вопросов. Человечность — основное достижение человечества — конкретное, а не размытое понятие. Оно предполагает уважительное отношение к собственной жизни и такое же отношение к жизни другого человека. В этом — залог обретения человеческой жизнью смысла. Поэтому, обучая детей логике чувств, разумно использовать единственную надежную систему аргументации в пользу человечности, а не жестокости и прагматизма, — их собственный опыт переживаний.
Тогда не нужно будет убеждать их, что агрессия, применяемая даже с благородными целями, ранит, делает больно тому, на кого она направлена. Тогда не нужно объяснять, как важно иметь ценности — они ведь переживают реальный опыт теплоты и радости, когда открывают свое сердце тому, что им нравится (ценности — коррелят того, что нравится).
Социальная и психолого-педагогическая целесообразность. Дети агрессивные, неуверенные в себе, напуганные, дети разводящихся родителей и больные, не похожие на других по комплекции или манере вести себя, наконец, дети других национальностей, — все они имеют множество проблем. К сожалению, даже у самого лучшего педагога не всегда хватает времени и сил, чтобы вовремя заметить эмоциональный дисбаланс того или иного ребёнка. Пока чего-то экстраординарного не замечено, дети остаются наедине со своими проблемами, которые часто непосильны для их душ.
Цели и задачи реализации программы
Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
• познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
• развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
• формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
• формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
• развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
• формировать умение работать в коллективе;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.
Технология проведения занятий
Для того, чтобы обеспечить пролонгированность программы, определенную последовательность и преемственность содержания занятия проводятся в форме групповых коррекционно-развивающих занятий. Педагогом-психологом в рамках учреждения создается психологически «безопасное место», где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение. На занятиях педагог-психолог дает возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего, учит детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя. Так же необходимо создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект, делать акцент на ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.
При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:
- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
- дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
- учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
- самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
- у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга;
- обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.
Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднят ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе.
Организационные условия
Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является проведение психологической диагностики, направленной на выявление социальной компетентности, уровня эмоционального интеллекта.
Формирующий этап предполагает реализацию основных мероприятий программы «Жизненные навыки».
Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы.
После завершения всех трёх этапов проводится итоговое обсуждение результатов работы с детьми, на котором даются рекомендации воспитателям по дальнейшему «формированию жизненных навыков».
Возраст детей: предлагаемый интегрированный курс по программе «Жизненные навыки» включает в себя тренинговый цикл, который предназначен для детей младшего школьного возраста. Вести её может педагог-психолог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 6 месяцев.
Количество занятий: 24 занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по февраль.
Длительность занятия: от 35 до 45 минут.
Форма реализации: групповые коррекционно-развивающие занятия.
Реализация программы базируется на основе следующих принципов:
- поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего;
- постепенности: участники с каждым занятием всё глубже осознают своё «Я», окружающих, а также принципы межличностной коммуникации;
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- ведущей деятельности, которая является механизмом формирования основных новообразований;
- учёта возрастных и индивидуальных особенностей участников при подаче материала и закреплении;
- эмоциональной вовлечённости участников (создание благоприятного психологического фона, стимулирование положительных эмоций);
- принцип личностной ориентации и безоценочного подхода.
Содержание программы
На протяжении занятий, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
1. Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
2. Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем, в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
3. Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
4. Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,— все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
Ожидаемые результаты реализации программы «Жизненные навыки»
Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность «жизненных навыков», включаемых в следующие три основных блока:
– самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
– морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:
• реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
• слушать и слышать собеседника;
• понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
• понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
• отстаивать собственные права, свою точку зрения;
• преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
• брать на себя ответственность;
• навыков сотрудничества;
• навыков саморегуляции;
• навыков ведения дискуссии.
Методы и средства психологической диагностики
Система оценивания: предварительная диагностика индивидуальных психологических особенностей воспитанников, наблюдение в ходе занятий, опросники (анкеты, тесты)
Диагностические методики:
1. Тест Е.А. Перелыгиной, И.С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности.
В данном тесте понятие «социальная компетентность» включает в себя: уметь вести и быть ведомым, уметь взаимодействовать с окружающими, уметь налаживать контакты, уметь выбирать приоритеты, уметь ставить перед собой цель, уметь планировать свою деятельность, уметь организовывать свободное время.
2. Проективная методика «Карта эмоциональных состояний».
Цель: выявление эмоционального фона развития воспитанников.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий программы «Жизненные навыки» для воспитанников в возрасте от 7 до 11 лет
Период: с 1 сентября по 28 февраля
Неделя по счёту | Название занятия | Содержание занятия | Необходимые материалы |
1. | Знакомство | Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий | Бумага, фломастеры или маркеры, ватман, булавки, мячик, цветные карандаши, свеча |
2. | Что такое чувства? | Дети знакомятся с темой, (чувства — это особая часть каждого человека); упражняются в умении осознавать собственные чувства | Мягкие игрушки — по числу детей в группе; плакат с изображением различных чувств, например, «Галерея эмоций» или вырезанные из детских журналов герои мультфильмов с эмоциональными лицами |
3. | Делимся чувствами | Делиться чувствами не только можно, но и нужно. Это помогает прояснять недоразумения и предотвращать конфликты между людьми | Одна большая мягкая игрушка для «обнимания» |
4. | Что мне нравится | Дети вспоминают, что им доставляет радость, что нравится делать в жизни | Стандартный набор для рисования |
5. | Ценности | Участники группы видят неповторимость личного времени каждого, знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем, ценностями и тем фактом, что жизнь наполнена чувствами. Обсуждая домашние проекты, дети обмениваются опытом, как можно привнести переживания «нравится» в будничные обязанности | Лист бумаги формата АЗ для каждого ребенка с заготовками циферблата. Фломастеры, карандаши или мелки |
6. | Что мне не нравится | Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что не нравится, обсуждают различия между чувством гнева и агрессивным поведением, осознают, что «гнев — это нормально», осваивают способы контроля за своим агрессивным поведением. Дети начинают учиться распознавать возникновение чувства гнева по телесным признакам, чувствовать степень собственной рассерженности и в зависимости от этого выбирать способы совладания с гневом | Рукотворный проект «Мешочек гнева» |
7. | О дружбе и о друзьях | Ребята начинают знакомиться с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе | Плакат с правилами группы, нарисованный на бумаге воздушный шар с корзиной; большой лист бумаги для совместного рисования (склеенные куски обоев или 3 листа ватмана); фломастеры; клубок ниток для игры «Паутинка»; магнитофон и кассета с тихой спокойной музыкой |
8. | Такие разные друзья | Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между тем, что значит 4 побыть одному» и «быть одиноким»; начинают понимать, что когда мы чувствуем себя одинокими, мы можем завести новых друзей (как это сделать — будет обсуждаться позднее) | Карандаши, фломастеры, пастель, мелки; лепестки ромашки разного цвета (6-7 цветов) из листов бумаги форматах А4; мяч или несколько мячей; 1-2 газетных листа |
9. | Способы знакомства | Обсуждаются разные способы знакомства, а также вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомиться. Ребята знакомятся с навыками: «Умение представлять себя при знакомстве», «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение принять отказ» | Видеомагнитофон и телевизор; мультфильм по сказке «Цветик-семицветик»; лепестки ромашки разного цвета из листов формата А4; веревочки длиной 1,5 м (в количестве вдвое меньшем, чем детей в группе) |
10. | Что мешает дружбе | Обсуждается вопрос: какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения, которые уже имеются в опыте каждого из ребят | Листы белой бумаги, небольшие конфеты; шляпа с листочками бумаги, на которых написаны имена всех участников группы |
11. | Просим прощения | С помощью ведущего обсуждается тема прощения. Просить прощения, если ты обидел кого-нибудь, или плохо себя вел — это нормально. Дети осваивают действия, нужные для того, чтобы извиниться. Делается вывод: человек может чувствовать себя неловко до того, как попросит прощения, но, когда он скажет, что сожалеет о случившемся, ему будет лучше | - |
12. | Помогаем сами и принимаем помощь | Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. Вместе с группой обсуждается возможность попрактиковаться в том, чтобы приносить пользу классу и всему школьному сообществу | Коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия; наборы цветных карандашей |
13. | Я – член команды | Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы | Бутылки, шерстяная нитка — 2,5 метра (по числу команд из 3-х человек), конфета в бумажной обертке, мел |
14. | Сила дружбы | Детям даётся возможность почувствовать преимущества дружбы | Наборы для рисования |
15. | Я и другой, не похожий на меня | На этом занятии создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, человека, который отличается от меня», и осознали свое отношение к отличающемуся человеку | Бумага для рисования; фломастеры, пастель, цветные карандаши; школьная доска и мел |
16. | Мы похожи | С помощью ведущего ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами своей группы. | Набор материалов для создания очередного фрагмента Покрывала Мира. |
17. | Могу и делаю | Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» — это не одно и то же | Лист ватмана, маркеры |
18. | Зачем нужна ответственность? | Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше | Текст сказки «Свет волшебной луны» |
19. | Я в ответе за свой выбор | Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор | Текст «История про Таню»; фломастеры, бумага, небольшие камешки для каждого ребенка в группе и камешек побольше для ведущего, несколько шоколадных медалей |
20. | Как мы сами изменили жизнь вокруг | Дать детям почувствовать, к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия; помочь осознать, что они сами сделали это благодаря своему ответственному отношению | Все для чаепития, торт и открытки с благодарностями от учителей и, если есть повод, от администрации школы, а также все «декорации» и «реквизит» предыдущих занятий (плакат «Три вида ответственности», график дежурств с фотографиями, камешек выбора) |
21. | Когда дразнят | Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования | Рассказ А. Раскина «Как папу обижали девочки»; ватман, фломастеры, мячик |
22. | Чтобы не обидеться | Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях | Ватман, фломастеры. |
23. | Мы – укротители гнева | Вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них | Чемоданчик, в котором лежат инструменты — наши помощники для укрощения гнева, обретения равновесия и спокойствия: красные полотенца по одному на пару участников; рисунки гнева; пустые надувные шарики; мешочки гнева — резиновые шарики, наполненные крупой (мы делали их во второй четверти в 1-м классе); мелки, красный маркер, бумага, краски, старые газеты, подушки, мягкие поролоновые палки-батаки; какие-нибудь сумки, портфельчики или мешочки — каждому участнику группы (для того чтобы из них сделать Чемоданчик /портфельчик, мешочек/ инструментов обретения равновесия); мороженое (стаканчики пломбира) и чайные ложечки — по количеству членов группы |
24. | Я - мир | На занятии подводятся итоги всего цикла занятий. Дети делятся своими мнениями, впечатлениями, рассказывают, что нового они получили для себя | Ватман, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры |
Приложение №1
Методика 1. Тест Е.А. Перелыгиной, И.С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности
В данном тесте понятие «социальная компетентность» включает в себя: уметь вести и быть ведомым, уметь взаимодействовать с окружающими, уметь налаживать контакты, уметь выбирать приоритеты, уметь ставить перед собой цель, уметь планировать свою деятельность, уметь организовывать свободное время.
Тест
1 уровень
1) Смог бы ты, работая в группе, взять на себя ответственность и быть старшим в ней?
а) ни в коем случае
б) да, я всегда хочу быть первым
в) да, если тебе оказывают доверие одногруппники
2) Когда ты отстаиваешь своё мнение, то:
а) можешь отказаться от него, если выслушаешь убедительные аргументы
б) остаёшься при своём мнении, какие бы аргументы ни выдвигались
в) изменишь своё мнение, если тебя будут принуждать
3) Умеешь ли ты ладить с людьми?
а) умею
б) не всегда получается
в) не умею ладить с людьми
4) Ты готовишь сообщение и решаешь прекратить это занятие, так как:
а) дело закончено и кажется отлично сделанным
б) ты более или менее доволен
в) тебе не всё удалось сделать, но, позвонил приятель и появились другие дела
2 уровень
1) Ты бы выбрал школу, в которой будешь учиться, потому что:
а) туда пошли учиться твои друзья
б) она недалеко от дома
в) там интересно учиться
2) Для того, чтобы ты успел сделать все необходимые дела:
а) нужно составить план и чётко ему следовать
б) не обязательно составлять план
в) не нужно ничего планировать
3) Легко ли ты вступаешь в контакт с незнакомыми людьми?
а) испытываю трудности при общении
б) легко могу познакомиться с кем-либо
в) вообще не вступаю в контакт с незнакомыми людьми
4) Какая пословица подходит к высказыванию, когда человек обязательно доводит начатое до конца?
а) сделал дело – гуляй смело
б) начал дело, о конце помышляй
в) делу время, потехе – час
3 уровень
1.В свободное время я обычно:
а) лежу на диване перед телевизором
б) бесцельно слоняюсь по улице
в) посещаю кружки по интересам
2. Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:
а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции
б) будешь посещать кружки и секции по настроению
в) не будешь, так как это отнимает много времени
3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях друг с другом:
а) Живут как кошка с собакой.
б) Живут душа в душу.
в) Все идет как по маслу.
4. «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.
-Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...
Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!
Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»
Как можно сказать про Диму:
а) Много слов, но мало дела.
б) Умелые руки не знают скуки.
в) Обещанного три года ждут.
Правильность каждого задания оценивается: I уровня сложности одним баллом, II уровня – двумя баллами, III уровня - тремя баллами. По результатам проверки подсчитывался суммарный балл. Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.
Уровни сформированности компетентности: испытуемый, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень, свыше 70 %; от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %; от 12 до 14 баллов – низкий уровень, до 50 %; от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.
Приложение №2
Методика 2. Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»
Цель: выявление эмоционального фона развития воспитанников.
Материалы: информационные карты на каждого учащегося, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2-3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2-3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
Список справочной литературы
1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У. Шайгерова Л А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001, с. 8-18.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. — М.: Прогресс, 1988.
3. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997.
4. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. — М.: МГУ,1984.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: «Союз», 2000.
6. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса, — М.: НМО «Творческая педагогика», 1993.
7. Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе / / Пер. с нем, — М.: Моск. Центр вальдорфской педагогики, 1992.
8. Крайг. Грэйс Психология развития. — СПб.: Питер, 2002.
9. Кувакин В. А. Твой ад и рай. Человечность и бесчеловечность человека. — М., 1997.
10. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К.Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1984.
11. Лэнгли А. Стоит ли полагаться на собственные чувства? // Педология: новый век, 2002, № 3 (12).
12. Науменко Г. М. Русские детские страшилки. — М.: Классика плюс, 1997.
13. Оклендер В. Окна в мир ребенка. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. // Пер. с франц. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
15. Павленко В. и др. Возрастные особенности системы социальных идентификаций и этнонационалъных представлений в Украине // «Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» / Под ред. М.Барретта, Т.Рязановой и М. Воловиковой.— М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2001.
16. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной иден-тичностей у детей и подростков / Под ред. Мартина Барретта, Т. Рязановой, М. Воловиковой. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2001.
17. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
18. Снайдер М. и др. Ребенок как личность. — М.: Смысл,1997.
19. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
20. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
22. Эриксон Э. Г. Детство и общество. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО
Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов
Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...