Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
проект
Введение
Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.
Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.
Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООО «Инфоурок»
РЕФЕРАТ
«Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых»
Подготовила: А.Р. Мухаметшина
Учитель начальных классов
ГКОУ УР «Школа 256»
Ижевск, 2023г.
Содержание
- Введение………………………………………………………………………….… 3
- Социализация личности…………………………………………………………… 4
- Нормативно- правовая база …………………………………………………..…... 6
- Социальное партнерство ………………………………………………………..…7
- Заключение ……………………………………………………………………….. 10
- Список литературы ………………………………………………………………...11
Введение
Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.
Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.
Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.
Социализация личности ребенка – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества. В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы учреждений дополнительного образования, которая помогает решать образовательные и воспитательные задачи.
Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его качества. Об этом свидетельствует обозначенная в Концепции функция дополнительного образования, которое должно превратиться в «подлинный системный интегратор открытого вариативного образования», обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства, и превратить жизненное пространство школьников в мотивирующее пространство, определяющее их самоактуализацию и самореализацию. Построение открытого вариативного образования требует интеграции программ, структур, организаций, взаимодействия субъектов образования на добровольных и взаимовыгодных условиях, то есть на принципах социального партнерства и партнерских отношений. Социальное партнерство как особый тип совместной деятельности является условием решения большинства задач, поставленных в Концепции. Главные из них:
1) миссия дополнительного образования,
2) механизм запуска инновационных процессов,
3) специфика управления в системе ДО.
Социальное партнерство – механизм и основной ресурс реализации Концепции развития дополнительного образования
Идея социального партнерства в сфере дополнительного образования в основном реализуется в аспекте взаимодействия учреждений с семьями детей.
Концепция же рассматривает в качестве важнейшей задачи образовательной политики государства в сфере дополнительного образования «организацию всестороннего партнерства». Решение этой государственной задачи потребует от учреждений общего и дополнительного образования разработки новых программ развития, направленных на установление контактов вне «официальных» практик и институтов образования. Главная роль в организации устойчивых связей образовательного учреждения с микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни будет принадлежать социальному партнерству.
Какие компетенции необходимы разработчикам организации партнерских отношений:
1) владение элементарными знаниями о теории социального партнерства,
2) оперирование методикой проектирования социального партнерства,
3) осознанный выбор существующих моделей партнерства для решения управленческих задач.
Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из социологии и экономики, обозначая добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.
Нормативно-правовая база
− Конституция Российской Федерации рассматривает «как согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования», а также принципы социального партнерства, основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114)
− Трудовой кодекс Российской Федерации в разделе «Социальное партнерство в сфере труда» (II, ст. 23-55) определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.
Социальное партнерство предстает принципиально новым типом общественных отношений. Фактически это новый тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной выгоды и взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Социальное партнерство в системе образовании следует понимать, как:
− партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
− партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
− партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Принципы социального партнерства: целостность, равенство сторон, приоритетность диалога во взаимодействии, добровольность, обязательность исполнения договоренностей; разделение ответственности;
Функции социального партнерства: организационная, стимулирующая, ресурсная, согласующая;
К основным субъектам образовательного партнерства относятся: попечительский совет, педагогический совет, директор и администрация, педагоги, родители, методические объединения, обучающиеся.
Методика проектирования системы социального партнерства
Открытость образовательного учреждения выражается в построении, прежде всего, системы социального партнерства: кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Эти связи качественно отличают его от других форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства.
Его основная идея - взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии
Алгоритм построения социального партнерства
В процессе создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности.
Первый этап – подготовительный. Основная цель подготовительного этапа – определение круга задач, которые необходимо решать коллективу. Для этого рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
− Что следует понимать под системой социального партнерства?
− Какие проблемы организации можно решить через развитие системы социального партнерства?
− Кто может стать основным партнером?
− Что образовательная организация может дать своим реальным и потенциальным партнерам?
Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения к выполнению сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
Результат первого этапа:
− нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;
− база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;
− база данных существующих образовательных программ.
Второй этап – организационный. Целью данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами:
− подготавливаются договора о сотрудничестве;
− отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров;
− создаются элементы будущей системы социального партнерства;
− определяются формы партнерства, формируется круг социальных партнеров (модель партнерства: участники социального диалога - государство, местное самоуправление, коммерческий сектор, некоммерческий сектор, предприятия и учреждения других ведомств, родители). Установление контактов проходит не всегда успешно как по объективным, так и по субъективным причинам: отсутствие взаимных интересов, неумение их найти, отсутствие коммуникативных навыков, неумение правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Требуется тщательная подготовка к каждому визиту к социальному партнеру.
Третий этап – системообразующий. Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства, устойчивое и постоянное взаимодействие с партнерами, поддержка контактов становится функциональной обязанностью участников. На этом этапе взаимодействие образовательной организации со всеми заинтересованными сторонами должно выйти на технологический уровень.
В руках администрации учреждений дополнительного образования механизм организации социального партнерства станет действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения открытой модели образовательной деятельности Главная цель такого управления – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Сетевые модели социального партнерства
Задача создания различных моделей взаимодействия социальных партнеров решается вовлечением в образовательную сферу различных сегментов общественного устройства: организаций разной ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм.
Наиболее эффективными в существующей практике организации социального партнерства зарекомендовали себя сетевые формы: кластерная модель социального партнерства и модель сетевого взаимодействия, цель которых создать действенный механизм внедрения ведущих идей современного образования. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.
Рассмотрим стратегии сетевой формы взаимодействия, получившие свои названия в соответствии со своими целями и структурой.
Первая – «Вертикаль» – это образовательные центры и социокультурные комплексы, созданные как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов. Фактически, это иерархическая модель с опорной (базовой) организацией (школой), а также формирование образовательных центров на базе более сильной организации и клиентских отношений с сетью иных учреждений – ниже ступенью или менее оснащенных. Конкретное правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных центров и социокультурных комплексов может быть различным.
Вторая – «Горизонталь» – это ассоциация образовательных и иных организаций социально культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица.
Третья – «Синтез» – объединение учреждений образования с учреждениями другого уровня образования и ведомственной принадлежности – дошкольного, начального и среднего общего и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения.
Заключение
В заключение следует сказать, что для успешной организации всестороннего партнерства необходимы усилия не только образовательных организаций общего и дополнительного образования. Успешности решения поставленной задачи должны содействовать такие стратегические компоненты, как:
− продуманная муниципальная политика в сфере взаимодействия образовательных организаций и социальных партнёров;
− высокая степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
− наличие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также база разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров;
− реализация системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами.
Создание системы социального партнерства – это не простое взаимодействие, где главная цель – взаимная выгода партнеров. В нем есть третья – главная составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство: развитие гражданского общества и улучшение качества жизни.
Список литературы
1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.
2. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002) 4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников - 2011. - .№5.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].--2-е изд., перераб. -- М. : Просвещение, 2010. -- 204 с.
4. Буйлова Л.,Клёнова Н. методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей// Народное образование.-2004.-№2.-С97-103.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
6. Кленова Н., Буйлова Л., Шибеко Н. Как разработать программу развития учреждения дополнительного образования детей.// Народное образование.-2001.-№5.-С69-175.
7. Куприянов Б.В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. -- 2005. -- № 12. -- С. 25--26.
8. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/Образование и наука.-2006.-№2.-С48-55.
9. Куприянов Б. В. Человек - деятельность - общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт).-- 2006. -- № 4. -- С. 13--15.
10. Липский И.А. Социальная педагоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности
Программа разработана на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством о...
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...