ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1 класс)
В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_detey_i_vzroslogo_v_razvitii_sotsialnogo_intellekta.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет.
Ключевые слова: совместная деятельность, социальный интеллект, младший школьный возраст.
Практика совместной деятельности, реализуемая путем общения и активного взаимодействия школьника со взрослыми, является главным средством не только психосоциального, но и общего когнитивного развития его личности.
Совместная деятельность создает предпосылки для формирования позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления, свойственного школьникам, эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей. Совместная деятельность, по утверждению А.В. Запорожца, развивает у детей способность сочувствовать другим людям, дает первый опыт переживания чужих нужд и потребностей как своих собственных.
В трудах российских педагогов и детских психологов совместная деятельность детей младшего школьного возраста традиционно рассматривается как ведущий инструмент развития детских взаимоотношений. Она традиционно выступает в качестве необходимого условия совершенствования их социально-поведенческих проявлений и адаптации к социальным отношениям. В педагогической теории и образовательной практике как совместную, обычно рассматривают деятельность, направленную на создание разными людьми общего, единого продукта. При этом, совместную деятельность можно рассматривать не только как деятельность, предполагающую непосредственное объединение усилий детей для решения какой-либо единой задачи, но даже выполнение ими индивидуальной работы в присутствии других.
Совместная деятельность детей младшего школьного возраста может осуществляться как минимум в двух вариантах. Во-первых, это совместная деятельность ребенка со взрослым. Именно такой вариант педагогического взаимодействия рассматривала в своих исследованиях М. Монтессори, подчеркивая важность специфики сотрудничества взрослого и ребенка.
Виды и формы этого взаимодействия хорошо расклассифицированы и описаны в трудах многих исследователей, работавших в области социальной и педагогической психологии, педагогики, таких, как Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Ф. Д. Горбов, А. И. Донцов, А. В. Журавлев, С. А. Козлова, и многих других. Совместная деятельность детей и взрослого привлекала внимание исследователей не сама по себе, ее традиционно рассматривали как средство развития личности ребенка.
В качестве общей цели совместной деятельности со взрослым рассматривается идеально представляемый общий результат, достичь которого стремится групповой субъект деятельности, в нашем случае группа детей младшего школьного возраста и педагог. Не менее важным компонентом психологической структуры совместной деятельности детей и взрослого является общий мотив, побуждающий к участию в совместной деятельности. При выполнении текущих задач совместной деятельности рождаются совместные действия и продукт. В общую структуру совместной деятельности входит и общий педагогический результат, к которому приходят в итоге участники.
В педагогическом плане особенно важно то, что в процессе совместной деятельности детей и взрослого развивается просоциальное поведение детей, интенсифицируются их коммуникации, активизирующие межличностные отношения, возникающие между её участниками на основе предметно заданных функциональноролевых взаимодействий. Представленные коммуникации и межличностные контакты принципиально важны, поскольку именно они несут основной педагогический заряд, а потому имеют самостоятельную ценность для решения педагогических задач по позитивной социализации личности ребенка, развитию его социального интеллекта. Функционально-ролевое взаимодействие обусловлено предметным содержанием и формами организации совместной деятельности детей и взрослого. В результате, возникающие межличностные контакты детей и взрослого оказывают существенное влияние, как на процесс, так и на результаты совместной деятельности.
Для понимания воспитательного воздействия механизмов совместной или коллективной деятельности детей и взрослого необходима классификации ее возможных вариантов – форм организации. Это позволит избавиться от плохо структурированных описаний отдельных методических заданий и даст возможность последовательно разрабатывать педагогические аспекты проблемы позитивной социализации детей младшего школьного возраста в процессе организации совместной деятельности школьников и учителя.
Таким образом, совместная деятельность со взрослым позволяет ребенку сформировать первичные позитивные эталоны для адекватных социально-поведенческих реакций, создает предпосылки для формирования позитивной социализации, основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, преодоления свойственного младшим школьникам эгоцентризма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности
Работа по самообразованию. Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....
"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования
quot;Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...