Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения
статья по теме

Самойлова Светлана Вячеславовна

Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия yчитeля нa eгo yчeбнyю дeятeльнocть, чтo вeдeт oбычнo к cнижeнию cyбъeктнoй aктивнocти рeбeнкa и в кoнeчнoм итoгe oтрицaтeльнo влияeт нe тoлькo нa рaзвитиe yчeбнoй мoтивaции, нo и нa дрyгиe cтoрoны личнocти млaдшeгo шкoльникa.Нecмoтря нa ycилeниe внимaния к изyчeнию прoцecca фoрмирoвaния yчeбнoй мoтивaции шкoльникoв, ряд eгo acпeктoв ocтaeтcя нeдocтaтoчнo изyчeнным, в чacтнocти, в oпрeдeлeнии пeдaгoгичecких ycлoвий, oбecпeчивaющих эффeктивнocть cтaнoвлeния yчeбнoй мoтивaции млaдших шкoльникoв в ycлoвиях бeзoтмeтoчнoгo oбyчeния.В этoй cвязи вoзникaeт прoтивoрeчиe мeждy пoтрeбнocтью oбecпeчить эффeктивнocть прoцecca cтaнoвлeния и рaзвития yчeбнoй мoтивaции млaдшeгo шкoльникa в ycлoвиях бeзoтмeтoчнoгo oбyчeния  и  нeдocтaтoчнoй рaзрaбoтaннocтью пeдaгoгичecких ycлoвий eгo oбecпeчeния в cлoжившeйcя прaктикe oбрaзoвaтeльных yчрeждeний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_usloviya_uchebnoy_motivacii.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования учебной мотивации  у младшего школьника в системе безотметочной системы обучения

Центральным звеном эффективности процесса формирования учебной мотивации младших школьников является комплекс педагогических условий, при систематической реализации которых удается повысить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников:

  1. Личностно-профессиональные условия (профессиональная готовность и подготовленность учителя начальных классов к целенаправленной и систематической работе по становлению и развитию учебно-познавательной мотивации школьников).
  2. Процессуальные условия (реализация принципа преемственности в процессе развития познавательного интереса дошкольника и учебной мотивации младшего школьника, реализация индивидуально-личностного подхода к обучению младших школьников).
  3. Организационно-методические условия (целенаправленная работа по формированию и сплочению коллектива учащиеся; значительное повышение мотивационного потенциала урока за счет обогащения мышления детей яркими чувствами, вызывающими личностное отношение к учебному материалу; методически грамотное использование подходов и способов к оцениванию младшего школьника; активизация творческих способностей учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач).

В основе данных групп педагогических условий лежат следующие ключевые вопросы:

- что оценивать   (т.е.  что  именно  подлежит оцениванию,  а что оценивать не следует);

- как оценивать (т.е.  какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

 - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

 - что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Г.В. Репкина подчеркивает, что оцениванию должны подлежать не только  знания, умения и навыки учащегося. Оценка  творчества и инициативы  во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо,  как и  оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено знаниям, умениям, навыкам и лишь 10%  -  творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам".

Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена  и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки,  публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные  проявления ребенка: умные вопросы,  самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной  "Тетради  наших  догадок, вопросов и открытий").

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества  ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Работая в рамках безотметочного обучения Н.М. Кушнир  отмечает, что учитель при оценивании знаний  и навыковых достижений  ученика не должен употреблять "заменителей" отметочной системы: "звездочек", "зайчиков", "черепашек" и  т.п.  При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Такой способ оценивания будет способствовать повышению учебной мотивации. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется  результат  выполненной  работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых  отмечаются  уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания  являются  личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не  должен делать их предметом сравнения - недопустимо,  например,  вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя,  ни со стороны родителей.

Особенность процедуры  оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для  оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный  критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).

Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В  таком случае ребенок будет учиться  видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок сам  выбирает  ту часть работы,  которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки,  сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать.  В  обучении должны использоваться особые  задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.  Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать  динамику повышения учебной мотивации относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные  оценки  (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).

 В.А. Кулько подчеркивает, что оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный,  самый грамотный и т.п.) является для многих детей  мощным стимулом для учебных усилий.  Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей,  поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.

Современная школа пытается сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, по мнению отечественных учёных, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, во-вторых, более эффективно формировать знания, умения и навыки.

Самый выдающийся вклад в решение проблемы безотметочного обучения внес Ш.А.Амонашвили. Его эксперимент так и назывался: "Эксперимент по безотметочному обучению". Он разграничил понятия "оценка" и "отметка". Безотметочное обучение рассматривается с двух точек зрения:

  1. Безотметочное обучение - это обучение без каких бы то ни было отметок, т. е. отказ от отметки, как формы выражения оценки.
  2. Это обучение, в котором приоритетной становится самооценка, как результат оценочной деятельности ученика, а отметка играет роль относительного результата движения ребёнка по пути развития и усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Безотметочное обучение из частной задачи модернизации начальной школы должно превратиться в центральную и основную задачу, решение которой определит успех или неуспех модернизации образования на последующих этапах школьного обучения.

Прежде всего, необходимо определить принципы безотметочного обучения. На наш взгляд наиболее оптимальные принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

  1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т. д.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, работа по выработке критериев, оценка учащимися своей работы по созданным критериям, проверка учителем по тем же критериям работ учащихся и оценки учителя, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке, поиск ошибок - самоконтроль, коррекция найденных ошибок и их причин. Учитель может выдвинуть свои критерии и по ним оценить работу учащегося, учитывая критерии ребёнка.

  1. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться.

На  этом этапе работы учащиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребёнка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Приведение всех оценок к единой шкале.

А.С. Белкин  указывает, что уже в 1 классе ребёнок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначить критерий оценивания. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Одной из форм оценивания при  безотметочном обучении являются диагностические карты. Они выступают в качестве способа повышения  учебной мотивации младших школьников.

Диагностическая карта состоит из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме.

Диагностические карты используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения. Использование диагностических карт способствует эффективному обучению младших школьников.

Оценивание результатов обучения - это обязательный компонент процесса обучения. Учителю предлагается использовать разнообразные методы и формы организации оценивания знаний и повышения учебной мотивации учащихся.

При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок при контроле и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах:

  1. если все сделано правильно - 3 балла;
  2. если допущены незначительные ошибки -2 балла;
  3. если допущены значительные ошибки, но задание написано - 1 балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось - здесь работает принцип:- незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);
  4. если задание не выполнено, то есть ребенок к нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как нулевой балл не может быть использован ради соблюдения педагогической этики.

Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например, при решении задачи оценивается отдельно: умение делать чертеж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определенное количество баллов успешности.

Н. М. Кушнир предлагает свою систему оценивания. В  проводимом ею эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования  она использовала «волшебные» линеечки, символику, электронные приложения к учебникам математики и русского языка. Ею были сформулированы принципы, которыми пользовались при обучении детей оцениванию:

  1. Самооценка ребёнка должна быть первичной по отношению к учительской.
  2. Необходимо сразу оговаривать с детьми, что мы будем оценивать.
  3. Взрослый оценивает лишь то, что может быть им оценено. Например, правильность работы, аккуратность её выполнения.
  4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов - эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого - знакомить детей с мнением друг друга, уважая каждое, ничьё не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

Интересен опыт работы Г.К. Париновой  и Н.Ю. Гришиной, которые предлагают использовать в качестве способа оценки метод рейтингового контроля. По их мнению, рейтинг учащегося - это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки.

Они считают, что рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам. Рейтинговая система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний:  ориентируется на текущий контроль успеваемости;  даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;  позволяет дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов работы;  отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;  повышает объективность оценки знаний;  создаёт условия для здоровой состязательности, честной конкуренции среди учащихся.

По методике Г.К. Париновой и Н.Ю. Гришиной формирование учебной мотивации ребёнка идёт поэтапно:

Мотивационно - целевой этап, в ходе которого у ребёнка формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, устремлённость к успешной работе.

Организационный этап. На этом этапе надо организовывать обучение, учитывая индивидуальные способности детей, чтобы работа доставляла им удовольствие как в процессе, так и в результате выполнения учебных заданий.

Корректирующий этап. Здесь подводятся предварительные результаты и, с учётом этого, изменяется первоначальная учебная стратегия.

Результативный этап предполагает сравнение ожидаемой оценки с реальной, подведение итогов работы.

Представленный выше механизм оценки расширяет мотивационно - смысловую основу обучения, привлекает ребят к активной творческой работе, формирует успешность в учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество образования.

В Российских школах применяется метод  «разноуровневого контроля». Первая его составляющая - «Листы индивидуальных достижений». Уровни «высокий», «средний», «низкий» свелись к трёхбалльной системе оценок. Второй составляющей, по мнению педагогов, должна стать самооценка ученика. Свои продвижения в освоении знаний, умений, навыков ученик может зафиксировать в листах самооценки.

Оцениваться должна динамика учебной мотивации учащихся относительно их самих. Поэтому, при обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, тетради «Мои достижения в…», которые могут стать альтернативой существующему дневнику учащихся).

Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются дома и в классе особым образом. Можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес ему может быть «Место на оценку».

Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок, отраженная в «учебном портфолио» (портфеле ученика), где накапливаются не отметки за работу, а содержательная информация о них и даже сами работы.

Понятно, что, ликвидировав отметку - удобное средство манипулирования, надо заменить ее развернутыми содержательными рецензиями. Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности. Учитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблемы детского незнания. Незнание - это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, сомнение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения или беседа наедине - все это стимулирует, подбадривает ребят. Ребенку необходимо сопереживание учителя, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач. Оценка должна отражать оптимистическое отношение взрослого к ребенку. Младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет радоваться его успехам и огорчаться в случае неудачи.

Текущая оценка учебной мотивации. В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек (Т. Дембо, С. Рубинштейн), особенности применения которых подробно изучены и описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман и др.

«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который может быть расположен горизонтально  или вертикально.

Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа:

  1. Выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий).
  2. Самостоятельная работа.
  3. Сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном).
  4. Оценивание.

Для оценивания ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе  которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком, если не совпали, то учитель ничего не ставит .

Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Этот приём полезно освоить не только учителям начальной школы, но и учителям, работающим в 5 – 6 классах. Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также то, что он способствует формированию адекватной самооценки. Продвижение ребёнка в ходе изучения в ряде случаев полезно отмечать оценкой в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.

Особое внимание можно уделить формированию прогностической оценки, используя для этого знаки «+» - все знаю; «-»  - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель  спрашивает  у детей, все ли понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях  тетради знак «+», «-» или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа проверяется, сверяется с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Еще одним способом дифференцированного оценивания является «Светофор  + ». Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый  и красный, то есть, цвета светофора + четвертый цвет – белый.

 - Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

  - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками.  Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».

  - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему  следует заново изучить материал.   «Мне нужно еще раз все повторить».

 -  Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с  несколькими ошибками. С данным учеником организуется  индивидуальная работа по данной теме.  «Мне нужно позвать учителя на помощь».

Для организации работы по данной системе оценивания каждый ученик работает с сигнальными карточками всех четырех цветов. При выполнении какого-либо задания (решение уравнений, задач, заполнение пропусков и т.д.), сравнив его с образцом, ученики, показывают сигналом, как они выполнили задание. Учитель видит, как выполняют учащиеся задание, видит и общий результат.

Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивает, подает сигнал учителю не только внешне (сигнальной карточкой), но и на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою работу и это очень хорошо. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Другой способ оценивания - «Сосед по парте».

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу  в парах двумя способами:

1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты.

2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Текущие результаты, фиксирующие продвижение младших школьников в повышении учебной мотивации, в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребёнка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нём с помощью уже упоминавшихся линеечек, или, например, закрашивая определённую клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие данные по всем формируемым на данном этапе навыкам.

 К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

1) Целью новой системы является оценка продвижения ученика по линиям развития и его выход на определённый уровень образования в соответствии с принципом минимакса. В процессе изучения того или иного предмета фиксируется, во-первых, продвижение ученика по линиям развития личности, а во-вторых, продвижение ученика от уровня «мини» к уровню «макси» по каждой линии развития в соответствии с принципом минимакса.

Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).

Базовый уровень – требования программы, в рамках которой реализуется процесс обучения младшего школьника.

Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2 балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

Таким образом, по результатам оценивания к концу года  получается, во-первых, график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений учащегося), а во-вторых, рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития.

Одним из методов  оценивания младшим школьником повышения мотивации процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.

Таким образом, при безотметочной системе дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...

"Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"

Статья: «Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью» К осуществлению деятельности умственно отсталых школьников побуждают мотивы, связанные ...

Статья "Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников".

Международная научно-практическая конференция "Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации"14.11.2017г....

Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников

Аннотация:статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогическогоучебного сотрудничества младших школьников. В статьевыделены основные этапы технологии группового обучения.Автор делится опытом ра...