Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников
статья (3 класс)
Аннотация:
статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогического
учебного сотрудничества младших школьников. В статье
выделены основные этапы технологии группового обучения.
Автор делится опытом работы по созданию психолого-педагогических
условий учебного сотрудничества школьников.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, сотрудничество, групповая работа, учебная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психолого-педагогические условия | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия организации
учебного сотрудничества младших школьников
Цоцко О.М., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»
г. Каменск-Уральский
Россия
Аннотация:
статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогического
учебного сотрудничества младших школьников. В статье
выделены основные этапы технологии группового обучения.
Автор делится опытом работы по созданию психолого-педагогических
условий учебного сотрудничества школьников.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, сотрудничество, групповая работа, учебная деятельность.
В современное время, у большинства детей, возникает проблема в общении, в способности к взаимодействию и сотрудничеству. Следовательно дети, которые начинают обучение в школе, работают, не обращая внимания на партнера. Сегодня многие школьники ситуации сотрудничества воспринимают как стрессовые, напряженные, требующие серьезных преодолений и больших усилий. Уровень развития коммуникативной сферы у множества младших школьников не соответствует нормативному и возрастному.
Исходя из этого я поставила перед собой цель: организовать комфортные психолого - педагогические условия для развития и совершенствования партнёрства учеников начальных классов. Для организации учебного сотрудничества у школьников младшего возраста создание психолого-педагогических условий является актуальной первостепенной задачей в контексте реализации требований ФГОС НОО в части достижения планируемых результатов [2, с. 24]. Учебная деятельность для младших школьников становится ведущей. Следовательно данный период является благоприятным для начала формирования универсальных учебных действий. Именно они и обеспечивают успешность ученика в сознательной реализации учебной деятельности, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве. Воспитание человека, готового к жизни в условиях конкурентного, высокотехнологичного мира и раскрытие способностей и возможностей каждого обучающегося - это основная задача современного образования. Чтобы достичь успехов в дальнейшем младшему школьнику, важно научиться понимать других людей, быть активным в коммуникациях, продуктивно взаимодействовать в процессе общения. В начальной школе происходит развитие личностного потенциала для включения в коллективную совместную деятельность и эффективное взаимодействие, прежде всего в процессе получения новых знаний и умений.
Учебное сотрудничество выполняет пять основных функций: воспитательную, организационную, развивающую, коммуникативную и контрольно - оценочную.
Для нахождения результативных психолого-педагогических условий создания учебного сотрудничества обучающихся провожу диагностическую работу. Для изучения особенностей навыков учебного сотрудничества у школьников использую следующие методики:
1) изучение совместной деятельности и наблюдение за поведением учащихся на уроках;
2) методика «Рукавички» (автор – Г. Л. Цукерман) [3, с. 2].;
3) методика «Ковёр» (автор – Р. В. Овчарова).
Применяемые диагностики дают мне возможность изучить особенности навыков учебного сотрудничества у младших школьников. А так же создать актуальную образовательным задачам психолого-педагогическую среду в работе с классом.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, об уровне взаимодействия и сотрудничества учащихся. В процессе диагностики выявляются младшие школьники, которые не умеют слышать, слушать и понимать товарища. Обучающиеся испытывают трудности в построении плана и согласовании при выполнении совместной работы, затрудняются контролировать друг друга, не могут найти общее решение задачи, дискутировать, грамотно излагать свои мысли. Не помогают партнёру и не могут успешно сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. Исследовательскую и диагностическую работу провожу в первом классе.
Далее организую среди обучающихся последовательное изучение способов эффективного сотрудничества при помощи технологии группового обучения. Для этого я формирую поэтапный переход от индивидуальной работы второклассников за партой (или у доски) к работе в четверках. Состав таких групп может изменяться. Цель работы в этих группах - освоение каждым учеником умений, навыков и знаний в такой степени развития, которая соответствует его личностным качествам. А так же вовлечение обучающегося в атмосферу социализации, эффективного сотрудничества с одноклассниками. Развитие коммуникативных умений: высказывать своё мнение, уважать позицию собеседника, принимать совместное решение в общей деятельности, отслеживать действия партнёра, помогать и поддерживать в поиске необходимой информации. А так же регулятивных действий: составлять план своей работы соответственно поставленной цели и умение её достигать, сохранять основную задачу; адекватно принимать рекомендации и оценку педагога, друзей, одноклассников и родителей. Учебное взаимодействие в группах организую поэтапно.
1) Подготовительный этап. Данный этап используется для осуществления дружеского взаимодействия в парах постоянного и сменного состава. Цель этого этапа – внедрение в группы замкнутых и необщительных учащихся и налаживания отношений между детьми. Для сотрудничества в парах я разрабатываю такие задания, с которыми учащиеся не могут справиться самостоятельно. Для их выполнения рекомендую ученикам организовать пары (с соседом по парте) и они отлично справляются с заданием. После взаимодействия в стабильных парах провожу игру «Ручеек». Передвижение учащихся происходит следующим образом: дети первого варианта остаются на местах, а второго - перемещаются с одной парты на другую. Соответственно меняются и задания для учащихся.
2) Обучающий этап. На этом этапе учащиеся объединяются в группы для совместной работы. Детям предлагаю такие задания, которые трудно выполнить в парах. В планировании деятельности школьников использую следующие педагогические приёмы: формирование учителем проблемы; рефлексия работы; поиск причины затруднений в рабочем процессе ; изучение новых правил, приёмов работы для решения проблемы; выполнение заданий по учебному правилу. Аналогичный порядок действий можно использовать на следующих этапах выполнения работы в группах.
Объединение детей в группы провожу по дружеской симпатии и желанию. Можно несколько пар сформировать в одну группу по усмотрению учителя. При создании групп учащихся принимаю во внимание:
1) увлечения и предпочтения школьников;
2) в каждой группе должны быть мальчики и девочки;
3) в каждой группе вместе с любознательными находились и слабоуспевающие ученики;
4) в одной группе были активные и пассивные учащиеся;
5) задумчивые флегматики и сообразительные сангвиники также рассаживаются по группам одинаково.
Первое время в работе на уроке опираюсь на группу из способных и активных учащихся, которые ведут за собой класс. Они помогают учителю заинтересовать в учебном процессе других ребят в классе. Один из детей в группе выбирается командиром и становится помощником учителя.
При формировании групп стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей, поведение, темперамент, интеллектуальные способности.
Если объединять школьников только по их желанию, то в одну группу попадают учащиеся с разными способностями и знаниями. В таких группах слабые дети не могут проявить себя, реализовать личностные качества. У ребят пропадает желание работать в группе, портится настроение и могут возникать обиды. В дальнейшей работе можно менять состав групп и лидеров по необходимости. Так же следует учитывать, чтобы сильные и слабые ученики распределялись равномерно, тогда группы получатся равнозначные.
Для формирования дружеских и партнёрских отношений между школьниками в группах, предлагаю учащимся различные игры и задания. Создаю ситуации успеха, где учащиеся активно выполняют задания, работая в группах.
3) Этап отработки навыков сотрудничества в группе. На данном этапе организую атмосферу, при которой обучающиеся могут активизировать групповую работу для нахождения решения учебной задачи с помощью совместного труда. В совместном сотрудничестве у учащихся развиваются способности обсуждать свои действия и формировать общую цель работы. На этом этапе строить деятельность можно по предыдущему принципу: проблема, затруднение, рефлексия, новая форма работы. Предлагаю школьникам сделать такую работу, которую нельзя выполнить, не обсудив совместного действия. Сначала дети распределяют между собой обязанности, намечают план действий, а затем начинают работать. В конце урока учащиеся вместе с учителем проводят рефлексию. Дают оценку итогам работы в группах, делают выводы, о том, что перед началом работы важно обсудить совместные действия, обозначить функции и определить единую цель.
4) Этап коммуникационного обмена. Данный этап является конечным в системе групповой работы. В это время формирую групповое партнёрство по виду коммуникационного обмена для поиска решения определённой образовательной задачи. Такая организация групповой работы даёт возможность создавать субъектные отношения между учащимися, между школьниками и учителем; создает благоприятную среду для дискуссии; развивает личностные качества, повышают степень самооценки у обучающихся.
Следовательно учебная деятельность является главной при изучении содержания материала. Это основное условие в осуществлении учебного сотрудничества. В своей работе опираюсь на теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой четко изложена структура учебной деятельности: 1) учебная задача, 2) учебные действия, 3) действия контроля и самооценки [4, с. 178]. В течение урока младшие школьники контролируют и оценивают свои успехи и достижения при выполнении учебной задачи. В заключение урока проводится рефлексия обучающихся.
Особое внимание уделяю саморегулированию взаимодействия среди учащихся в группах. Для этого в обязательном порядке контролирую распределение ролей. Необходимо, чтобы все участники группы побывали в каждой из обозначенных ролей. Старший (капитан): участвует в назначении функций среди членов группы разными способами. Проверяет готовность учеников в группе, соблюдение правил коллективной работы; сообщает одноклассникам о времени, предоставленном для решения учебного задания.
Эксперт: даёт оценку проделанной работе, отслеживает объективность самооценки; сообщает о результатах капитану группы. Консультант: советует и рекомендует. Рядовой: осуществляет деятельность в соответствии с планом, внимательно, добросовестно; контролирует решение учебного задания; учитывает замечания капитана, советы эксперта, консультанта; отчитывается о выполнении задания; проявляет творчество, самостоятельность, и предлагает способы для создания успешной коллективной работы.
Основным фактором формирования учебного партнёрства в группах является предметно-пространственная среда. Групповая деятельность осуществляется при нестандартном расположении рабочих мест младших школьников в классе. Для коллективной работы парты следует расставлять таким образом, чтобы школьник мог видеть каждого члена группы. Сидел лицом к доске и имел доступ к учебным принадлежностям. Такой дизайн предметно-пространственной среды создаёт комфортные условия для совместной деятельности, развития сотрудничества, коллективного взаимодействия при выполнении учебной задачи.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что работа в группах повышает интерес у младших школьников к учебному процессу, увеличивает эффективность обучения, способствует формированию сотрудничества и коммуникативной компетентности, созданию комфортной психолого-педагогической среды. Развивает у учащихся культуру речи, общения, диалога и сотрудничества.
«Список использованных источников»
1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон [от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ] // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.03.2019).
2. Об утверждении и введение в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования науки России от 06.10.2009 № 373 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 23.03.2019).
3. Цукерман Г.А. Рукавички. Текст // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://voennogorod.russia-sad.ru/download/39744 (дата обращения: 23.03.2019).
4. Эльконин Д.Б. Детская психология // М., Академия, 2011. - 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"
Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...
Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...
Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»...
Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельн...
- Мне нравится (2)