РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ VIII ВИДА НА УРОКАХ ЛЕПКИ, РИСОВАНИЯ, РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
методическая разработка по теме

Проневская Елена Эдуардовна

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ VIII  ВИДА НА УРОКАХ ЛЕПКИ, РИСОВАНИЯ, РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Проневская Елена Эдуардовна (varvara333@gmail.com)

Кузьменко Вероника Васильевна(pedagog1b@gmail.com)

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 486 (ГБОУ СКОШ №486 ЦОУО ДО г. Москвы)

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.

Предмет лепка, рисование, ручное творчество предусмотрен учебным планом для обучающихся, имеющих сложный дефект. Наличие данного предмета в программе специальной (коррекционной) школы VIII  вида продиктовано необходимостью включения умственно отсталых учащихся в разнообразные виды доступной им деятельности.

Рисование акварелью, гуашью, пастельными мелками, цветными карандашами, работа с пластилином, глиной, бумагой, ватой, тканью, природным материалом обладает большими развивающими и коррекционно-развивающими возможностями. На уроках лепки, рисования, ручного творчества в младших, средних и старших классах учитель работает над развитием у школьников восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, обогащает и закрепляет представления о предметах и явлениях окружающего мира, развивает, а затем совершенствует тонкую моторику, зрительно-двигательную координацию, формирует умение трудиться в коллективе, воспитывает адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности одноклассников и т.д.

Общеизвестно, что успешность обучения детей зависит от разнообразия методов и приемов, используемых педагогом. Школьники с интеллектуальной недостаточностью представляют собой неоднородную группу по уровню психического и физического развития, собственному жизненному опыту, по возможностям овладения умениями и навыками, поэтому учителю специальной школы, кроме правильного выбора методов и приемов, необходимо продумать содержание, объем и степень сложности урока в соответствии с возможностями каждого учащегося. Все это необходимо для создания условий, которые дадут возможность умственно отсталым школьникам работать в доступном им темпе, проявить максимальную степень самостоятельности при выполнении различных заданий.

Уроки лепки, рисования, ручного творчества требуют соответствующего оснащения. В этом учебном году первоклассники работали с самоклеющейся цветной бумагой, пластилином, различными видами круп, учились закрашивать готовые контуры карандашами, фломастерами, красками (с помощью кисти, валиков, спонжей из поролона, губок и собственных пальчиков) на бумаге и деревянных заготовках. Педагог подготовил трафареты и шаблоны основных геометрических фигур, овощей, фруктов, цифр и букв, нарезал из цветной бумаги отдельные фрагменты будущих аппликаций. В третьем классе для изготовления творческих работ использовались гофрированная бумага, цветные салфетки, картон, фольга, ватные диски, природные материалы (шишки, каштаны, листья, тонкие ветки и т.п.), остатки обоев и др.

Предложенные учителями рабочие программы по данному предмету позволяют реализовывать каждую тему в течение двух-трех учебных часов. Так например, в первом классе, в марте месяце, дети раскрашивали деревянные заготовки яиц и украшали их пайетками. Эта работа проводилась в течение двух уроков.

На первом уроке педагог в доступной для умственно отсталых учащихся форме провел беседу о празднике Пасхе, демонстрируя слайды мультимедийной учебной презентации. Во второй части занятия школьники мягкой и широкой кистью грунтовали деревянные заготовки и наносили фоновую краску. На втором уроке промокательными движениями учащиеся по трафарету выполняли рисунок на заготовке. После чего с помощью учителя наклеивали пайетки различных цветов. В конце занятия в классе была организована выставка детских работ.

В 3 классе при выполнении аппликации «День Победы» (рис.2), на первом уроке учащиеся совместно с педагогом обводили шаблоны звезды, листьев, вырезали звезду. На этом же уроке из бумажных салфеток белого цвета вырезались круги, скрепленные степлером, их края закрашивались красным маркером. На следующем занятии третьеклассники с помощью учителя скручивали гофрированную бумагу (стебли цветов), выполняли различные операции - надрез круга, сборка лепестков в бутон (цветок гвоздики), фальцевали звезду. На третьем уроке по данной теме на листе цветного картона производилась сборка аппликации и обсуждались результаты готовой  работы.

В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

При составлении рабочей программы учитель 1 класса включил в нее такие темы как «Чайный сервиз», «Листопад»; «Груши»; «Корзина фруктов»; «Овощи с нашей грядки»; «Снежинки», «Зимний пейзаж», «Новый год» и др. Педагог третьего класса разнообразил рабочую программу «Осенний вечер», «Ворона Клара», «Летние фантазии», «Ветка яблони», «Осень в лесу», работа над которыми позволяла учителю повторять и закреплять учебный материал таких уроков как счет, устная речь, живой мир, чтение.

С творческими работами учащихся 1 и 3 класса, выполненными на уроках лепки, рисования, ручного творчества вы можете познакомиться в интернете на google.com, набрав в поисковике

https: // picasaweb. google.com / 115263466619809034331/CbWRwI и https://plus.google.com/photos/109973652645943093636/albums 

Учителя младших классов при проведении данных уроков используют различные игровые моменты, вводят в сюжет урока сказочных персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемым им видам деятельности.  Перед практической работой учащихся педагогом проводится вступительная беседа, которая включают в себя доступные для понимания умственно отсталыми школьниками стихотворения, потешки, загадки и др.

Желательно, чтобы у каждого учащегося было собственное творческое портфолио, в котором бы хранились работы ребенка. Так же на наш взгляд необходимо проведение выставок детских работ.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1.  Уроки лепки, рисования и ручного творчества позволяют решать образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи
  2.  При проведении данных уроков учителю необходимо реализовывать межпредметные связи.
  3.  При планировании уроков лепки, рисования и ручного творчества необходимо учитывать особенности развития учащихся конкретного класса и в дальнейшем осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
  4.  Тематика уроков должна быть значима и интересна для детей с особыми образовательными потребностями.
  5.  Для проведения уроков лепки, рисования и ручного творчества необходимо наличие определенной материально-технической базы.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л.А. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Ч.1. -М.; Просвещение, 2011.
  2. Кузнецова Л.А. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Ч.2. -М.; Просвещение, 2011.
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы.//Под ред. И.М. Бгажноковой .-М.; Владос, 2007.
  1. https://picasaweb.google.com/115263466619809034331/CbWRwI
  2. https://plus.google.com/photos/109973652645943093636/albums 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с уче...

Открытый урок по предмету : "Лепка, рисование, ручное творчество" (3 класс)

Открытый урок по предмету : "Лепка, рисование, ручное творчество" на тему: «Поздравительная открытка к 23 февраля»...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Предмет  «Изобразительное искусство» имеет исключительно  важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, н...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в ...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

В процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности в 1 классе решаются следующие задачи:·       Выявление изобразительных возможн...

ПРОЕКТ УРОКА «Лепка, рисование, ручное творчество».

Урок по предмету "Лепка, рисование , ручное творчество" в классе - комплекте для детей с УО и ТМНР "Бабочка моей мечты"...