Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа (4 класс) по теме
Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_-_s_zhivoy_mir.docx | 44.19 КБ |
4_-_s_lepka_risovanie.docx | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
Утверждена
решением педсовета
протокол № 1 от 29.08.2014 г.
председатель педсовета
______________ Т.В.Лесовая
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету ЖИВОЙ МИР
Класс 4 – специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Количество часов 68 часов в год, 2 часа в неделю
Учитель Кулиничева Ольга Ивановна
Программа разработана на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
Пояснительная записка
Модифицированная программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011»; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2007.
Программа ориентирована на учебник «Живой мир» для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, А.М. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2013г.
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.
Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.
Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.
Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:
1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения
2.Ознакомление с природой.
Темы подчинены принципу сезонности.
Предмет «Живой мир» решает следующие коррекционно – образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять описания;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения в начальной школе. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Ведущими методами обучения являются: беседа, рассказ, систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / уметь:
- называть (показывать) самостоятельно или с помощью учителя изученные объекты и явления;
- различать 3 - 4 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать с помощью учителя за комнатными растениями;
- различать (показывать) наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать самостоятельно или с помощью учителя диких и домашних животных, рыб;
- называть самостоятельно или с помощью учителя место, где живет зверь (дома – в лесу), подбирать пиктограмму «дом» - «лес» к картинке с животным;
- различать признаки времен года, выбирать соответствующую пиктограмму;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Содержание программы
Раздел 1. Сезонные изменения в природе – 20 часов.
Сезонные изменения в неживой природе 12ч
Повторение изученного материала 3 класса. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, вьюга, метель, оттепель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года – 12 часов.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав: медуница, ландыш.
Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года – 4 ч
Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении заморозков.
Раздел 2. Живая природа – 34 часа.
Растения – 14 часов.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,
травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2 – 3 названия); ягодные кустарники (2 – 3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Плоды и семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные – 12 часов.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун, сова. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Раздел 3. Неживая природа – 6 часов.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер.
Человек – 8 часов.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений, животных, человека;
- о простейших свойствах воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть;
- о разнообразии животного мира, образе жизни диких и домашних животных;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, темы | Кол-во часов | Дата | |
Раздел 1. Сезонные изменения в природе. | 28 ч | по плану | по факту | |
Сезонные изменения в неживой природе. Осень – 3 ч | ||||
1. | Время года: осень. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в осеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 03.09 | |
2. | Осенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. | 1 ч | 05.09 | |
3. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, дождь, заморозки, | 1 ч | 10.09 | |
Растения и животные в осеннее время года – 4 ч | ||||
4. | Растения сада и леса в осеннее время года. Увядание трав. | 1 ч | 12.09 | |
5. | Животные осенью. Насекомые в осенний период. | 1 ч | 17.09 | |
6. | Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. | 1 ч | 19.09 | |
7. | Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец. | 1 ч | 24.09 | |
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей осенью – 1 ч | ||||
8. | Занятия людей осенью. Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека при наступлении заморозков. | 1 ч | 26.09 | |
Раздел 2. Живая природа Растения – 14 часов. | 34 ч | |||
9. | Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. | 1 ч | 01.10 | |
10. | Экскурсия. Деревья в школьном саду. Узнавание. Названия. | 1 ч | 03.10 | |
11. | Части растений: корни. | 1 ч | 08.10 | |
12. | Части растений: стебли (ствол). | 1 ч | 10.10 | |
13. | Части растений: листья, ветки, почки. | 1 ч | 15.10 | |
14. | Части растений: цветы. | 1 ч | 17.10 | |
15. | Растения сада. Фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня). | 1 ч | 22.10 | |
16. | Ягодные кустарники (красная и черная смородина, крыжовник). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. | 1 ч | 24.10 | |
17. | Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. | 1 ч | 29.10 | |
18. | Плоды и семена. Лесной орех. | 1 ч | 31.10 | |
19. | Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные | 1 ч | 12.11 | |
20. | Грибы. Грибы съедобные и несъедобные грибы. | 1 ч | 14.11 | |
21-22. | Травы полезные и травы опасные. | 2 ч | 19.11-21.11 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Зима – 3 ч. | ||||
23. | Времена года: зима. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в зимнее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 26.11 | |
24 | Зимние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 28.11 | |
25. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: вьюга, метель, снегопад, холодный ветер. | 1 ч | 03.12 | |
Растения и животные в зимнее время года – 3 ч | ||||
26. | Растения зимой. Хвойные растения. | 1 ч | 05.12 | |
27. | Животные зимой. Приспособление диких животных к природным условиям. | 1 ч | 10.12 | |
28. | Зимующие птицы. Забота людей о птицах зимой. | 1 ч | 12.12 | |
Сезонные работы, труд людей зимой – 1 ч | ||||
29. | Занятия людей зимой. Забота людей о домашних животных. | 1 ч | 17.12 | |
Раздел 3. Неживая природа – 6 часов. | ||||
30. | Солнце в разные времена года. | 1 ч | 19.12 | |
31. | Восход и заход солнца. | 1 ч | 24.12 | |
32. | Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. | 1 ч | 26.12 | |
33. | Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. | 1 ч | 14.01 | |
34. | Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. | 1 ч | 16.01 | |
35. | Ветер. Направление ветра. | 1 ч | 21.01 | |
Раздел 2. Животные – 12 часов. | ||||
36. | Домашние и дикие животные. Различение. Среда обитания. | 1 ч | 23.01 | |
37. | Обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. | 1 ч | 28.01 | |
38. | Приспособление диких животных к природным условиям. | 1 ч | 30.01 | |
39. | Домашние животные: корова, свинья, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. | 1 ч | 04.02 | |
40. | Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья. | 1 ч | 06.02 | |
41. | Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: заяц – кролик. | 1 ч | 11.02 | |
42. | Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. | 1 ч | 13.02 | |
43. | Строение гнезд, забота о потомстве. | 1 ч | 18.02 | |
44. | Перелетные птицы: соловей, дрозд. | 1 ч | 20.02 | |
45. | Зимующие птицы: дятел, галки. | 1 ч | 25.02 | |
46. | Хищные птицы: ястреб, коршун, сова. | 1 ч | 27.02 | |
47. | Певчие птицы: соловей, жаворонок. | 1 ч | 04.03 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Весна – 3 ч | 3 ч | |||
48. | Времена года: весна. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 06.03 | |
49. | Весенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 11.03 | |
50. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: оттепель, ледоход. | 1 ч | 13.03 | |
Растения и животные в весеннее время года – 3 ч | ||||
51. | Растения весной. Цветение деревьев. Появление цветов и трав: подснежник, медуница, одуванчик. | 1 ч | 18.03 | |
52. | Животные весной. Появление насекомых. | 1 ч | 20.03 | |
53. | Возвращение перелетных птиц | 1 ч | 01.04 | |
Сезонные работы в саду, в огороде. Труд людей весной – 1 ч | ||||
54. | Занятия людей весной. Работа человека в саду, в огороде. | 1 ч | 03.04 | |
Раздел 2. Человек – 8 часов. | ||||
55. | Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. | 1 ч | 08.04 | |
56. | Температура тела человека. Градусник и его назначение. | 1 ч | 10.04 | |
57. | Профилактика простудных заболеваний. | 1 ч | 15.04 | |
58-59. | Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. | 2 ч | 17.04-22.04 | |
60. | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 ч | 24.04 | |
61 | Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. | 1 ч | 29.04 | |
62. | Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. | 1 ч | 01.05 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Лето – 3 ч | ||||
63. | Времена года: лето. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 06.05 | |
64. | Летние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 08.05 | |
65. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: жаркие дни, грозовые дожди, радуга, теплый ветер. | 1 ч | 13.05 | |
Растения и животные в летнее время года – 2 ч | ||||
66. | Ра Растения летом. Цветы, ягоды. | 1 ч | 15.05 | |
67. | Животные летом. | 1 ч | 20.05 | |
Сезонные работы в саду, в огороде. Труд людей летом – 1 ч | ||||
68. | Занятия людей летом. | 1 ч | 22.05 |
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Модифицированная программа | ||
1. | Раздел I. Сезонные изменения в природе. | 28 ч | |
2. | Сезонные изменения в неживой природе. | 12 ч | |
3. | Растения и животные в разное время года. | 12 ч | |
4. | Труд человека в разное время года. | 4 ч | |
5. | Раздел II: Живая природа. | 34 ч | |
6. | Растения. | 14 ч | |
7. | Животные. | 12 ч | |
8. | Человек. | 8 ч | |
9. | Раздел III: Неживая природа. | 6 ч | |
Всего: | 68 ч |
Материально-техническое обеспечение:
1.Календарь природы.
2.Предметные картинки.
3.Сюжетные картинки (для составления предложений).
4.Муляжи, мягкие игрушки.
5.Раздаточный материал по темам: «деревья», «кустарники», «цветы», «грибы», «дикие – домашние», «птицы», «рыбы», «насекомые».
6. Серия «Умные игры» - развивающая игра «Парные картинки».
7. Плакаты «Части тела человека», «Органы чувств».
8.СД - проигрыватель.
9. СД «Звуки природы».
10. Цветные карандаши.
11. «Чудесный мешочек» для тактильно-сенсорного обследования предметов.
Список литературы:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011г.
2.Программа «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
г.Краснодар
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Живой мир»
Класс 4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Учитель Кулиничева Ольга Ивановна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе модифицированной программы
учителем Кулиничевой О.И., утвержденной решением педсовета от 29.08.2014г., протокол №1.
Модифицированная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)_образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
Утверждена
решением педсовета
протокол № 1 от 29.08.2014 г
председатель педсовета
______________ Т.В.Лесовая
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Класс – 4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством
аутистического спектра
Учитель – Кулиничева Ольга Ивановна
Программа разработана на основепрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Занимательный труд / автор А.М. Щербакова. – М.: «Просвещение», 2011; программы «Трудовое обучение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: сб. программ под редакцией В.В. Воронковой.
ЭКСПЕРТЫ:
заместитель директора по УВР
высшая квалификационная категория __________________ А.А.Красилова
учитель трудового обучения
Iквалификационная категория ______________________ В.И. Бондаренко
учитель русского языка и чтения
I квалификационная категория _____________________ Н.Н. Мамрук
Пояснительная записка
Представленная модифицированная программа составлена на основепрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Занимательный труд / автор А.М. Щербакова. – М.: «Просвещение», 2011; программы «Трудовое обучение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: сб. программ под редакцией В.В. Воронковой; пособия: Колдина Д.Н.: Рисование с детьми 3-4. Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.; пособия: Колдина Д.Н.: Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Программа ориентирована на учебникЛ.А. Кузнецовой, Технология: Ручной труд: 1 класс: Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Изучаемый материал приведен в соответствии с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.
На данных занятиях учащиеся обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с нитками, проволокой, бумагой, природным материалом.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение учащимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.
Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.
Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе.
Приёмы и методы, применяемые на уроках: совместные действия (рука на руке), действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Предварительное рассматривание рисунков, картин, специально подобранных картинок, народных игрушек, обыгрывание предметов, подлежащих изображению. На уроках данного курса ведётся работа по речевому развитию. Усваиваются и уточняются значения слов, связи между зрительно воспринимаемым образом, свойствами и их словесными обозначениями, что должно приводить к образованию элементарных представлений о воспринятом.
В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:
- расширение социального опыта учащихся: знакомство с результатами трудовой деятельности человека и формирование знаний о труде и профессиях;
- знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места;
- закрепление умения работать с пластилином в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
- закрепление приемов работы с пластилином (разминание пластилина, соединение, отщипывание мелких кусков, раскатывание прямыми и круговыми движениями, расплющивание и размазывание его по поверхности).
- формирование представлений о природном материале как о поделочном и о его художественно-выразительных свойствах;
- обучение приемам соединения природного материала с поверхностью с помощью пластилина;
- обучение работе с ножницами (правильно держать, раскрывать и закрывать ножницы, направлять их режущие концы по линии разреза, ТБ при работе с ножницами);
- выявление наличия умения работать с ножницами;
- расширение знаний о бумаге как о поделочном материале: закрепление приема «разрывание бумаги по линии сгиба»;
- обучение приему «совмещение сторон с опорными точками»;
- формирование представлений о нитках: нитки в природе и в жизни человека; из чего делают нитки;
- обучение определению физических свойств ниток (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные);
- закрепление приемов работы с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание);
- закрепление приема «наматывание ниток на основу»;
- закрепление приемов декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
- обучение в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
- формирование умений рассматривать собственные и чужие работы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Названия материалов для выполнения поделок и их свойства;
- возможности использования изученных материалов;
- названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- уметь правильно держать ножницы;
- соблюдать ТБ при работе с ножницами;
- отрезать (по возможности) бумагу по линии;
- намазывать детали клеем;
- приклеивать детали на контур;
- приклеивать детали одну к другой;
- отрывать кусочки от пластилина, разминать, раскатывать, намазывать пластилин по линии и внутри контура;
- собирать объект из деталей по образцу с помощью учителя;
- правильно набирать краску на кисть, правильно промывать кисть;
- аккуратно закрашивать восковыми мелками и карандашами внутри контура.
- ориентироваться на плоскости листа бумаги самостоятельно или с помощью учителя.
- сопоставлять свою работу с образцом самостоятельно или с помощью учителя.
Содержание программы:
Раздел I. Работа с пластилином – 14 часов.
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в третьем классе.
Повторение темы «Человек и труд». «Урок труда». Правила работы на уроках труда.Правила обращения с пластилином, инструментами и другим оборудованием. Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним, полученные в 3 классе.Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями, сплющивания между ладонями.Закрепить навык приема размазывания пластилина по поверхности.
Закрепить навык делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.
Практические работы:
Обучение приемам разминания пластилина в руках и размазывания его по поверхности. Пластилинография «Божья коровка», «Ветка рябины»; аппликация из пластилина «Груша» с использованием сухого гороха, семечек.Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Изготовление поделок из столбиков «Радуга», «Пирамидка», «Домик и елочка».Лепка предметов шаровидной формы и овальной формы, сплющивание: «Яблоко», «Колобок», «Грибы».Вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Огурец», «Свекла», «Перец».Обучение делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Лепка игрушек (кукла-неваляшка, пирамидка, рыбка). Вытягивание краев формы кончиками пальцев «Лепка посуды». Лепка с добавлением природного материала «Кактус в горшочке». Лепка из пластилина много детальных фигурок (пластилиновый котик).Закрепление приемов раскатывания. Обучение соблюдению пропорциональных отношений в изделии и соединении их в единую композицию. Макет «Снегурочка в лесу».
Раздел II.Работа с природными материалами – 6 часов.
Экскурсия по школьному саду. Сбор листьев клена, березы, дуба.
Практические работы:
Картина из листьев. «Осенний лес».Аппликация из засушенных листьев «Бабочка».Игрушки из скорлупок грецких орехов и других материалов: кораблик, рыбка.Поделка из картофеля и моркови. «Веселый человечек».Поделка из шишки на ёлку «Шишка в снегу».«Заснеженное дерево» (поделка из манки).
Раздел III. Работа с проволокой – 5 часов.
Технические сведения.Название материала. Свойства проволоки: гибкая, сохраняет форму.
Приёмы работы. Накручивание пружинки на палец, карандаш, стержень. Выполнение комбинированных игрушек.
Практические работы:
Упражнения в сгибании проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо с выравниванием каждого слоя по предыдущему.Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение.Фигурки из проволоки «Улитка», «Солнышко».Накручивание пружинки на стержень. «Ракушка», «Цветок».Украшение из проволоки и фольги (звездочки).
Раздел IV. Работа с бумагой – 11 часов.
Технические сведения.Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Основные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, гладилка.
Приемы работы.Складывание листа бумаги: а) по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы, (сгибание бумаги по типу гармошки) ; б) разглаживание гладилкой от центра к краям; в) разрывание бумаги по намеченной учителем линии и в произвольном порядке; г) вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз.
Формирование правильной посадки при работе ножницами.
Практические работы:
Вырезание из бумаги кругов одинаковой величины. Аппликация «Бусы для елочки».Узор из кругов и треугольников «Платок для матрешки».Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам (ваза, елочка, листок).Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках».Аппликация «Светофор». Дидактическая игра «На переходе».Складывание и наклеивание фигур, состоящих из четырех частей. Аппликация «Улитка».Закрепление приема резания ножницами по прямым коротким линиям. Изготовление игрушки «Бумажный фонарик».Аппликация «Шишки на елке». Новогодняя открытка. Аппликация из заготовленных частей предмета «Собери портрет».
Раздел V. Работа с нитками - 9часов.
Технические сведения.Применение ниток. Свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; связываются, скручиваются, окрашены в разные цвета.
Приёмы работы. Сортировка и наматывание ниток, связывание ниток, завязывание бантиком, закрепление нити узлом, аппликация из ниток.
Практические работы:
Сортирование ниток по цвету. Завязывание и развязывание узлов.Изготовление игрушки из ниток путем наматывания «Помпон».Рисование нитками на картоне «Фрукты и овощи».Аппликация из ниток «Рыбки в реке».Поделка «Сердце из ниток» путем наматывания ниток на основу.Новогодняя поделка из ниток «Ажурная ёлка».Аппликация из ниток и бумаги «Веселая кукла».Поделка из ниток и проволоки «Бабочка».Работа с набором «Шьём сами».
Раздел VI. Рисование – 18 часов.
Закрепление умения правильно пользоваться кистью и карандашом (тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу). Закрепление цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), умение правильно подбирать их для изображения предметов. Формирование умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях.Рисование предметов простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону, или от руки). Раскрашивание кистью разной ширины, создание цветовых пятен с помощью руки.Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур и растительных форм.
Практические работы:
Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа по показу и инструкции учителя.Составление узора из геометрических фигур с опорой на образец. Самостоятельная работа.Рисование по трафарету и самостоятельно овощей и фруктов.Рисование по трафарету из геометрических фигур (овала и полуовала) грибов.Рисование по трафарету и соотнесение изображений с реальными предметами: «Посуда».Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половины самостоятельно или по опорным точкам.Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование красками с натуры веточки ели.Декоративное рисование – орнамент в квадрате; узор в круге, узор в полосе для косынки треугольной формы.Закрашивание готового узора с использованием 4 – 5 контрастных цветов. Обрисовывание ладони с последующим раскрашиванием и обыгрыванием. Обводка орнамента в полосе из растительных форм с самостоятельным закрашиванием.Рисование цветными карандашами «Угостим мышку сыром».Рисование кистью и пальчиками. Гуашь. «Виноград».Рисование гуашью. «Заяц на снегу».
Раздел VII. Работа с мозаикой.
Конструирование из декоративного материала – 4 часа.
Практические работы:
Аппликация из мозаики «Весенние цветы».Работа с мозаикой. «Создай свой узор».Композиция на манке из декоративных материалов по инструкции учителя. Композиция на манке «Чудесное лето». Коллективная работа.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
I. | Работа с пластилином – 14 часов. | |||
1. | Повторение. «Человек и труд». «Урок труда». | 1 ч | 01.09 | |
2. | Аппликация из пластилина «Божья коровка». | 1 ч | 05.09 | |
3. | Пластилинография. «Ветка рябины». | 1 ч | 08.09 | |
4. | Лепка предметов шаровидной и овальной формы: «Яблоко», «Колобок», «Огурец», «Сливы». | 1 ч | 12.09 | |
5. | Изготовление поделок из столбиков «Радуга», «Пирамидка». | 1 ч | 15.09 | |
6. | Скатывание пластилина столбиком (палочкой). «Домик и ёлочка». | 1 ч | 19.09 | |
7. | Вытягивание одного конца столбика: «Морковь», «Свекла», «Перец». | 1 ч | 22.09 | |
8. | Аппликация из пластилина «Груша» с использованием сухого гороха, семечек. | 1 ч | 26.09 | |
9. | Обучение делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Лепка игрушек (кукла-неваляшка, пирамидка, рыбка). | 1 ч | 29.09 | |
10. | Скатывание шарообразной формы, скатывание овальной формы, сплющивание. Лепка грибов. | 1 ч | 03.10 | |
11. | Вытягивание краев формы кончиками пальцев «Лепка посуды». | 1 ч | 06.10 | |
12. | Лепка с добавлением природного материала «Кактус в горшочке». | 1 ч | 10.10 | |
13. | Лепка из пластилина многодетальных фигурок (пластилиновый котик). | 1 ч | 13.10 | |
14. | Закрепление приемов раскатывания. Обучение соблюдению пропорциональных отношений в изделии и соединении их в единую композицию. Макет «Снегурочка в лесу». | 1 ч | 17.10 | |
II. | Работа с природными материалами – 6 часов. | |||
15. | Экскурсия в природу. Сбор листьев клена, березы, дуба. | 1 ч | 20.10 | |
16. | Картина из листьев. «Осенний лес». | 1 ч | 24.10 | |
17. | Игрушки из скорлупок грецких орехов и других материалов: кораблик, рыбка. | 1 ч | 27.10 | |
18. | Поделка из картофеля и моркови. «Веселый человечек». | 1 ч | 31.10 | |
19 | Поделка из шишки на ёлку «Шишка в снегу». | 1 ч | 10.11 | |
20. | «Заснеженное дерево» (поделка из манки). | 1 ч | 14.11 | |
Работа с проволокой – 5 часов. | 5 ч | |||
21. | Упражнения в сгибании проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо с выравниванием каждого слоя по предыдущему. | 1 ч | 17.11 | |
22. | Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение | 1 ч | 21.11 | |
23. | Фигурки из проволоки «Улитка», «Солнышко». | 1 ч | 24.11 | |
24. | Накручивание пружинки на стержень. «Ракушка», «Цветок». | 1 ч | 28.11 | |
25. | Украшение из проволоки и фольги (звездочки). | 1 ч | 01.12 | |
III. | Работа с бумагой – 11часов. | |||
26. | Вырезание из бумаги кругов одинаковой величины. Аппликация «Бусы для елочки». | 1 ч | 05.12 | |
27. | Узор из кругов и треугольников «Платок для матрешки». | 1 ч | 08.12 | |
28. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 ч | 12.12 | |
29. | Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». | 1 ч | 15.12 | |
30. | Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам (ваза, елочка, листок). | 1 ч | 19.12 | |
31. | Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках». | 1 ч | 22.12 | |
32. | Аппликация «Светофор». Дидактическая игра «На переходе». | 1 ч | 26.12 | |
33. | Складывание и наклеивание фигур, состоящих из четырех частей. Аппликация «Улитка». | 1 ч | 12.01 | |
34. | Закрепление приема резания ножницами по прямым коротким линиям. Изготовление игрушки «Бумажный фонарик». | 1 ч | 16.01 | |
35. | Аппликация «Шишки на елке». Новогодняя открытка. | 1 ч | 19.01 | |
36. | Аппликация из заготовленных частей предмета «Собери портрет». | 1 ч | 23.01 | |
IV. | Работа с нитками – 10 часов. | |||
37. | Свойства и особенности ниток. Сортирование ниток по цвету. Завязывание и развязывание узлов. | 1 ч | 26.01 | |
38. | Изготовление игрушки из ниток путем наматывания «Помпон». | 1 ч | 30.01 | |
39. | Рисование нитками на картоне «Фрукты и овощи». | 1 ч | 02.02 | |
40. | Аппликация из ниток «Рыбки в реке». | 1 ч | 06.02 | |
41. | Поделка «Сердце из ниток» путем наматывания ниток на основу. | 1 ч | 09.02 | |
42. | Новогодняя поделка из ниток «Ажурная ёлка». | 1 ч | 13.02 | |
43. | Аппликация из ниток и бумаги «Веселая кукла». | 1 ч | 16.02 | |
44. | Аппликация из ниток. | 1 ч | 20.02 | |
45. | Поделка из ниток и проволоки «Бабочка». | 1 ч | 23.02 | |
46. | Работа с набором «Шьем сами». | 1 ч | 27.02 | |
V. | Рисование –18 часов. | |||
47. | Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа по показу и инструкции учителя. | 1 ч | 02.03 | |
48. | Составление узора из геометрических фигур с опорой на образец. Самостоятельная работа. | 1 ч | 06.03 | |
49 | Рисование по трафарету и самостоятельно овощей. | 1 ч | 09.03 | |
50. | Рисование по трафарету и самостоятельно фруктов. | 1 ч | 13.03 | |
51. | Рисование по трафарету из геометрических фигур (овала и полуовала) грибов. | 1 ч | 16.03 | |
52. | Рисование по трафарету и соотнесение изображений с реальными предметами: «Посуда». | 1 ч | 20.03 | |
53. | Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половины самостоятельно или по опорным точкам. | 1 ч | 30.03 | |
54. | Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. | 1 ч | 03.04 | |
55. | Рисование красками с натуры веточки ели. | 1 ч | 06.04 | |
56. | Декоративное рисование – орнамент в квадрате. | 1 ч | 10.04 | |
57. | Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг - готовая форма). | 1 ч | 13.04 | |
58. | Декоративное рисование - узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник – готовая форма). | 1 ч | 17.04 | |
59. | Закрашивание готового узора с использованием 4 – 5 контрастных цветов. | 1 ч | 20.04 | |
60. | Обрисовывание ладони с последующим раскрашиванием и обыгрыванием. | 1 ч | 24.04 | |
61. | Обводка орнамента в полосе из растительных форм с самостоятельным закрашиванием. | 1 ч | 27.04 | |
62. | Рисование цветными карандашами «Угостим мышку сыром». | 1 ч | 01.05 | |
63. | Рисование кистью и пальчиками. Гуашь. «Виноград». | 1 ч | 04.05 | |
64. | Рисование гуашью. «Заяц на снегу». | 1 ч | 08.05 | |
VI. | Работа с мозаикой. Конструирование из декоративного материала – 4часа. | |||
65. | Аппликация из мозаики «Весенние цветы». | 1 ч | 11.05 | |
66. | Работа с мозаикой. «Создай свой узор». | 1 ч | 15.05 | |
67. | Композиция на манке из декоративных материалов по инструкции учителя. | 1 ч | 18.05 | |
68. | Композиция на манке «Чудесное лето». Коллективная работа. | 1 ч | 22.05 |
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Примерная программа | Модифицированная программа | ||
1. | Работа с пластилином. | 14 ч | |
2. | Работа с природными материалами. | 6 ч | |
3. | Работа с проволокой. | 5 ч | |
4. | Работа с бумагой. | 11 ч | |
5. | Работа с нитками. | 10 ч | |
5. | Рисование. | 18 ч | |
6. | Работа с мозаикой. Конструирование из декоративного материала. | 4 ч | |
Итого: | 68 ч |
Список литературы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой., Москва «Просвещение», 2011.
2.Программы «Трудовое обучение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: сб. программ под редакцией В.В. Воронковой. 3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
4.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Электронные ресурсы, методическая подборка с сайтов.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
г.Краснодар
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»
Класс 4 специальный для учащихся со сложным дефектом, расстройствами аутистического спектра
Учитель Кулиничева Ольга Ивановна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе модифицированной программы
учителем Кулиничевой О.И., утвержденной решением педсовета от 29.08.2014г., протокол №1.
Модифицированная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Занимательный труд / автор А.М. Щербакова. - М.: «Просвещение», 2011 г.; программы «Трудовое обучение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; сб. программ под ред. В.В. Воронковой. – М. «ВЛАДОС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистиче...
Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Отбор содержания произведён с учётом динамики индивидуального развития учащихся, на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...
модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...
рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа
Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...
модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Основные задачи программы: · развитие понимания речи;· формирование интереса к об...
Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Пояснительная записка Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...