Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Предмет  «Изобразительное искусство» имеет исключительно  важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» составлена на основании следующих документов:

1) Федерального закона Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 №273

2) Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант)

3) Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

4) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой

Пояснительная записка

Предмет  «Изобразительное искусство» имеет исключительно  важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Основными задачами обучения школьников с умственным недоразвитием изобразительному искусству являются:

воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.)

воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;

формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, про​порции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений ис​кусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

• рисование с натуры и по образцу (готовому изображе​нию), по памяти, по представлению и по воображению; ри​сование на заданные темы, декоративное рисование;

•​ лепка объёмного и плоскостного изображения (ба​рельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной ком​позиции;

•​ выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

•​ проведение беседы с учащимися о содер​жании рассматриваемой репродукции с картины художни​ка, книжной иллюстрации, картинки, произведения народ​ного творчества.

Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в ри​совании, и при составлении аппликации. Школьники учат​ся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.

При обучении рисованию с натуры целесообразно ис​пользовать метод сравнения. Сопоставление предметов по​зволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.

Чтобы научить школьников рассматривать предмет, вы​делять в нём конструктивно важные части, полезно исполь​зовать разборные игрушки. Разборка и сборка такой игруш​ки помогает ребятам понять её строение в целом, определить место каждой её составной части.

Для развития у детей умения анализировать, вычле​нять из совокупности признаков предмета самые важные для передачи сходства с натурой при её изображении реко​мендуется использовать приём совместного поэтапного изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем уча​щиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбо​мах) — так называемый «графический диктант». Этот при​ём можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске игрушку «Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал вот так...» и т. д.

Для формирования графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется сочетать работы в определённой последова​тельности, например: игра с разборной игрушкой — леп​ка — аппликация по представлению и по воображению.

Работа над аппликацией предлагается в разных вари​антах:

а) составление «подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на изо​бразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с по​мощью клея при создании целого изображения или компо​зиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимися).

В подготовительный период обучение детей с наруше​нием интеллекта осуществляется особым образом. Оно по своей форме близко к занятиям в детском саду. Главное отличие состоит в использовании нескольких видов работ в течение одного занятия. Это и упражнения игрового ха​рактера на развитие внимания, зрительной памяти и дру​гих познавательных процессов; это и обучение приёмам организации рабочего места, приёмам работы в лепке, ри​совании, при составлении аппликации; это и работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятель​ности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызвать у них инте​рес к работе, способствует лучшему усвоению учебного ма​териала.

Наряду с формированием у детей практических умений необходимо поработать над развитием у них цветовосприятия, помочь установить связи между свойствами предме​тов, сенсорными эталонами и т. д. Занимательная форма урока поможет учащимся лучше усвоить учебный материал.

Успех работы учителя зависит от тща​тельной отработки программного содержания подготови​тельного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.

В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей устанавливать пространственные и смыс​ловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с «подвижной» аппликаци​ей, с правильными и ошибочными изображениями, а так​же шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учи​тель заранее проставляет в тетради.

Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета, формы, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие объ​екты, как, например, дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер заданий постепенно усложняется и сочетания видов работ для совершенствова​ния графических образов объектов становятся более раз​нообразными.

Ведущими видами работы в развитии у учащихся умений воспринимать и изобра​жать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой являют​ся лепка — аппликация — рисунок в названной последо​вательности. В лепке ребёнок воссоздаёт объёмные части и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом от объёмного к плоскостному изображению — рисунку. С помощью лепки и аппликации ребёнок не только осознаёт наличие частей в предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта.

После лепки и работы над аппликацией ребёнку легче понять приёмы изображения предмета.        

Одна из задач учителя при подборе натуры или об​разцов для воспроизведения — выдержать последователь​ность усложнения объектов изображения. Сначала предла​гаются объекты с простой формой, затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и ве​точек, таких, как акация, крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами, которые являются основными в сю​жетном изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего обучения.

Учитывая трудности, которые испытывают дети с нару​шением интеллекта при обучении изобразительному искус​ству, следует всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, не​обходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира, композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изобра​жения, характерных для этой категории детей.

В разделе работы над развитием цветовосприятия уча​щихся и формированием у них умений работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее место, пользовать​ся красками и кистью. Закрепление этих умений осуществляется постоянно.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь первостепенную роль играет демонстрация приёмов, раскрывающих свойства цвета (напри​мер, приёмы получения смешанных цветов из главных, приёмы осветления цвета путём добавления белил или раз​ведения краски водой, приём затемнения цвета чёрной кра​ской для уменьшения его яркости, насыщенности).

Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демон​страции отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.

Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях рекомендуется рассматривать 1—2 объекта.

Сначала дети учатся называть изображённые на карти​не предметы, их признаки, действия, затем — устанавли​вать различные связи, отражённые в изображении (времен​ные, причинно-следственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не просто смотрели на демонстрируемые объекты, — нужно научить их рассматривать картину, понимать её содержание, сходство с реальностью, высказывать своё отно​шение к изображённому.

Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержа​нию и отвечать их интересам.

На уроках изобразительного искусства обязательно про​водится работа над развитием речи учащихся. Предложен​ный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической дея​тельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 10—15 мин для проверки накоплен​ного лексического материала. Для этого в 1 классе ре​комендуется использовать игры «Угадай, что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а так​же «подвижную» аппликацию с большим количеством изо​бражений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т. д. (вазы, листья, цветы и др.).

   Наряду с назваными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

Содержание программы

Программа состоит из следующих разделов:

Подготовительный период обучения (2 ч)

Обучение композиционной деятельности (9 ч)

Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации — готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим — работа над понятиями «середина листа», «край листа».

Формирование умения учитывать:

горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;

размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги (учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений (на примере детских работ).

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора).

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.

Примерные задания

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей: «Яблоки и груши на тарелке», «Грибы», «Кувшинчик с цветами», «Большие и маленькие рыбки в аквариуме», «Листопад» (по выбору учителя).

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев: «Коврик для игрушек».

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: «Листопад», «Грибы на пеньке» и т. п. Рисование с помощью опорных точек: «Кораблик на воде», «Флажки на верёвке» и т. п. (по выбору учителя).

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (10 ч)

Обучение приёмам анализа предметов, выделение основных частей в конструкции объектов изображения, признаков их формы (обследование предметов с целью их изображения). Обучение приёмам изображения несложных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (особенности формы, величина, пропорции частей, конструкция предметов). Использование последовательности видов работ: лепка; составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого); изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов выполнения действий на доске; самостоятельное изображение предмета, сходного натурой или образцом, равного по величине, и рядом большего и меньшего по величине.

Формирование графического образа дерева. Обучение приёмам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи. Следует обратить внимание на то, что ствол становится  тоньше к верхушке, а сучья и ветки — к концу.

Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей тела, места их соединений, пропорции. Расположение частей тела человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении: человек стоит, руки опущены, вытянуты в стороны, ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).

Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании таких видов работ, как аппликация, рисунок — «графический диктант», возможно использование точек, самостоятельное изображение).

Примерные задания

Лепка (натура даётся в сравнении): яблоко и груша морковь и свёкла, грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрёшка», «Утёнок».

Лепка сложных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек, барельефы, дом и дерево ( из скатанных из пластилина полосок).

Составление аппликации дома деревенского и дома городского из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов карандашом, фломастером)

Рисование с натуры предметов простой формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек), воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.

Рисование с натуры вылепленных предметов: барельефы «Дом» и «Дерево», объёмные изображения. Рисование выполненных аппликаций: «Дом», «Снеговик» и т. п. (по выбору учителя).

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов с использованием игровой формы проведения занятия («Кто лучше запомнил?»).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (10 ч)

Обучение приёмам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работать красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приёмами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца: точки, дужки, штрихи, «тычок». Приём «примакивание». Работа кончиком кисти и всей её поверхностью.

Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, названий цветов ахроматического ряда (чёрный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.

Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).

Примерные задания

Рисование сразу всей кистью: «Радуга».

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее: овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске.

Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: «Русская матрёшка», «Птичка» (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги.

Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

Рисование сразу кистью, гуашью: веточки акации, цветы: ромашка, василёк, одуванчик и т. п. (способом «примакивание»); «графический диктант» (работа кистью, гуашью); изображение фризом: травка, дерево, солнце, цветы в траве и т. п.

Обучение восприятию произведений искусства (3 ч).

Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения, изображённые действия, признаки предметов.

Для демонстрации можно использовать: натюрморты В. Ван Гога,                 П. Сезанна, П. Кончаловского, картины И. Левитана, И. Шишкина и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Работа над развитием речи (на каждом уроке)

Новые слова:

карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;

рисунок, аппликация, лепка, цвет, линия, круг, квадрат, узор, художник, картина;

рисовать, стирать (ластиком); идёт, стоит; лепить, размять, оторвать, вымыть, вытереть;

красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый; чёрный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький; неправильно, (не) красиво, хорошо (плохо); середина (посередине);

туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).

Новые фразы:

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш. Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.

Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри, как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Как называется?

Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) (демонстрация приёмов). Сначала нарисую..., потом нарисую...

Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай палочку. Будем лепить человечка. Слепи голову... и т. д.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей;
  • выразительные средства изобразительного искусства: « линия», « цвет»;
  • основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
  • правила работы с краской,  пластилином (глиной), клеем, карандашом;
  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
  • порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
  • ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
  • проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки;
  • различать цвета, которыми окрашены предметы или изображения;
  • закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном,  без предварительного изображения карандашом;
  • узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;
  • подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; отщипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;
  • в аппликации использовать приемы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги ) и аккуратное наклеивание;
  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО по предмету Лепка, рисование, ручной труд 2 класс VIII вид (сложный дефект)

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету....

Рабочая программа по лепке, рисованию и ручному творчеству.

Рабочая программа по лепке, рисованию и ручному творчеству. Составитель: Сюникова А.В....

Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умств...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с уче...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...