Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" (2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения:формирование положительного эмоционального отношения к данной деятельности;формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация); формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями; обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов; обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движений обеих рук; воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности других, формирование основ самооценки.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

-                       названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, пластилин);

-                       названия природных материалов (шишка, желудь);

-                       названия основных цветов указанных материалов.

Учащиеся должны уметь:

-                     называть инструменты с помощью которых изготавливают подделки и выполняют графические работы (1 уровень – самостоятельно, 2 и 3 уровень – совместно с учителем);

-                       называть материалы, используемые для изготовления подделок (1 уровень – самостоятельно, 2 и 3 уровень – совместно с учителем);

-                       анализировать образец (совместно с учителем);

-                       выполнять предложенную работу (1уровень -по инструкции учителя, 2 уровень- под контролем учителя, 3 уровень-с помощью учителя).

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

 

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, позволяющей выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Лепка, рисование, ручное творчество»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов ____34___, кол-во часов в неделю_1__

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изобразительная деятельность»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Включение данного предмета в программу обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью включению таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Такая деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей этой деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по лепке, рисованию, ручному творчеству;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

  • Формирование положительного эмоционального отношения к данной деятельности;
  • Развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • Формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
  • Формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • Обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
  • Развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • Обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движений обеих рук;
  • Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности других, формирование основ самооценки.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Основной формой обучения деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых задач он должен быть комплексным, т.е. включать несколько видам деятельности, например, лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т.п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

В процессе обучения этой деятельности школьников с выраженными интеллектуальными нарушениями целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • Действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
  • Действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • Выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
  • Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.;
  • Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • Наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
  • Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках;
  • Использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, альтернативное чтение, музыка и движение и др.)

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  •   названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, пластилин);
  •   названия природных материалов (шишка, желудь);
  •   названия основных цветов указанных материалов.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  •   называть инструменты с помощью которых изготавливают подделки и выполняют графические работы (1 уровень – самостоятельно, 2 и 3 уровень – совместно с учителем);
  •   называть материалы, используемые для изготовления подделок (1 уровень – самостоятельно, 2 и 3 уровень – совместно с учителем);
  •   анализировать образец (совместно с учителем);
  •   выполнять предложенную работу (1уровень -по инструкции учителя, 2 уровень- под контролем учителя, 3 уровень-с помощью учителя).

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  •   Ручной труд 1класс (Кузнецова Л.А.);
  •   кисти, краски, стаканчики, бумага;
  •   клей, белый и цветной картон, цветная бумага, ножницы;
  •   природные материалы, пластилин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Декоративное рисование

1

«Осенний лист». Раскрашивание

Формирование навыка раскрашивания.

Рассматривание карандашей, катание карандашей между ладонями. Работа с выбором цвета (по подражанию, по названию). Правильная постановка карандаша в руку. Отработка движения карандаша по бумаге. Закрашивание листа заданным (или выбранным) цветом.

Цветные карандаши, бумага,

бумага с изображением листа дерева, образец.

 

2

Коллективная работа. «Осеннее дерево»

Учить работать вместе (коллективно).

Рисование дерева. Рассматривание цветных листьев. Наклеивание цветных листьев

Лист бумаги, краски, кисти, листья, клей.

Лепка. Обучение композиционной деятельности

1

Работа с природными материалами. «Улитка»

Учить приемам работы с природными материалами.

Рассматривание образца, выбор картона для работы, подбор засушенных листьев, выполнение аппликации.

Цветной картон, клей, засушенные листья.

2

Работа с природным материалом «Ежик».

Формирование навыка работы с природными материалами.

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, выбор пластилина, выполнение работы.

Шишки, пластилин.

3

Работа с соленым тестом – оттиск листьев.

Формирование навыка работы с соленым тестом.

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, знакомство с приемами работы, выполнение работы.

Соленое тесто, листья с толстыми жилками, краски, кисти, вода.

4

Работа с природными материалами «Грибы».

Формирование навыка работы с природными материалами.

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, выбор пластилина, выполнение работы.

Каштаны, желуди, пластилин.

5

Работа с пластилином. «Новогодние бусы».

Формирование навыка работы с пластилином.

Цветной пластилин.

6

«Деревья». Плоскостная лепка.

Формирование навыка работы с пластилином.

Учебник стр.54, образец, пластилин

7

«Сирень».  Пластилиновая живопись

Формирование навыка работы с пластилином.

Анализ образца, организация рабочего места, работа с учебником, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Учебник стр.47, образец, пластилин.

8

«Ромашка». Плоскостная лепка.

Формирование навыка работы с пластилином.

Образец, пластилин.

Декоративное рисование. Развитие у учащихся воспринимать и изображать форму предметов

1

Гуашь. Рисование с использованием техники «штамп». «Подсолнух»

Формирование навыка работы с красками в технике «штамп».

Рассматривание образца. Знакомство с техникой «штамп». Подбор цветов для работы. Выполнение лепестков -  по подражанию (с помощью). Выполнение сердцевины.

Бумага для рисования, краски, кисти, трубка для выполнения штампа.

2

«Осенний пейзаж» Рисование с элементами аппликации. Коллективная работа.

Формирование навыка работы с красками

Анализ образца, организация рабочего места, выбор цветов для рисования, выполнение рисунка.

Бумага для рисования, краски, кисти, засушенные листья, клей.

3

Гуашь. Рисование с использованием упаковочной пузырчатой пленки. «Ваза с рябиной»

Знакомство с техникой рисования с использованием подручных средств. Формирование навыка работы с красками.

Бумага для рисования, краски, кисти, упаковочная пузырчатая пленка.

Аппликация. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов.

1

Рисование с элементами аппликации. «Черепашка».

Формирование навыка работы с красками. Формирование навыка работы в технике «обрывная аппликация».

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, обведение рисунка по трафарету, раскрашивание, наклеивание отдельных элементов на панцирь черепашки.

Трафарет, карандаши, краски, кисти, цветная бумага, клей.

2

«Зимние деревья». Аппликация с использованием ваты.

Формирование навыка работы с клеем и ватой.

Анализ образца, организация рабочего места, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Карточки с деревьями, клей, вата, образец.

3

«Совушка- Сова». Аппликация из ватных дисков.

Формирование навыка работы с клеем и ватой.

Образец, ватные диски, цветные карандаши.

4

«Открытка для папы». Аппликация с элементами рисования.

Учить создавать целостный образ.

Анализ образца, выбор материалов для работы, составление образца на доске из заготовленных учителем элементов, выполнение самостоятельной работы.

Краски, кисти, бумага, образец.

5

«Подснежники». Аппликация с использованием ватных дисков и ваты.

Формирование навыка работы с клеем и ватой.

Анализ образца, организация рабочего места, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Образец, ватные диски, цветные карандаши.

6

«Коврик для куклы». Узор в полосе. Аппликация.

Формирование навыка работы с клеем и бумагой.

Анализ образца, организация рабочего места, работа с учебником, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Учебник стр.93, образец, заготовки, клей

7

«Цыплята». Аппликация с элементами рисования.

Формирование навыка работы с красками

Анализ образца, организация рабочего места, выбор цветов для рисования, выполнение рисунка.

Бумага для рисования, краски, кисти, засушенные листья, клей.

Тематическое рисование.

1

Гуашь. Рисование с использованием штампа. «Веселые рыбки».

Формирование навыка работы с красками в технике «штамп».

Рассматривание образца. Работа в технике «штамп». Подбор цветов для работы.

Бумага для рисования, краски, кисти, трубка для выполнения штампа.

2

Рисование пальчиковыми красками «Птички».

Формирование навыка работы с пальчиковыми красками.

Рассматривание образца. Правила работы с пальчиковыми красками. Подбор цветов для работы. Выполнение работы по подражанию.

Бумага для рисования, пальчиковые краски, тряпочки, влажные салфетки.

3

Дорисуй картинку.

Учить дорисовывать элементы изображения.

Анализ образца, организация рабочего места, работа с учебником, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Учебник стр.37, образец, бланк работы.

4

«Рыбка». Пошаговое рисование.

Учить поэтапному выполнению простого рисунка.

Образец, технологическая карта, карандаши.

5

«Воздушные шарики». Рисование пальчиковыми красками.

Учить создавать целостный образ.

Анализ образца, выбор материалов для работы, составление образца на доске из заготовленных учителем элементов, выполнение самостоятельной работы.

Краски, кисти, бумага, образец.

6

Коллективная работа.  «Уточки». Пошаговое рисование.

Учить поэтапному выполнению простого рисунка.

Анализ образца, организация рабочего места, работа с учебником, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Образец, технологическая карта, карандаши.

7

«Зайчик». Пошаговое рисование.

Учить поэтапному выполнению простого рисунка.

8

«Деревья». Пошаговое рисование.

Учить поэтапному выполнению простого рисунка.

Учебник стр.55, образец, технологическая карта, карандаши.

Лепка. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов.

1

Работа с природными материалами «Зайцы».

Формирование навыка работы с природными материалами.

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, выбор пластилина, выполнение работы.

Скорлупки от грецких орехов, пластилин.

2

«Мыльные пузыри». Пластилиновая живопись.

Формирование навыка работы с пластилином.

Цветной пластилин.

Обучение композиционной деятельности.

1

Восковые мелки. Рисование по объемному контуру «Новогодняя елка».

Знакомство с техникой рисования по объемному контуру.

Анализ образца, организация рабочего места, подбор материалов для работы, знакомство с техникой, выполнение работы.

Изображение елки с выпуклым контуром, восковые мелки, бумага для рисования.

2

Открытка «Букет для мамы». Рисование. Акварель.

Учить создавать целостный образ.

Анализ образца, выбор материалов для работы, составление образца на доске из заготовленных учителем элементов, выполнение самостоятельной работы.

Краски, кисти, бумага, образец.

3

«Пасхальное яичко». Рисование. Гуашь.

Формирование навыка работы с красками.

Анализ образца, организация рабочего места, работа с учебником, выбор материалов для работы, выполнение работы.

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  5. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Рабочая программа по лепке, рисованию и ручному творчеству.

Рабочая программа по лепке, рисованию и ручному творчеству. Составитель: Сюникова А.В....

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Предмет  «Изобразительное искусство» имеет исключительно  важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, н...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в ...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

В процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности в 1 классе решаются следующие задачи:·       Выявление изобразительных возможн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Рисование» для 2 класса

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....