Модульная программа по психологии "Межличностные отношения"
методическая разработка по теме
Цель программы:
- диагностика трудностей межличностного взаимодействия участников;
- придание большей наглядности взаимодействия участников;
- создание условий для осознания и принятия участниками ответственности за проблемы, существующие во взаимоотношениях, а также за решение этих проблем;
- способствовать формированию навыков позитивного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_mezhlichnostnye_otnosheniya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа № 17
Модульная программа по психологии
Тема работы: «Межличностные отношения.»
Работу выполнила
педагог - психолог
МБОУ НОШ №17
Кулагина Ирина Леонидовна
г. Бор
2010 г.
Межличностные отношения.
1.Пояснительная записка.
Цель: налаживание взаимодействия в паре или мини-группах
(в семье, в школе со сверстниками и учителями).
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- диагностика трудностей межличностного взаимодействия участников;
- придание большей наглядности взаимодействия участников;
- создание условий для осознания и принятия участниками ответственности за проблемы, существующие во взаимоотношениях, а также за решение этих проблем;
- способствовать формированию навыков позитивного общения.
Проблема межличностных отношений является очень актуальной.
Поэтому дети должны осознавать необходимость посещения специальных развивающих занятий.
.
2.Содержание занятий.
Рабочая программа составлена на основе типовых программ:
-«Царство-государство» Т. Громова;
-«Девчонки + Мальчишки = ?» Т.Аржакаева;
-«Дети-изгои» М. Кравцова;
-«Обучение жизненно-важным навыкам» Н.П.Майорова и др.;
-«Я и другие» Л. Калиникова;
-«Как научить детей сотрудничать» К. Фопель.
- Интерактивные игры
В программу входят упражнения на развитие внимания, наблюдательности, на умение взаимодействовать друг с другом (общаться, разрешать конфликты).
Содержание занятий изложено в Приложении 1.
3.Структура деятельности.
В программу входят 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю( 2 класса- 2 раза по 30 минут) с декабря по май. Занятия начинаются с приветствия. Это является важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия. Затем идут упражнения ( от1 до 4 ), которые предполагают чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в 2 аспектах: эмоциональном (понравилось- не понравилось, почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
4.Контролирующие материалы.
Эффективность занятий определяется по входным и итоговым диагностическим срезам. Содержание этих срезов в Приложении 2.
Анализ этих срезов поможет определить, достигли ли цели занятия.
5.Дополнительная информация.
Используемая литература.
1. Калиникова Л. «Я и другие», «RETORIKA»,1995.
2.Классный руководитель.//№7, 2004.
3.Классный руководитель.//№2, 2005.
4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. ,Шурихт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе./Под ред. Н.П.Майоровой.- СПб.: «Образование- Культура»,2002.
5.Фопель К. Как научить детей сотрудничать.М.:Омск,2001.
6.Школьный психолог.//№11,2003.
7.Школьный психолог.//№11,2003.
8.Школьный психолог//№41,2004.
Тематическое планирование.
Тема занятия | Количество часов | Дата |
1.Знакомство. Цвет и оценка отношений. | 1 | |
2. Мое окружение. | 1 | |
3. Я в семье. | 1 | |
4. Кто я в классе. | 1 | |
5. Что такое хороший класс? | 1 | |
6. Что такое дружба? | 1 | |
7.Девчонки+мальчишки. | 1 | |
8. Способы разрешения конфликта. | 1 | |
9. Друзья, не похожие на меня. | 1 | |
10.Царство-государство. | 1 | |
11.Правила взаимодействия. | 1 | |
12. Детская застенчивость и неуверенность. | 1 | |
13.Победи одиночество. | 1 | |
14.Дружелюбные требования. | 1 | |
15. Оправдание чужих ожиданий. | 1 |
Приложение 2.
Диагностические срезы для определения
эффективности занятий.
Входной срез.
1. Что вы ждете от занятий.
2. Как вы думаете, нужны ли такие занятия?
3. Как вы думаете, понравятся вам эти занятия?
4. Хотели бы вы научиться общаться в школе и дома?
Итоговый срез.
1. Понравились ли вам занятия?
2. Какие игры вы запомнили больше всего?
3. С каким настроением вы ходили на занятия?
4. Научились ли вы общаться друг с другом?
Приложение 1.
1. Знакомство. Цвет и оценка отношений.
1. Вступительное слово психолога.
Учащимся объясняются задачи занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.
2. Содержание занятий.
Игра «Мяч».
Знакомство друг с другом. Ведущий бросает каждому мяч, тот называет свое имя.
Игра «Цвет и оценка отношений»
Каждый цвет что-то значит для человека. Нарисовать в тетради.
№ 1.
Раскрасьте каждую клеточку первого ряда в разные цвета.
Нарисовать в тетради.
№ 2.
Выбери из первого цветового ряда тот цвет, который вам очень нравится, закрасьте во 2 ряду 1 клетку, 8 будет тот цвет, который совсем не нравится.
В тетради запишите, что означает каждый цвет(воспоминания с этим цветом, веселый он или грустный, холодный или теплый, раздражает или успокаивает).
Затем закрасьте кружки перед словами каким-нибудь цветом из 1 цветового ряда.
Школа Мои животные Я
Родители Бабушка/дедушка Домашнее хоз-во
Друг Любимое занятие Другие люди
Брат/сестра Учителя Класс
Уроки Безделье Чтение
Рефлексия.
Что понравилось? Что вызвало интерес?
2. Мое окружение.
1. Приветствие.
2. Анкета (входной срез).Приложение 2.
3.Игра «Идеальный мир».
Нарисуй свой « Идеальный мир» и помести в нем тех людей, с которыми тебе хорошо, кто тебе нравится(подписать).
С помощью этого задания выявляется отношение ребенка к другим людям.
4. Рефлексия.
3. Я в семье.
1. Приветствие.
2. Игра «Моя семья».
Каждый ученик рассказывает несколько слов о своей семье.
3.Игра «Мои чувства».
На доске появляются 2 картинки с изображениями веселого и грустного лица. Детям предлагается рассказать, в каких ситуациях дома они чувствуют себя весело и грустно.
4.Игра «Ситуации в семье».
Детям раздаются картинки с 4 ситуациями в семье, которые приводят к ссорам. Необходимо написать, что говорят дети и другие члены семьи в данных ситуациях.
Затем дети отвечают на вопросы, помогающие разобраться в своих чувствах и чувствах других людей, а также прийти к правильному решению конфликта.
5. Рефлексия(с помощью карточек настроения).
4. Кто я в классе.
1. Приветствие.
2.Игра «Кто я в классе».
Перед вами рисунок звездного неба. Представьте, что это ваш класс.
Большие звезды и кометы- это те ребята, с кем все хотят дружить, они нравятся, пользуются авторитетом. (Закрасить красным цветом и подписать фамилии).
Звезды поменьше(желтый цвет)- это те, кого любят в классе, с кем считаются, но они не такие яркие, менее активные.
Маленькие звезды- это те ребята, на кого мало обращают внимание в классе. Обычно они находятся в стороне.
Метеориты(черный цвет)- это те ребята, которых не очень любят в классе.
Рисунок не закончен, закончите его, не забудьте указать себя.
3.Игра «Положение в классе».
Разбейтесь на группы по росту (2 группы). Ответьте на вопросы на бланке «От чего зависит положение в классе»(на листочках).
4.Рефлексия.
5. Что такое хороший класс?
1. Приветствие.
2.Игра «Хороший класс».
Разбейтесь на группы по цвету глаз.
Запишите на листочке 10 высказываний на тему «Хороший класс- это…»
3. Игра «Поделись с ближним» ( на листочках).
4.Рефлексия.
6. Что такое дружба?
1.Приветствие.
2. Игра «Друг».
Разделитесь на 2 группы.
Как вы понимаете слово «друг»?
Назовите своих друзей.
3. Игра «Как я поступаю, если…»
- меня что-то раздражает в моем друге;
- я чем-то не нравлюсь моему другу.
Из-за чего вы ссоритесь со своими друзьями?
1группа.
Какое чувство ты переживаешь, когда поссоришься с другом?
Нарисуйте выражение лица.
2 группа.
Какое чувство переживает твой друг после ссоры?
Нарисуйте выражение лица.
4. Игра «Корабль».
2 команды.
Мы готовимся к морскому путешествию. Для того чтобы отправится в море, надо погрузить наш корабль. Мы будем грузить предметы- слова на букву «К» (куклу, компас и т. д.)
За каждое правильное слово команда получает по 1 очку. Затем дети рассказывают, как они будут использовать эти предметы в путешествии.
5.Рефлексия.
8. Способы разрешения конфликта.
1. Приветствие.
2. Игра «Конфликт».
Разбейтесь в пары, с кем вы чаще всего конфликтуете.
Можно ли избежать конфликтов?
Как можно разрешить конфликт?
Конфликт-это следствие неудовлетворенной потребности: столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений.
Прочитайте на листочках совет для себя и для друга.
Вывод: конструктивное решение конфликта ведет к выигрышу обеих сторон.
Способы выхода из конфликтной ситуации.
Сесть за стол переговоров и проработать несколько этапов:
- прояснение конфликтной ситуации;
- сбор предложений;
- совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;
- детализация решения;
- выполнение решения, проверка.
3. Игра «Взаимодействие».
Рассчитайтесь на 1,2,3. Образуйте группы по 3 человека.
Вы- бригада и должны работать вместе. У вас полторы минуты, чтобы нарисовать на доске окружность. Все у вас есть: мел, веревка. Работа должна быть коллективной.
Обсуждение, почему не удалось справиться ( вы делали одно и то же, так не бывает; у каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, кто-то выполняет.
Алгоритм взаимодействия.
1. Назначить организатора.
2. Составить план.
3. Распределить обязанности.
4. Выполнение и контроль.
4.Рефлексия.
9. Друзья, не похожие на меня.
1. Приветствие.
2. Игра «Я умею мириться».
Разбейтесь в пары. Выберите себе человека, который тебе наиболее приятен.
Детям предлагаются 4 схемы. Обсудите в группах, как вы обычно миритесь с другом.
Какое чувство ты переживаешь после примирения с другом?
Какое чувство, по твоему мнению, переживает твой друг после примирения?
3. Игра « Умею работать в паре».
Разбейтесь в пары. Выберите себе человека, с кем вы обычно мало общаетесь.
Нарисуйте вместе с соседом по парте рисунок.
Условие работы:
- рисовать молча;
- не сообщать соседу, что ты задумал нарисовать, и что ты хочешь рисовать дальше.
Что вам понравилось, что мешало работе?
Можете ли вы понять, что от вас хотят?
Можете ли вы отказаться от своих намерений ради общей цели, можете ли вы уступить, чтобы выполнить задание?
4. Игра « Друзья, не похожие на меня».
Задание на листочке.
5. Рефлексия.
11. Правила взаимодействия.
1. Приветствие.
2. Игра «Подойди поближе».
На листочке.
3. Игра «Я помогаю другим».
На листочке.
4. Рефлексия.
12. Детская застенчивость и неуверенность.
1. Приветствие.
2. Игра « Неоконченный рассказ».
Закончить рассказ . Например, « Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами…»
3. Игра « Свет мой, зеркальце…»
Ребенку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: « Свет мой, зеркальце, скажи- Я ль на свете всех…»
4. Игра « Приятный или неприятный разговор».
Ребенку дают трубку воображаемого телефона и предлагают ему поговорить с воображаемым собеседником с различной интонационной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло, сердечно и т. д.
5. Рефлексия.
13. Победи одиночество.
1. Приветствие.
2. Игра «Письмо».
Ребенку предлагается написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.
3. Игра « Перевоплощение».
Ребенку предлагается перевоплотиться в: индейца- вождя племени, героя мультика « Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсуждаются, какие чувства он при этом испытывал.
4. Игра «Победи одиночество».
На листочках.
5. Рефлексия.
14. Дружелюбные требования.
1. Приветствие.
2. Игра «Придирчивый журналист».
Один человек садится перед всей группой и отвечает на вопросы участников игры. Вопросы могут охватывать любые темы, касающиеся жизни человека, или только те, которые будут оговорены. Любой участник вправе отказаться от роли респондента.
3. Игра « Значимый человек».
На листочках.
4. Рефлексия.
15. Оправдание чужих ожиданий.
1. Приветствие.
2. Игра « Оправдание чужих ожиданий».
На листочках.
3. Игра « Будь дружелюбным».
На листочках.
4. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Комплекснаямодульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В новом Феде...
Модульная программа Школа рекламы книги – как основа формирования читательской культуры
Образовательный проект рассчитан на обучающихся 3-7-х классов. Основной целью проекта является создание новых форм организации детского отдыха в школьном лагере. Он ориентирован на учащихся, интересую...
модульная программа внеурочной деятельности
Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. ...
Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» (для обучающихся 7-8 лет, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума»)
Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» ) представлен для учащихся 1 класса, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», м...
Тематический план на основе модульной программы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности
Тематический планна основе модульной программы "Ручеек общения" по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности...
Комплексная модульная программа «Маленькая страна»
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочн...
Из опыта работы «Развивающая функция обучения в условиях реализации модульной программы»
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе.Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в ...