Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» (для обучающихся 7-8 лет, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума»)
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» ) представлен для учащихся 1 класса, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума». Программа состоит из 6 модулей по изучению природы с разных сторон. Цель: формирование представлений о конструкции аквариума как о приборе, созданном человеком, через работу в аквариумном зале и конструирование модели аквариума.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашево
Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор»
(для обучающихся 7-8 лет, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума»)
Халина Анастасия Михайловна
педагог дополнительного
образования
г. Колпашево
2017г.
Тема занятия: «Аквариум – это хитрый прибор»
Цель: формирование представлений о конструкции аквариума как о приборе, созданном человеком, через работу в аквариумном зале и конструирование модели аквариума.
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить усвоение в ходе занятия таких понятий, как: аквариум, фильтр, грунт, обогреватель, термометр; дать представления о конструкции аквариума и возможность для применения знаний на практике; закрепить знания о правилах поведения в аквариумном зале.
Воспитательные:
Воспитывать готовность сотрудничать; способствовать формированию отзывчивости и общительности обучающихся, аккуратности и настойчивости.
Развивающие:
Способствовать развитию любознательности, гибкости, логичности мышления; развивать эстетические чувства.
Тип занятия: комбинированный с практической работой (рассчитан на 2 учебных часа)
Методы обучения: словесные (беседа); метод «Корзины идей»; наглядные (аквариумы, оборудование для аквариума); практические (практическая работа «Мой аквариум»).
Материальное оснащение:
1.Игра «О правилах в мире аквариума» (Приложение 1).
2. Изображение корзины (Приложение 2)
3. Смайлики для оценки занятия учащимися (Приложение 3).
Ход занятия (1 час)
- Организационный момент (3 минуты)
- Проверочный этап (5 минут)
- Актуализация знаний (8 минут)
- Объяснение нового материала (15 минут)
- Практическая работа (14 минут)
Ход занятия (2 час)
- Закрепление знаний (Практическая работа) (29 минут)
- Физминутка (3 минуты)
- Рефлексия (5 минут)
- Подведение итогов (3 минуты)
- Информационный этап (5 минут)
Ход занятия (1 час)
- Организационный момент (3 минуты)
Приветствие учащихся. Подготовка рабочего места.
- Проверочный этап (5 минут)
Ребята выполняют задания викторины на знания правил поведения в аквариумном зале (Приложение 1)
- Актуализация знаний (5 минут)
Итак, ребята, вы получили буквы и слоги, из которых нужно сложить два слова. Ребята выкладывают слова. В итоге должно получиться: аквариум и прибор. Как вы думаете, ребята, есть ли что-то общее между этими словами и как может звучать тема нашего сегодняшнего занятия?
Ребята предлагают свои гипотезы и объяснения. В итоге мы выясняем, что аквариум – это прибор, созданный человеком.
А как вы думаете, ребята, о чём будет ещё наш сегодняшний разговор? Что мы узнаем?
Учитель на доске вывешивает рисунок корзины (Приложение 2) и предлагает высказать свои идеи, все идеи записываются на доску рядом с корзиной.
- Объяснение нового материала (15 минуты)
Давайте для начала дадим определение. Что же такое аквариум? Ребята высказывают свои предположения и вместе приходим к единому мнению и записываем термин.
Аква́риум (от лат. aqua вода), сосуд для содержания и разведения водных животных и растений.
Итак, мы с вами узнали, что аквариум – это прибор, созданный человеком. А когда он появился? Какими были первые аквариумы? Сейчас мы немного об этом узнаем. (рассказ об истории возникновения аквариумов с.12-24 М.Д. Махлин / Занимательный аквариум. – М: изд-во Пищевая промышленность, 1967г.)
- Практическая работа (14 минут)
Мы с вами узнали немного об истории аквариумов, какими они были раньше. Давайте посмотрим, что изменилось? Как выглядят современные аквариумы?
Ребятам предлагается рассмотреть наглядно все детали аквариума. Показывает и рассказывает учитель, задавая вопросы. Даются определения терминам:
Аквариумный фильтр — устройство предназначенное для очистки аквариумной воды.
Аквариумный термометр — это прибор для измерения температуры воды в аквариуме.
Аквариумный грунт — элемент дизайна аквариума, необходимый для жизни растений, отдельных рыб, беспозвоночных и простейших.
Грунт является важной частью аквариума, выполняющей несколько функций:
Субстрат для прикрепления растений.
Источник питательных веществ для растений.
Буфер для содержания отходов жизнедеятельности рыб и других органических останков.
Субстрат для бактерий, участвующих в азотном и других обменах (функция биофильтра), и других микроорганизмов.
Место обитания для донных видов рыб, и необходимый компонент для рыб, использующих грунт в своей жизнедеятельности (например, для откладывания икры во время нереста).
Декоративный элемент аквариума.
Аквариумный обогреватель — устройство для поддержания стабильной температуры и подогрева воды в аквариуме или террариуме.
В зависимости от размещения в аквариуме, обогреватели делятся на:
внутренние, полностью погружённые в воду;
с частичным погружением, в которых нагреватель находится в воде, а регулирующий элемент в воздухе;
внешние, в которых нагревательный элемент находится на открытом воздухе.
Внутренние обогреватели устанавливают либо на дне аквариума, либо в месте, где есть приток воды от фильтра, протока и тому подобное.
Большинство обогревателей имеют присоску, позволяющую прикрепить устройство к стеклянной стенке аквариума или террариума.
Перерыв 10 минут.
Ход занятия (2 час)
- Закрепление знаний (Практическая работа) (29 минут)
Сегодня мы с вами изготовим свой аквариум с водными обитателями. Для этого нам понадобится коробка, цветная бумага, пуговицы, нитки, камешки, ракушки, пластилин. Вы принесли нарисованных и вырезанных рыбок, крабов, осьминогов (это было домашним заданием).
Выполняем работу по оформлению аквариума. (https://www.baby.ru/blogs/post/85419060-222287/)
Затем вырезаем рыбок в стиле оригами (http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-kosareva/-akvarium-iz-brosovogo-materiala-master-klas-dlja-detei-5-7-let.html).
Все наши принесенные из дома и вырезанные на занятии рыбки привязываем за ниточки к пуговицам прикрепляем на аквариум. Всё, теперь наш аквариум готов! Он будет сопровождать нас на протяжении всех занятий.
- Физминутка (3 минуты)
Выполняем весёлые упражнения под морскую физминутку (https://урок.рф/library/morskaya_fizminutka_124415.html)
- Рефлексия (5 минут)
Теперь давайте мы вернёмся к нашей корзине идей и посмотрим, что мы узнали сегодня, все ваши вопросы были рассмотрены и предложения оказались верными?
Проводится анализ вопросов и предложений ребят и подводится итог.
- Подведение итогов (3 минуты)
Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились и, надеюсь, многое узнали. Я хочу попросить вас оценить наше занятие. И выбрать из тот смайлик, который выражает ваше мнение. Если вам всё понравилось и вы узнали много нового, то выбираем смайлик с весёлой рыбкой , если вы остались недовольны чем-то, то выбираем недовольную рыбку и на обратной стороне пишем, что вам не понравилось. Если вам было совсем неинтересно и ничего не понравилось, то выбираем грустную рыбку и также пишем на обратной стороне, что не понравилось и что хотели бы изменить в нашем занятии.
Все ответы ребят собираются и анализируются учителем для подготовки к следующему занятию.
- Информационный этап (5 минут)
А на следующем занятии мы поговорим с вами об основных правилах начинающего аквариумиста. Как создать для своих рыбок самые комфортные условия и каких рыбок стоит выбрать в первую очередь для заселения в аквариум.
Жду вас на следующем занятии! До свидания!
Приложение 1
Задание 1. Учитель оглашает правила поведения в аквариумном зале, если оно верно, то учащиеся поднимают руку, если нет, то сидят смирно. За каждый ответ получают букву или слоги слов из темы занятия.
Правила:
Запрещено осуществлять фотосъемку с применением фотовспышки. (да)
Разрешено приносить и приводить маленьких животных. (нет)
Разрешено прикасаться к аквариуму, стучать по нему. (нет)
Разрешено кормить рыб. (нет)
Запрещено оставлять открытыми двери в аквариумный зал. (да)
Разрешено смеяться и громко разговаривать. (нет)
Разрешено пускать в аквариум принесённых с собой рыб. (нет)
Разрешено включать и выключать свет в аквариумном зале и аквариумах. (нет)
Запрещено быстро ходить и бегать в аквариумном зале. (да)
Разрешено долить а аквариум чистой воды. (нет)
Раздаточные буквы и слоги: -ак, в, а, -ри, -ум, -пр, и, -бо, р.
Задание 2. Ребята делятся на группы по количеству аквариумов в зале (9 групп), каждая группа экскурсоводов должна рассказать пару слов об аквариуме и его обитателях. Даётся минутка на обсуждение и подготовку. Затем учитель и сами ребята заслушивают сообщения групп-экскурсоводов.
- Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это? (Лягушка)
- Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят... (Черепахи)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали? (Рыбка золотая)
Для прикрепления растений. |
Источник питательных веществ для растений. |
Место для отходов жизнедеятельности рыб. |
Место обитания для донных видов рыб |
Декоративный элемент аквариума. |
Ак в а
ри ум пр и бо р
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Проект на тему:Пауки-одно из чудес живой природы. 2 класс. Презентация и краткая речь для выступления перед обучающимися начальной школы
Материал адаптирован для обучающихся начальной школы, содержит яркие фотографии, загадки и тест для рефлексии. Презентация может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе (программа Л.В.Занкова) "Царства живой природы"
Материал сопровождается компьютерной презентацией...
2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»
2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...
Проект по окружающему миру «Аквариум в нашем классе» в рамках раздела «Живая природа» (1 класс)..
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении проектных задач. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается ...
Открытый урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива» по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа»
Конспект урока по ИЗО во 2 классе по теме: "Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа"....
Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.
Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа - растения, Живая природа - животные, Зависимость растений от природных услови...