Тематическое планирование для кружка "Интеллект"
методическая разработка (1 класс) по теме
Разработка тем для занятий по развитию познавательной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_kurs.doc.docx | 19.33 КБ |
rabochaya_programma_kursa.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование курса по развитию познавательных способностей «Интеллект». | |||||
Месяц | № | Тема | Развиваемые способности | Методики и задания | |
Сентябрь | 1. | Здравствуй, школа! | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | Графический диктант, «Повтори движение», Раскрась картинку | |
2 | Академия правил дорожного движения. | Ориентация в пространстве. Развитие произвольности внимания, зрительный анализ. Развитие тонкой моторики. | «Графическая сказка», «Копирование», «Думаем глазами», «Рисунок из фигур», «Кулак-ребро-ладонь» | ||
3 | Здравствуй, осень! | Развитие произвольности запоминания. Развитие речи, абстрактного мышления, эрудиции | «Из слова- слова», «Скопируй точки», «Подбери слово», загадки, «Звучащие предметы» | ||
4 | По страницам русских сказок. | Развитие произвольности воображения словесного синтеза. Ориентация во времени. Развитие элементов творческого мышления. | «Послушай и ответь», «Расскажи о……», игры в слова, головоломки, шарады, анаграммы. | ||
Октябрь | 5 | Что растёт на грядке? | Развитие сенсорных способностей. Развитие произвольности восприятия. Развитие мышления. Тренировка внимания. | «Одинаковое разное», «Назови одним словом», «Сравни», «Точно такие», «Найди пару», загадки. | |
6 | Как рождается книга? | Воспитание бережного отношения к книге. Развитие вербально-логического мышления, наблюдательности, сообразительности. | «Соедини пару», «Ребусы», «Запомни и ответь», «Назови одним словом», «Лишняя фигура», «Пропавшее слово». | ||
7 | Животные: домашние и дикие. | Развитие воображения. Развитие памяти на последовательность действий развития моторики. | «Буквы в воздухе», «Вышиваем крестиком», «Скопируй точки», « Кто наблюдательнее». | ||
Ноябрь | 8 | Хлеб-батюшка. | Развитие слуховой памяти, внимания, зрительный анализ. Развитие ассоциативной памяти. | «Шифровальщик», словесное рисование «Превращение мухи в слона». | |
9 | Моя семья. | Развитие речи, внимания, памяти. Развитие элементов творческого мышления. | Анаграммы (решения и составления) «Подбери слово», «Найди существительное». | ||
10 | Мои чувства, настроение. | Развитие эмоционально волевой регуляции. Формирование правильного отношения к своим чувствам. Развитие чувства гармонии, способность к рефлексии. | Головоломки, кроссворды, «Мысли и настроение», «Я справляюсь». | ||
Декабрь | 11 | Кто умнее первоклассника. | Развитие вербально-логического мышления, расширение кругозора. Развитие моторики. | «Раздели на группы», «Найди лишнее слово», «Подбери слово», шарады, анаграммы, графический диктант. | |
12 | Человек и здоровье. | Развитие воображения, мышления, наблюдательности, словесного синтеза. | «Контуры», Словесное рисование, «Соедини пару». | ||
13 | В гостях у Знайки. | Развитие аналитических способностей, мышления, умения анализировать и сравнивать образец. | «Найди образец», «Выбери главное», «Нарисуй по точкам», «Конкретизация понятий». | ||
14 | Зимние явления природы. | Ориентация в пространстве и времени, развитие элементов творчества, наблюдательности, чувства гармонии. | «Восстанови порядок», «Соедини половинки слов», загадки, шарады, анаграммы. | ||
Январь | 15 | Здоровая пища. | Развитие речи, мышления, концентрации внимания, расширение кругозора, ориентация в пространстве. | «Замени одним словом», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам», «Подчеркни наоборот», «Вставь числа». | |
16 | Новый год. | Развитие творческого мышления, фантазий, воображения, смысловой памяти, переключения внимания, самоконтроля. | «Раскрась картинку», «Допиши по аналогии», «Нарисуй по точкам», «Шифровальщик», анаграммы, шарады. | ||
17 | Геометрические тела и фигуры. | Развитие визуального мышления, операций сравнения и обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, пространственного восприятия. | Игры с геометрическими фигурами, головоломки, игры в «слова», аналогии, словесное рисование. | ||
Февраль | 18 | Что я знаю о себе? | Развитие личностной сферы, эмоциональной саморегуляции, рефлексии, формирование учебной мотивации. | «Расскажи о ………», «Послушай и ответь», «Перепутанный рассказ», аналогии. | |
19 | Звёзды. Солнце. Вселенная. | Развитие воображения, наблюдательности, визуального восприятия, смысловой памяти, тонкой моторики, речи. | «Кто наблюдательнее», «Графическая сказка», «Рисунок из фигур», «Подбери слово». | ||
20 | Мы живём в России | Развитие пространственного воображения, внимания, образного мышления, зрительно-моторной координации. Воспитание любви к Родине, родному краю. | «Найди половинки слов», «Найди слова в слове», «Нарисуй по точкам», «Восстанови слова». | ||
Март | 21 | Учись учиться! | Развитие памяти, умения классифицировать предметы, способности визуализировать понятия. Развитие моторики. | «Осознание визуального материала», «Повтори предложение», «Фотоаппараты», «Графически диктант». | |
22 | Любопытные факты. | Развитие наглядно-образного и наглядно-действительного мышления, моторики. | «Каким что бывает?», «Кто это?», «Отгадай предмет по описанию», «Контуры». | ||
23 | Культура поведения. | Развитие устойчивости и переключения внимания и контроля речи. | «Угадайки», «Цифровая таблица», «Данетка». | ||
24 | Человек и природа. | Развитие словесно-логического мышления, способности к абстракции, расширение словарного запаса, установление связи между понятиями. | «Нахождение аналогий», «Живое - неживое», «Подбери слова», «Анаграмма». | ||
Апрель | 25 | Русские народные сказки. | Развитие концентрации внимания; зрительный анализ, словесный синтез. | «Лабиринт», «Выполни по образцу», «Весёлая история». | |
26 | Путешествие к весне | Развитие простейших эвристических (поисковых) умений. | Действия по алгоритму, комбинаторные задачи, аналогии. | ||
27 | «Чем я отличаюсь от других». | Развитие воображения речи, эмоциональной саморегуляции, рефлексии. | «Радость», «Ласковое имя», «Раскрась картинку». | ||
28 | Путешествие в цирк. | Развитие воображения, памяти, пантомимической выразительности, речи, моторики. | Стихи, импровизации, беседы, этюды. | ||
29 | Волга – великая река. | Развитие речи, мышления смысловой памяти, расширение кругозора. | «Рисунок из фигур», «Подбери слово», «Допиши по аналогии». | ||
Май | 30 | Цветы. | Развитие пространственного воображения, фантазии, моторики. | «Закрась фигуры», «Запомни ответ», «Пропавшее слово». | |
31 | Труд взрослых | Развитие вербально-логического мышления, кругозора, моторики. | «Контуры», «Словесное рисование», «Соедини пару». | ||
32 | А.С.Пушкин | Развитие речи, памяти, эмоциональной саморегуляции, воображения, творческого мышления. | «Бесконечное предложение», «Весёлая история». | ||
33 | Итоговое занятие «Умники и умницы» | Составление результатов с началом года. Рефлексия. | Викторина «Самый умный». |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Интеллект»
(Развитие познавательных способностей).
Пояснительная записка
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентированна
на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании главных общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из важнейших задач современной начальной школы — создание необходимых и полноценных условия для личностного развития ребенка и формирование его активной позиции.
В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Развитие мышления в начальной школе — дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискуссией и инсайтом, осознанным и подсознательным.
Предлагаемая программа представляет собой игры и упражнения,
воздействующие непосредственно на психические качества ребенка (память, внимание, воображение, наблюдательность, разные виды мышления) и личностную сферу ребенка.
Направленность данной программы — способствовать формированию у младших школьников пространственного восприятия и сенсомоторной координации, развитию подвижности и гибкости мышления, фантазии.
Данный курс построен с опорой на основное требование стандартов нового поколения: обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД). Одним из требований ФГОС является оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Актуальность данной программы состоит в формировании способности и готовности учащихся реализовывать УУД, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Исходя из этого, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемый курс поможет школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно — мотивационную сферу. Работая с заданиями, учитель имеет возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления.
Занятия по курсу построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Данный курс развивающих занятий нацелен на решение творческих задач и интеллектуально — личностно — деятельностное развитие младших школьников.
Цели:
1. Актуализация познавательных процессов;
2. Получение нового деятельностного опыта;
3. Рефлексия;
4. Расширение кругозора;
5. Развитие самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
1.1 Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, обобщения, сравнения, выделение существенных признаков и закономерностей).
2. Развивающие:
2.1 Развитие логического, эвристического, творческого мышления;
2.2 Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);
2.3 Развитие памяти (формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
2.4 Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
2.5 Развитие личностной сферы;
2.6 Развитие устной речи.
3. Воспитательные:
3.1 Воспитание потребностей в самопознании, самооценке и саморазвитии.
3.2 Формирование «Я — концепции» (системы нравственных межличностных отношений)
4. Формы работы:
1. Индивидуальная;
2. Групповая;
5. Оценка достижений учащихся:
1. Самооценка;
2. Психодиагностические процедуры.
В результате целенаправленной деятельности на развивающих занятиях школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать речью свою деятельность.
Содержание обучения. 1 класс (33 часа)
- Формирование пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Формирование первоначальных логических представлений и умений.
- Формирование общих речевых (языковых) умений.
- Формирование простейших эвристических (поисковых) умений.
- Формирование элементов творческого мышления. Развитие наблюдательности, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления.
- Формирование учебной мотивации.
Структура занятия
- «Мозговая гимнастика»
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.
- Веселая переменка (динамическая пауза).
- Штриховка, построение предметных картинок.
- Рефлексия.
При составлении данной программы использовались учебно-методические комплекты, соответствующие ФГОС:
- Языканова Е.В. «Развивающие задания»: тесты, игры, упражнения, 1 класс, М.: Издательство «Экзамен», 2011,- (Серия «УМК»)
- Никольская И.Л., Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума», 1- 4 классы, М.: Издательство «Экзамен», 2012,- (Серия «УМК»)
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», Развитие познавательных способностей, 1 класс, М.: Издательство «Росткнига», 2010г.
- Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога», - СПБ: Наука и Техника, 2010 г.
2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....