Развивающие занятия для учащихся, зачисленных на школьный логопункт
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему
В материале содержатся конспекты развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, зачисленных на школьный логопункт. Занятия проводятся совместно с учителем-логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_zanyatiya.rar | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»
города Губкина Белгородской области
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»
(интегрированное занятие)
4 класс
Подготовили:
учитель-логопед
Машкина Н.В.,
педагог-психолог
Гусарова Т.С.
Губкин, 2012
Цель: развитие речи и познавательных процессов.
Задачи:
- Дать детям понятие о многозначных словах и выражениях.
- Активизировать и расширять словарный запас детей за счет уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений; учить детей адекватному использованию их в самостоятельной речи.
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи детей, учить употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций.
- Развитие внимание, памяти, мышления.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Работа по теме.
Логопед
Сообщение темы занятия.
Знакомство с многозначными словами.
- Назовите животное, которое живет по берегам северных морей: Начинается слово на слово на «м», в слове четыре звука (морж).
- А теперь послушайте стихотворение и скажите, о ком оно:
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьет боржом.
Очень любит эскимо, Вместе ходим мы в кино Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу.
(Это стихотворение о мальчике, который купается в ледяной воде, не боится холода).
—Что общего у моржа-северного животного и моржа-человека?
(Оба не боятся холода и плавают в ледяной воде).
Логопед
— Слово «морж» многозначное слово. Оно может обозначать как животное, так и человека. Слово морж, обозначающее животное, употребляется в прямом значении, а человека — в переносном значении. Человек, не боящийся холода, напоминает моржа, поэтому перенесли название с животного на человека.
В жизни и вы не раз сталкивались с переносом значения.
За что иногда человека называют петухом? Медведем? Соловьем? Ослом? Какие примеры вы можете привести сами?
Вывод: В случаях, о которых мы говорим, перенос значений с животных на людей произошел по сходству признаков — поведения, поступков.
— А теперь на новом примере понаблюдаем за переходом значе ния.
Кто-то из детей читает текст.
Вот шофер, какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил - вертел баранку.
А зачем крутил - вертел?
Лучше взял бы, да и съел!
- Почему шофер не мог съесть баранку?
- Что общего у руля и баранки. (Руль и баранка круглые, они похожи по виду.)
Психолог
Игра «Жил-был кот»
Коллективное составление рассказа, который начинается фразой «Жил-был Кот...». Первый участник должен придумать продолжение этой фразы, второй — повторить ее и придумать следующую и так далее.
Логопед
— Отгадайте загадку:
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном
На лапах шпоры, сам с вершок,
А на макушке - гребешок. (Петух)
- Почему петуха назвали будильником?
- Почему щетку на лобовом стекле машины называют дворником?
Запишите в тетради многозначные слова, с которыми мы познакомились. (Морж, баранка, будильник, дворник).
— Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.)
Психолог
Игра «Коллективный рисунок»
Группа делится на две команды. Участники команд по очереди должны нарисовать на доске с закрытыми глазами заданный предмет. Выигрывает та, команда, которая лучше справится с заданием.
Логопед
Прочитайте записанные на доске словосочетания и найдите в них слова, которые употреблены в переносном значении.
- Острый глаз.
- Твердое слово.
- Крепкие нервы.
Какой частью речи они выражены? (Именем прилагательным).
— Замените эти слова другими, близкими по смыслу.
(Зоркий глаз, честное слово, здоровые нервы).
— Объясните значение выделенных слов. (Дети читают текст с доски).
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Вывод, который должны сформировать дети с помощью логопеда:
Многозначные слова — это те слова, которые употребляются в прямом и переносном значении. Они выражаются именами существительными, прилагательными и глаголами.
Придумать предложения со словосочетаниями и объяснить, в каких случаях слово «язык» в прямом, а в каких — в переносном значении.
Родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола, болит язык.
При наличии времени 2-3 предложения можно записать в тетрадях.
Психолог
Игра-разминка «Колечко»
Учащиеся располагаются в кругу. Ведущий подходит к каждому и только одному ребенку кладет в ладони, сложенные «лодочкой», колечко. Затем обращается ко всей группе: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот ребенок, у которого в руках оказалось колечко, должен быстро выйти в центр круга. Задача остальных — догадаться, у кого колечко и удержать его.
III. Знакомство с многозначными выражениями:
Логопед
— Послушайте рассказ про Мишу.
Учительница обратилась к Мише:
— Если ты будешь считать ворон на уроке, ты можешь остаться на второй год.
Миша очень удивился:
— Я считал не ворон, а сколько дней осталось до каникул. А во рон разве можно сосчитать?
Ребята засмеялись, а учительница сказала:
— Ты не понял значение выражения считать ворон.
Объясните, что означает это выражение?
Вывод: Многозначными могут быть не только слова, но и сочетания слов. По-другому их можно назвать устойчивыми выражениями.
Объясните буквальный и переносный смысл выражений:
намыливать шею, развязать руки, поджать хвост.
Приведите примеры известных вам многозначных выражений. Придумайте предложения с этими выражениями.
Психолог
Игра «Что изменилось?»
Дети по очереди должны внимательно посмотреть на предметы, расположенные на столе. Затем психолог меняет расположение некоторых предметов и предлагается ответить на вопрос: «Что изменилось?».
IV. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание с родителями детей,зачисленных на школьный логопункт "Давайте знакомиться!"
Цель: Познакомить с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.Познакомить с причинами, вызывающими речевые нарушения у детей.Рассмотреть структуру речи и познакомить с логопедически...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».
Цели:- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.Задачи:1) снижение уровня тревожности у детей;2) снятие эмоционального и физического напряжения;3) развитие чувства д...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Эмоция страха».
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста. Цели занятия: раскрытие причин возникновения страхов, осознание необходимости эмоции страха в жизни человека....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Способы освобождения от страха".
Задачи занятия: познакомить детей со способами освобождения от страха, усиление Я ребенка, снятие эмоционального и физического напряжения....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.
Задачи:1) Развитие раскрепощенности учащихся.2) Снятие напряжения.3) Повышение значимости каждого ребенка.4) Расширение сферы те...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".
Задачи:1) Развитие сплоченности.2) Снятие напряжения.3) Развитие эмоционально выразительных движений....