Развивающие занятия для учащихся, зачисленных на школьный логопункт
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему

Гусарова Татьяна Сергеевна

В материале содержатся конспекты развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, зачисленных на школьный логопункт. Занятия проводятся совместно с учителем-логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_zanyatiya.rar38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

города Губкина Белгородской области

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ»

(интегрированное занятие)

4 класс

                                                                                                                 

 

Подготовили:

учитель-логопед

Машкина Н.В.,

педагог-психолог

Гусарова Т.С.

Губкин, 2012

Цель: развитие речи и познавательных процессов.

Задачи:

  1. Дать детям понятие о многозначных словах и выражениях.
  2. Активизировать и расширять словарный запас детей за счет уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений; учить детей адекватному использованию их в самостоятельной речи.
  3. Продолжать совершенствовать грамматический строй речи детей, учить употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций.
  4.  Развитие внимание, памяти, мышления.

Ход занятия.

I.        Организационный момент.

  1. Работа по теме.

Логопед

Сообщение темы занятия.

Знакомство с многозначными словами.

  1. Назовите животное, которое живет по берегам северных морей: Начинается слово на слово на «м», в слове четыре звука (морж).
  2. А теперь послушайте стихотворение и скажите, о ком оно:

Я знаком с одним моржом,  

Ест он кашу, пьет боржом.      

Очень любит эскимо,                                                                     Вместе ходим мы в кино                                                                         Я к моржу домой хожу,      

С ним за партою сижу.

(Это стихотворение о мальчике, который купается в ледяной воде, не боится холода).

—Что общего у моржа-северного животного и моржа-человека?
(Оба не боятся холода и плавают в ледяной воде).

Логопед 

— Слово «морж» многозначное слово. Оно может обозначать как животное, так и человека. Слово морж, обозначающее животное, употребляется в прямом значении, а человека — в переносном значении. Человек, не боящийся холода, напоминает моржа, поэтому перенесли название с животного на человека.

В жизни и вы не раз сталкивались с переносом значения.

За что иногда человека называют петухом? Медведем? Соловьем? Ослом? Какие примеры вы можете привести сами?

Вывод: В случаях, о которых мы говорим, перенос значений с животных на людей произошел по сходству признаков — поведения, поступков.

—        А теперь на новом примере понаблюдаем за переходом значе ния.

Кто-то из детей читает текст.

        Вот шофер, какой чудак,

Он поесть не мог никак,      

Потому что спозаранку      

Он крутил - вертел баранку.    

А зачем крутил - вертел?      

Лучше взял бы, да и съел!

- Почему шофер не мог съесть баранку?                                                                                    

- Что  общего у руля и  баранки. (Руль и баранка круглые, они похожи по виду.)

Психолог

Игра «Жил-был кот»

Коллективное составление рассказа, который начинается фразой «Жил-был Кот...». Первый участник должен придумать продолжение этой  фразы, второй — повторить ее и придумать следующую и так далее.

Логопед

—        Отгадайте загадку:

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном      

На лапах шпоры, сам с вершок,

 А на макушке - гребешок.                    (Петух)

  1. Почему петуха назвали будильником?
  2. Почему щетку на лобовом стекле машины называют дворником?

Запишите в тетради многозначные слова, с которыми мы познакомились. (Морж, баранка, будильник, дворник).

—        Какой частью речи они выражены?  (Именем существительным.)

Психолог 

Игра «Коллективный рисунок»

Группа делится на две команды. Участники команд по очереди должны нарисовать на доске с закрытыми глазами заданный предмет. Выигрывает та, команда, которая лучше справится с заданием.

Логопед

Прочитайте записанные на доске словосочетания и найдите в них слова, которые употреблены в переносном значении.

  1. Острый глаз.
  2. Твердое слово.
  3. Крепкие нервы.

Какой частью речи они выражены?  (Именем прилагательным).

—        Замените эти слова другими, близкими по смыслу.
(Зоркий глаз, честное слово, здоровые нервы).

—        Объясните значение выделенных слов. (Дети читают текст с доски).

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат. 

Говорят: часы идут,          

Но немножко отстают.

Вывод, который должны сформировать дети с помощью логопеда:

Многозначные слова — это те слова, которые употребляются в прямом и переносном значении. Они выражаются именами существительными, прилагательными и глаголами.

Придумать предложения со словосочетаниями и объяснить, в каких случаях слово «язык» в прямом, а в каких — в переносном значении.

Родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола, болит язык.

При наличии времени 2-3 предложения можно записать в тетрадях.

Психолог

Игра-разминка «Колечко»

Учащиеся располагаются в кругу. Ведущий подходит к каждому и только одному ребенку кладет в ладони, сложенные «лодочкой», колечко. Затем обращается ко всей группе: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот ребенок, у которого в руках оказалось колечко, должен быстро выйти в центр круга. Задача остальных — догадаться, у кого колечко и удержать его.

III. Знакомство с многозначными выражениями:

Логопед

 — Послушайте рассказ про Мишу.

Учительница обратилась к Мише:

—        Если ты будешь считать ворон на уроке, ты можешь остаться на второй год.

Миша очень удивился:

—        Я считал не ворон, а сколько дней осталось до каникул. А во рон разве можно сосчитать?

Ребята засмеялись, а учительница сказала:

—        Ты не понял значение выражения считать ворон.
Объясните, что означает это выражение?

Вывод: Многозначными могут быть не только слова, но и сочетания слов. По-другому их можно назвать устойчивыми выражениями.

Объясните буквальный и переносный смысл выражений:

намыливать шею, развязать руки, поджать хвост.

Приведите примеры известных вам многозначных выражений. Придумайте предложения с этими выражениями.

Психолог

Игра «Что изменилось?»

Дети по очереди должны внимательно посмотреть на предметы, расположенные на столе. Затем психолог меняет расположение  некоторых предметов и предлагается ответить на вопрос: «Что изменилось?».

   

   IV.  Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание с родителями детей,зачисленных на школьный логопункт "Давайте знакомиться!"

Цель: Познакомить с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.Познакомить с причинами, вызывающими речевые нарушения у детей.Рассмотреть структуру речи и познакомить с логопедически...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».

Цели:- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.Задачи:1) снижение уровня тревожности у детей;2) снятие эмоционального и физического напряжения;3) развитие чувства д...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Эмоция страха».

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста. Цели занятия: раскрытие причин возникновения страхов, осознание необходимости эмоции страха в жизни человека....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Способы освобождения от страха".

Задачи занятия: познакомить детей со способами освобождения от страха, усиление Я ребенка, снятие  эмоционального и физического напряжения....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.

Задачи:1)    Развитие раскрепощенности учащихся.2)    Снятие напряжения.3)    Повышение значимости каждого ребенка.4)    Расширение сферы те...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".

Задачи:1)    Развитие сплоченности.2)    Снятие напряжения.3)    Развитие эмоционально выразительных движений....