Собрание с родителями детей,зачисленных на школьный логопункт "Давайте знакомиться!"
материал по логопедии на тему
Цель:
- Познакомить с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.
- Познакомить с причинами, вызывающими речевые нарушения у детей.
- Рассмотреть структуру речи и познакомить с логопедическими диагнозами.
- Познакомить со стартовой диагностикой речевого развития детей.
- Познакомить с организацией коррекционно - логопедической работы с детьми, зачисленными на школьный логопункт МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катава.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_roditelskoe_sobranie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Давайте знакомиться!», сентябрь 2014 г.
Цель:
- Познакомить с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.
- Познакомить с причинами, вызывающими речевые нарушения у детей.
- Рассмотреть структуру речи и познакомить с логопедическими диагнозами.
- Познакомить со стартовой диагностикой речевого развития детей.
- Познакомить с организацией коррекционно - логопедической работы с детьми, зачисленными на школьный логопункт МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катава.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я пригласила вас на эту встречу, чтобы познакомиться и обсудить организационные вопросы, связанные с дальнейшим обучением ваших детей на школьном логопункте.
1. Для начала давайте разберемся, чем занимается учитель-логопед в школе.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
1. развитие связной речи,
2. коррекция произношения,
3. накопление и совершенствование словаря,
4. развитие физического и речевого слуха,
5. развитие грамматической стороны речи,
6. развитие артикуляционной моторики,
7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
2. Причины, вызывающие речевые нарушения у детей.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны.
Выделяют 2 группы факторов, влияющих на развитие речевых и неречевых процессов: органического и функционального генеза.
К факторам органического генеза относятся:
- Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (токсикозы, ушибы, падения, нервные стрессы, тяжелые заболевания матери во время беременности);
- Родовые травмы (асфиксия, травмы мозга, вследствие наложения щипцов);
- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания, наследственные заболевания);
- Наследуемые генные изменения (изменения внутренней структуры отдельных генов), хромосомные изменения (изменения структуры самих хромосом); геномные изменения (изменения количества хромосом);
- Повреждение мозга нейроинфекционными заболеваниями (менингиты, энцефалиты), травмы черепа в доречевой период жизни ребенка.
Если проблемы речевого и неречевого развития обусловлены органическими причинами, то успешность в их разрешении будет зависеть от комплексной работы разных специалистов: медиков, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.
К факторам функционального генезиса следует отнести:
- Педагогическую запущенность (устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в отставании его развития от собственных возможностей, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании).
Например, если мама мало общается со своим ребенком в период дошкольного детства, то он испытывает дефицит в речевых и социальных контактах. И как следствие возникает задержка его моторного и речевого развития. Это нередко происходит в семьях, где родители либо много работают и не имеют возможности заниматься своим ребенком, либо взрослые не умеют общаться с детьми.
- Неправильную речь окружающих.
Речь детей развивается благодаря каждодневному общению со взрослым. Если ребенок постоянно слышит неправильную речь, то его собственная будет развиваться с нарушением речевых норм и правил. Ребенок должен находиться в благополучной речевой среде, подражать правильной и содержательной речи.
- Обучение, неадекватное возможностям ребенка.
Бывают случаи, когда ребенок не может справиться со школьной программой, хотя уровень его умственного развития соответствует возрастной норме. Это связано с тем, что методика обучения не в полной мере соответствует индивидуальным особенностям ребенка. Особенно проблемы в развитии проявляются у тех детей, которые соматически ослаблены (часто и много болеют), имеют ММД (минимальные мозговые дисфункции - комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающий вследствие органического поражения мозга), СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - этот синдром встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития, чаще при отдаленных последствиях органического поражения мозга), ЗПР (задержку психического развития).
Конечно, решить все проблемы быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Поэтому ребенку, имеющему речевые нарушения, нужна помощь сразу нескольких специалистов и родителей.
3. Структура речи. Возможные логопедические диагнозы.
Речь как система состоит из нескольких компонентов. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому недоразвитие одного компонента ведёт, как правило, к деформации всей системы — общему речевому недоразвитию.
Структура речи включает в себя:
- звукопроизношение,
- лексику (словарь ребенка),
- грамматику (построение фраз и связь слов в предложении).
В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс может задерживаться. Тогда логопед детской поликлиники дает заключение - ЗРР (задержка речевого развития).
Если к 4-5 годам проблемы сохраняются – логопед дает заключение ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи - если ребенок неправильно произносит звуки). В этом случае ребенку рекомендуются специальные коррекционно–развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада.
Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.
В школе очень часто дети получают логопедическое заключение: Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) - при этом звукопроизношение не нарушено, фонематические процессы относительно сохранны, но имеется нарушение грамматического строя речи, словообразования, ограничен словарный запас. Необходима длительная систематическая работа по формированию всех грамматических категорий.
Может быть дано заключение: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) - когда у ребенка нарушены все компоненты языковой системы: и звукопроизношение (некоторые звуки), и фонетико-фонематическая сторона речи, и лексика, и грамматический строй, и словообразование. Необходима систематическая работа по формированию всех грамматических категорий и коррекция звукопроизношения.
До 6 – 7 лет (к поступлению ребенка в 1 класс) все дефекты звукопроизношения, нарушения лексики, грамматики должны быть ликвидированы!!!
В случае наличия у ребенка этих дефектов при поступлении в школу, в дальнейшем у него возникнут значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку. У ребенка возникнет дисграфия и дислексия. А это - очень непросто исправить! И вы должны быть к этому готовы.
4. Результаты стартовой диагностики.
Диагностика показала следующие проблемы речевого развития детей:
- 4 ребенка имеют нарушения звукопроизношения различной степени тяжести;
- бедный словарный запас;
- связная речь развита очень слабо (трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картин, пересказ текста);
- в основном, используют в речи только простые предложения;
- проблемы в употреблении предлогов (в, на, над, под, из, около);
- немногие могут определить место звука в слове, количество слогов в слове, количество звуков в слове, слов в предложении;
- часть детей затрудняется в назывании детёнышей животных, либо образуют неправильную форму слова;
- многие затрудняются образовывать форму мн.ч. от существительного ед.ч. (стол – столы), либо образовывают неправильную форму слова (ухо – ухи, окно-окнов);
- трудности в образовании относительных (кукла из бумаги – она бумажная), качественных (если днем жара, то день жаркий) и притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья) от существительных.
По результатам логопедического обследования учащиеся зачислены на школьный логопункт.
5.Организация коррекционно - логопедической работы с детьми, зачисленными на школьный логопункт.
Регулярные занятия в логопедическом пункте проводятся с 1 октября по 30 мая в часы, свободные от уроков в образовательном учреждении, с учётом режима работы учреждения.
Основная форма организации учебной коррекционно-логопедической работы – индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю (в зависимости от степени выраженности речевого нарушения), продолжительность - 20 минут.
Занятия могут проходить в подгруппах, если имеются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта. Такие занятия продолжаются 25 минут.
Продолжительность коррекционного обучения зависит от тяжести и степени выраженности речевого нарушения (от 4 месяцев до 2 лет).
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию в г.Челябинск.
Критерии речевого развития ребёнка 7 лет
В норме в возрасте 7 лет дети должны:
- знать названия окружающих предметов, их частей;
- пользоваться в речи обобщающими понятиями;
- подбирать антонимы и синонимы к прилагательным, наречиям, глаголам, существительным;
- употреблять для описания предметов прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние;
- иметь представление о родственных словах и многозначности слов;
- безошибочно согласовывать существительные с числительными и прилагательными;
- употреблять в речи существительные в косвенных падежах;
- изменять по числам и родам существительные, прилагательные и глаголы;
- уметь образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов;
- пользоваться в речи простыми и сложными предлогами;
- правильно произносить все звуки;
- чётко проговаривать слова сложной слоговой структуры;
- уметь передать содержание сюжетной картинки;
- уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- уметь составлять рассказ-описание на основе наглядности и по представлению;
- уметь пересказывать сказку, рассказ, мультфильм;
- рассказывать наизусть стихотворение с соблюдением интонационных средств выразительности;
- определять наличие и место звука в слове;
- уметь выделять первый и последний звук в слове;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;
- уметь выделять слова из состава предложений;
- синтезировать предложения из данных слов или по данной схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»
Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....
Логопедическая памятка для родителей будущих первоклассников. Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Саранск 2017
Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".
Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...
Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»
Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....
Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».
Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....