Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879»
(ГБОУ Школа № 879)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Составитель:
Учитель-логопед
Дамаскина Н.В.
Пояснительная записка
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям с задержкой психического развития, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Таким образом, цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных актов:
- «Закон об образовании в Р.Ф.» от 29.12.2012. №279-ФЗ;
- инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»;
- инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"
Целевые ориентиры образовательной программы школы, учитываемые при составлении рабочей программы:
- обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
- обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- обеспечение доступности получения качественного начального образования;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего образования;
- духовно-нравственного развития и сохранения здоровья обучающихся;
- создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:
освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи:
- Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
- Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Общая характеристика программы.
Данная программа способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. В свою очередь содержание программы является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.
Организация образовательного процесса
Формы: групповые и индивидуальные занятия
Типы занятий:
- Совершенствование знаний, умений и навыков;
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;
- Комбинированные занятия;
- Занятия по контролю умений и навыков.
Виды занятий:
- Занятие- беседа;
- Занятие – игра;
- Практическое занятие.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Игровые, словесные, наглядные, практические.
- Наглядно – демонстрационные;
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- Письменного контроля и самоконтроля.
- Практического контроля и самоконтроля.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Педагогические технологии:
- Дифференцированное обучение.
- Операционно-предметная система обучения.
- Моторно-тренировочная система.
- Операционно-комплексная система.
- Практические методы обучения.
- Технологии коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Ученик научится:
- различать гласные ударные и безударные звуки;
- различать согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки;
- различать части речи;
- правильно согласовывать части речи по числам, родам и падежам;
- различать структуру предложения;
- находить и правильно подбирать родственные и однокоренные слова;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;
- образовывать однокоренные слова;
- пользоваться навыками словообразования, выделять корни в сложном слове;
- образовывать слова при помощи суффиксов;
- образовывать новые слова при помощи приставок;
- дифференцировать приставки и предлоги;
- понимать значение предлогов и правильно употреблять их;
- различать слова противоположные по значению;
- различать близкие по значению слова;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании..
Ученик получит возможность ознакомиться:
- со способами распознавания гласных и согласных звуков;
- со способами распознавания парных согласные;
- с правилами письма предлогов со словами;
- с правилами пересказа.
Содержание коррекционно-развивающего обучения.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
- активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);
- формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
- формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
- развивать навыки дифференциации гласных и согласных звуков;
- формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;
- уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);
- обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.
УУД:
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая
их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости
от конкретных условий;
учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Принципы отбора и основногои дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Коррекция тяжелых нарушений речи детей с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:
- на основании заключения ЦПМПК
- интересов обучающихся,
- возможностей ОУ и материально-технической базы,
- наличия методического и дидактического обеспечения,
- особенностей местных социально-экономических условий.
Место и роль курса в обучении:
При формировании учебного плана, как составляющей организационного компонента коррекционно-развивающей программы, выделено 2 час в неделю (68 часа в год).
Система оценки достижений учащихся:
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования в области Технологии.
При итоговом оценивании результатов освоения данной программы учитывается сформированность умений выполнения учебно-практических и учебно-познавательных задач в области Логопедии.. Итоговая оценка результатов освоения данной программы включает две составляющие: результаты промежуточной диагностики обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений и результаты итоговой диагностики ученика, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения данной программы.
Инструментарий для оценивания результатов освоения программы включает:
- задания проверочных работ (тесты);
-слоговой структуры и сформированности лексико-грамматических категорий по методике Т.А. Фотековой;
-обследование письменной речи по методике О.Б. Иншаковой
- обследование техники чтения по методике А.Н.Корневу.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Звуковой анализ и синтез | 4 | |
Корень. Однокоренные слова | 8 | |
Безударная гласная | 10 | |
Словообразование. Словоизменение | 14 | |
Согласование | 15 | |
Управление | 10 | |
Связная речь | 7 | |
ИТОГО: | 68 |
Содержание программы
Данная программа включает в себя 7 разделов: звуковой анализ и синтез, корень, однокоренные слова; безударная гласная; словообразование, словоизменение; согласование; управление; связная речь.
- Звуковой анализ и синтез (4 ч.)
Закрепление навыка определения ударного слога. Закрепление умений определять количество звуков в слове и производить звуковой анализ слов.
- Корень. Однокоренные слова (10ч.)
Родственные и однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значением приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
- Безударная гласная (10ч)
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах
в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной
в безударном слоге корня. Общее представление о орфограмме.
- Словообразование. Словоизменение (16 ч.)
Устранение аграмматизма в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слова по составу. Обогащение словарного запаса (синонимами, антонимами, многозначными словами). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
- Согласование (13ч)
Число имен существительных (единственное множественное). Изменение мен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласование глагола с существительным
в числе, роде и во времени.
- Управление (10ч)
Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежей.
- Связная речь. (5 ч.)
Составление рассказов по серии картинок. Составление рассказов по сюжетной картинке. Развитие способности выполнять пересказ прочитанного или услышанного текста.
Список использованной литературы:
- Большакова С.Е. ,Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей., 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2014
- Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. - М.: Школьная пресса, 2006.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1991.
- Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М., 2007.
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе.- Москва «Просвещение», 2012
- Кошевникова А.М., Бондаренко И.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск, 2012.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Осипова Т.А., Ларионова И.А., Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми ОНР.-Москва.,Владос,2014
- Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Ушакова Е.В., Гусейнова А.А.Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса. - М.: МГПУ, 2012
- Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие // Инклюзивное образование. Выпуск 3 / Под ред. Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.– СПб.: Речь, 2005.
- Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией. – М.: Когито-Центр, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР
В материале представлены: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1), презентация к занятию. План проведения предметны...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....